Каталог статей

Сапрыкина Г.Н.

Уровень социально-экономического развития региона как фактор, влияющий на состояние туризма

Преобразования экономики России сопровождаются возникновение целого ряда новых экономических процессов и появлением в теории и прак­тике хозяйствования категорий, которые ранее не имели широкого распро­странения.

По прогнозу Всемирной туристической организации, до конца 2020 г. Россия войдет в двадцать крупнейших стран по въезду туристов. Реформы государственного устройства пост перестроечной России оказали существен­ное влияние на экономику страны. Мощный толчок к генерации масштабных туристических потоков, которые внесли значимое перераспределение капиталов и приоритетов в этой сфере, вызвали оживление туристической отрасли, создали тысячи ор­ганизаций индустрии туризма и десятки тысяч рабочих мест дали следующие факторы:

· Введение института предпринимательства;

· упрощение туристских формальностей;

· значительное расширение круга лиц, потенциально способных выезжать за рубеж;

· введение политики валют­ного регулирования, позволяющей легитимное обращение и вывоз значи­тельных сумм валюты; выделение устойчивой группы населения, обладаю­щего средними и высокими доходами, достаточными для поездки за рубеж. [3].

Уровень социально-экономического развития конкретного региона яв­ляется важнейшим фактором, влияющим на состояние внутреннего и международного туризма. Материальный достаток жителей региона определяет их возможность путешествовать. Инфраструктура туризма региона (гостиницы, дороги, транспорт, рестораны и др.) во многом определяет интерес иностран­ных и российских туристов к данному региону [1].

Развитие внутреннего и въездного туризма в настоящее время сдержи­вается целым рядом негативных факторов, к которым относятся:

· улучшение материального положения населения, повлекшее отказ от привычных, налаженных туров и востребованность в изменении ассортимента предлагаемых туруслуг;

· отсутствие комплексного взгляда на стра­ну;

· недостаточное развитие туристической инфраструктуры, в частности нехватка гостиниц среднего класса;

· неудовлетворительная работа транспортных предприятий;

· экономическая нестабильность в стране; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; не про­работанность нормативно-правовой базы;

· ограниченность рекламы россий­ских туристических направлений за рубежом.

Эти проблемы невозможно решить без поддержки государства. В настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится созда­ние эффективных условий для работы туристических организаций. [2].

Это предполагает:

· формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы;

· развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего;

· укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвести­ций;

· развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособ­ности страны на международном рынке;

· разработка и внедрение прогрессив­ных методов и стандартов туристского обслуживания;

· возрождение социаль­ного туризма и на его основе гармонизация социальной и общественной жиз­ни населения, что должно привести к повышению интереса граждан России к родной стране, а так же более эффективному решению вопросов сохранения историко-культурного наследия и окружающей среды;

· проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование имиджа России как страны, благоприятной для туризма.

Проведенный нами анализ рекламных публикаций, размещаемых туроператорами и турагентами в специализированных изданиях, приводит к выводу, что спектр услуг очень ограничен, и в основном организации инду­стрии туризма предлагают продукцию, не отличающуюся от продукции друг друга.

Следовательно, перед российскими туристическими организациями и отраслью в целом, встает проблема поиска, таких методов построения эф­фективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой организации индустрии туризма в отдельности и способст­вовать тем самым дальнейшему развитию всей отрасли туристического биз­неса.

Литература

1. Волошин Н.И., Исаев Н.В. и другие Учебник. « Менеджмент туризма: Ту­ризм как объект управления». - М.: Финансы и Статистика, 2002. 302 с.

2. Герзмава Л. Р. География международных туристских потоков: Автореф. дисс. канд. геогр. наук. М., 2000

3. Квартальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. - М.:2000. - 142 с.