Каталог статей

Картаева Ж.А.

Анализ деятельности нефтегазового комплекса Республики Казахстан

The article considers the state oil and gas sector of Kazakhstan and is relevant, as market conditions require an entity to continuously improve the efficiency, competitiveness of products and services through the introduction of scientific and technological progress, effective forms of management and production management, increased production initiatives.. The development of the oil market, increase its competitiveness - a key priority of economic policy of Kazakhstan.

Нефтегазовый комплекс Казахстана является одной из приоритетных отраслей экономики, обеспечивающих развитие Республики Казахстан. Это обусловлено тем, что Республика Казахстан относится к странам мира, имеющим большие перспективы развития за счет освоения выявленных нефтегазовых ресурсов.

Теоретической основой современной экономики природопользования является экономика благосостояния. Она представляет собой направление нормативного анализа, опирающееся на ценностные суждения и разрабатывающее на их основе принципы и инструменты экономической политики.

Наращивание экономического потенциала нефтегазового сектора в сфере недропользования связывается с возрастающей добычей нефти в целом по республике, созданием разветвленной сети инфраструктурных производств, формированием новых отраслей специализации. Особое внимание при этом уделяется не только вводу в разработку новых структур, содержащих нефть, газ, конденсат, но и переходу на качественно иной этап развития - от опытно-промышленной эксплуатации к промышленному освоению.

При обосновании основных условий повышения эффективности функционирования нефтегазового комплекса необходимо учитывать соотношение коммерческих интересов хозяйствующих субъектов. Это связано с тем, что все предпосылки в своей основе опираются на это базовое положение. Действительно, реформирование налоговой политики в нефтегазовом комплексе и перспективы развития малого и среднею бизнеса, а также инновационная и инвестиционная политика в отрасли зависят оттого, насколько сбалансированы экономические интересы государства.

В современных условиях существенно возрастает роль экономического стимулирования в обеспечении процесса ресурсосбережения. Расширение хозяйственной самостоятельности основного звена промышленности - предприятия - открывает принципиально новые возможности для повышения действенности экономического стимулирования на снижение материальных затрат. В настоящее время конкретные виды материальных ресурсов, на экономию которых могут выплачиваться премии, определяются непосредственно на предприятиях и объединениях.

Развитие рынка нефтепродуктов, повышение его конкурентоспособности – важнейший приоритет экономической политики Казахстана. В частности, в госпрограмме по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010–2014 годы отмечено, что одной из главных задач нефтегазового сектора республики становится обеспечение потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах. На повестке дня стоят вопросы увеличения глубины переработки нефти до 87–90% и доведения качества отечественных нефтепродуктов до международных стандартов (Евро-3 – Евро-5).[1]

В Казахстане в условиях роста потребности общества в объектах инфраструктуры и качественного предоставления ими услуг, увеличения морального и физического износа основных средств и отсутствия у государства достаточных финансовых ресурсов на обновление и создание объектов инфраструктуры, использование механизмов ГЧП (государственно-частного партнерства) может обеспечить выполнение задач в отраслях традиционной ответственности государства, позволит реализовать и развивать потенциал частных инвесторов и привлечь средства институциональных инвесторов.

К настоящему времени около 900 тыс. кв. км площади республики покрыто сетью региональных, поисковых и детальных сейсмических профилей, отработанных различными организациями Казахстана и России в 1958– 1965 и 1975– 1995 годы.

Общие прогнозные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья в Республике Казахстан составляют 17 млрд. тонн, из них 8 млрд. тонн приходится на казахстанский сектор Каспийского моря (далее – КСКМ). По подтвержденным запасам нефти Казахстан входит в число 15 ведущих стран мира. Казахстан обладает значительными запасами углеводородного сырья – 3,3 % мировых запасов (извлекаемые запасы нефти составляют 4,8 млрд. тонн и извлекаемые запасы газа, с учетом новых месторождений на Каспийском шельфе, достигли более 3 трлн. куб. м, а потенциальные ресурсы оцениваются в 6– 8 трлн. куб.м).

Нефтегазоносные районы республики, на которых расположено 172 нефтяных и 42 конденсатных месторождения (в том числе, более 80 разрабатываются), занимают площадь около 62 % территории Казахстана. Основные запасы нефти в Казахстане (более 90 %) сконцентрированы в 15 крупнейших месторождениях – Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, Узень, Жетыбай, Жанажол, Каламкас, Кенкияк, Каражанбас, Кумколь, Бузачи Северные, Алибекмола, Прорва Центральная и Восточная, Кенбай, Королевское, половина – в двух гигантских нефтяных месторождениях Кашаган и Тенгиз.

Месторождения находятся на территории шести из четырнадцати областей Казахстана. Это Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская и Мангистауская области. При этом примерно 70 % запасов углеводородов сконцентрировано на западе Казахстана.

Наиболее разведанными запасами нефти обладает Атырауская область, на территории которой открыто более 75 месторождений с запасами промышленных категорий 930 млн. тонн.[2]

Нефтегазовая отрасль является потенциально опасной сферой антропогенной деятельности, но она перестаёт быть опасной при высоком уровне управления производственным циклом, при выполнении недропользователем своих контрактных обязательств, при объективном и справедливом мониторинге со стороны компетентных государственных органов, при разрешении возникших проблем (производственных, технологических, экологических, социальных, правовых и др.) на основе положений законов. Эта отрасль всё ещё является «локомотивом» всей экономики Казахстана и отношение к ней должно быть соответствующим, в этой сфере не должно быть конфликтов, особенно с теми недропользователями, которые показывают высокие образцы производственной деятельности и управления бизнесом. Заявления представителей государственных органов о намерениях отзывать лицензии, приостанавливать или расторгать заключенные контракты не способствуют формированию положительного имиджа страны у законопослушных недропользователей, подрывают авторитет государственной власти в глазах общественности и предпринимательской среды и не способствуют улучшению ситуации по обеспечению надлежащего правопорядка в этой сфере экономики Казахстана.

Современное состояние нефтеперерабатывающей отрасли пока не удовлетворяет потребности внутреннего рынка республики в нефтепродуктах. Показатели казахстанских заводов значительно отстают от аналогичных показателей передовых нефтеперерабатывающих предприятий.

Одна из основных проблем развития рынка нефтепродуктов в Казахстане – низкий уровень конкурентоспособности нефтеперерабатывающих производств. НПЗ республики, построенные еще в советское время, не отвечают современным стандартам. Отсутствие высокотехнологичных производств получения нефтехимических продуктов после глубокой очистки углеводородного сырья не позволяет наладить выпуск достаточных объемов качественной товарной продукции с высокой добавленной стоимостью. Казахстан значительно отстает от развитых стран мира по глубине переработки нефти. По оценкам экспертов, уровень переработки нефти на республиканских НПЗ составляет около 45–50%. Для сравнения: в США, Канаде и Великобритании данный показатель приближается к 86–92%.[3]

На казахстанских нефтеперерабатывающих предприятиях весьма высок объем производства мазута, значительная часть которого вместо дальнейшей глубокой переработки сжигается в топках электро- и теплостанций для выработки тепла и электроэнергии, а часть сжигается в факелах. Между тем мазут является основным видом сырья для производства широкого ассортимента топлива, масел и других важнейших синтетических нефтехимических продуктов.

Проблема рынка нефтепродуктов республики – постоянная недозагруженность перерабатывающих мощностей.

Это связано, во-первых, с низким уровнем глубины переработки нефти. Еще одна проблема – отсутствие эффективного механизма госрегулирования топливно-энергетического рынка республики.

Все это обусловливало проведение государством неэффективной налоговой политики в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК), ориентацию нефтегазовых компаний в основном на широкомасштабный экспорт сырой нефти, сохранение низкого уровня конкурентоспособности нефтеперерабатывающих предприятий.

Неразвитость сферы перевозок нефтепродуктов, соответствующих логистических систем – сдерживающий фактор в обеспечении потребностей внутреннего рынка. Поэтому важная роль отводится решению проблем с логистикой нефтепродуктов от заводов до АЗС.

Для развития деятельности нефтегазового комплекса Республики Казахстан необходимо:

1. Проведение адекватной инвестиционной политики.

2. Совершенствование финансового механизма поддержки отечественного бизнеса.

3. Подготовка квалифицированных конкурентоспособных кадров в сфере нефтегазового оборудования.

4. Повышение логистических перевозок нефтепродуктов.

Все это, на мой взгляд, будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, созданию производств с высокой добавленной стоимостью.

Список использованной литературы:

1. Программа по развитию нефтегазового сектора в Республике Казахстан на  2010 – 2014 годы – 2010 г.

2. Парамонов В., Строков А., Столповский О. // Нефтегазовые состояние Казахстана. — 2010 г. — № 16, стр. 5, г. Алматы.

3. Смирнов С. Кувшин, полный нефти // Эксперт Казахстан. — 2010 г. — № 12, стр. 15, г. Алматы.