Каталог статей

Калтаева А.Б.

Этапы разработки стратегии формирования конкурентоспособности предприятия на основе маркетинговой концепции

Необходимость функционирования в изменяющихся рыночных условиях актуализируют для предприятий задачу формирования их конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия можно определить, как способность предприятия эффективно использовать свои производственные, финансовые и человеческие ресурсы для производства продукции, которая по ценовым и неценовым характеристикам отвечают потребностям потребителей более полно, чем аналогичная продукция предприятий-конкурентов

Формирование конкурентоспособности – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности предприятия во всех направлениях его деятельности.

Конкурентоспособность предприятия практически любой отрасли складывается под воздействием различных факторов, подразделяемых на внешние и внутренние.

К внешним фактором относятся:

- факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества предприятия в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.;

- активность конкурентов;

- факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;

- наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;

- действия правительства;

- степень приватизации предприятий данной отрасли;

- случайные события.

К внутренним факторам относятся:

- рыночная эффективность, т.е. максимально возможное удовлетворение потребителей [1, с. 98];

- экологическая эффективность,

- эффективность издержек, т.е. соответствие общей стратегии фирмы, оптимизации послепроизводственных издержек и координации связей, возникающих, когда метод какого-либо вида деятельности предприятия - производство, маркетинг, управление финансами и т.д., влияет на стоимость или эффективность других [2, с. 97];

- эффективность менеджмента.

На внешние факторы, кроме случайных событий, предприятие может оказывать лишь косвенное влияние, поэтому для осуществления управления конкурентоспособностью необходимо оказывать воздействие на внутренние факторы.

На данном этапе развития казахстанских предприятий, на наш взгляд, среди вышеназванных внутренних факторов наибольшего внимания заслуживает рыночная эффективность, подразумевающая наиболее полное удовлетворение потребителей, оперативное реагирование на изменения во внешней среде и адаптацию к ним внутренних факторов производства. Это обусловливает необходимость формирования конкурентоспособности предприятия на основе концепции маркетинга.

Маркетинговая концепция формирования конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, должна базироваться на следующих принципах:

- деятельность всех функциональных подразделений предприятия должна быть переориентирована на удовлетворение реального и потенциального платежеспособного спроса;

- основные решения по реформированию деятельности как отдельных функциональных подразделений, так и предприятия в целом принимаются на основе исследования внутренней и внешней среды.

На основе маркетинговой концепции формирования конкурентоспособности разрабатывается маркетинговая стратегия формирования конкурентоспособности, представляющая собой комплекс маркетинговых действий, направленных на обеспечение желаемого уровня конкурентоспособности предприятия.

Процесс разработки маркетинговой стратегии формирования конкурентоспособности представляет собой последовательность из следующих действий:

1. Анализ текущего состояния уровня конкурентоспособности предприятия для определения его сильных и слабых сторон и определение первостепенных целей и задач по обеспечению конкурентоспособности.

2. Исследование состояния конкурентоспособности предприятия и выявление его реальных и потенциальных конкурентных преимуществ.

3. Выбор стратегии в зависимости от целей и задач компании на основе проведенного анализа.

4. Определение и обоснование направлений маркетинговых мероприятий по формированию конкурентоспособности предприятия.

5. Разработка маркетинговых мероприятий по формированию конкурентоспособности предприятия

6. Составление маркетинговой программы по реализации разработанных мероприятий с выбором приоритетных элементов маркетинг-микса.

Разработанная таким образом стратегия формирования конкурентоспособности предприятия позволит определить главные направления и мероприятия его маркетинговой деятельности и оказывать управляющее воздействие на его конкурентоспособность посредством изменения элементов маркетинг-микса.

Литература:

1. Вютрих Ганс А., Винтер Вольфганг Б. Конкурентоспособность глобальных предприятий // Проблемы теории и практики упр. - 1995. - № 3

2. Шварц Г. «Мягкие» составляющие конкурентоспособности // Проблемы теории и практики упр. - 1995. - № 4

3. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики / — М. : КНОРУС, 2005