Каталог статей |
Кряжич О.А. Необходимость маркетингового подхода в управлении предприятиями сферы энергетикиВ настоящее время в отечественных компаниях-монополистах (что характерно для подобных компаний всего постсоветского пространства) бытует мнение, что маркетинг не нужен, т.к. его практическая реализация не приносит никакого экономического эффекта при работе на монопольном рынке. Это в полной мере касается и отношения к маркетинговому подходу в управлении на предприятиях энергетики. Однако, следует отметить, что западные страны широко и довольно успешно применяют маркетинговый подход на монопольных рынках.Поэтому с целью дальнейшего совершенствования работы энергокомпаний в Украине существует необходимость выявления особенностей формирования маркетингового подхода в управлении предприятиями энергетической сферы, выделение основных проблем и направлений дальнейшего исследования энергорынка и разработки маркетинговой концепции управления. В постсоветских странах только в России в последние годы стали разрабатывать тематику маркетинга в энергетике [1]. По исследованию украинского рынка энергетики материалов практически нет. Встречаются на территории СНГ публикации компании «Hagler Bailly Consulting», которые касаются исследований украинского энергетического рынка. В частности, указанная компания в своей аналитической статье говорит следующее: «…отсутствие в сфере энергосервисных услуг Украины базовых компонент цивилизованного рынка, в первую очередь, развитой сети энергосервисных компаний (ЭСКО), являющихся элементами этого рынка, и системы "контрактовых бирж", где рыночный механизм мог бы функционировать, т. е. могли бы заключаться контракты ЭСКО с энергоснабжающими организациями и потребителями на реализацию услуг. …Решить эту проблему можно, если обратиться к опыту зарубежных стран и, в первую очередь, США. При этом, в качестве рабочего механизма целесообразно использовать уже существующий и многократно проверенный на практике механизм работы американских энергосервисных компаний (ЭСКО), а систему контрактовых бирж в Украине строить на базе уже существующих отделов энергосбережения в министерствах и ведомствах, организациях и предприятиях различных форм собственности, предоставляя им право заниматься коммерческой деятельностью в качестве контрактовых бирж» [2]. Хочется отметить, что Украина уже прошла этап матричного переноса менеджмента и маркетинга из чуждой среды, имеющей свои характерные особенности, на отечественную почву. Украинские специалисты давно уже поняли, что для того, чтобы получить результат, нельзя безоговорочно копировать чужое, а необходимо взять лучшее и с учетом собственного опыта и знаний адаптировать на своих предприятиях. То же самое можно сказать и о маркетинге в энергетической сфере – для того, чтобы эффективно управлять, нужно создавать и развивать собственные подходы и технологии. Маркетинг в электроэнергетике существенно отличается от маркетинга в других отраслях хозяйственной деятельности, что связано с технологическими и экономическими особенностями электроэнергетики. В проблеме функционирования рынка энергии сконцентрировались в настоящее время определенные интересы государства, общества, энергетики в целом и отдельных ее предприятий. Переход от государственной энергетики к рыночной, да еще при отсутствии достаточного внимания к менеджменту, инновационному развитию, планированию, как и следовало ожидать, идет болезненно. В «одночасье» отрасль изменила форму собственности, из государственной перешла к акционерной. В настоящее время на коллективы акционерных предприятий в энергетике возложена не только ответственность за экономическую самостоятельность предприятий, но и выполнение обязательств перед государством при ряде управленческих проблем в механизме взаимодействия этих задач. Революционный путь перехода к новым условиям хозяйствования зачастую оказывается недостаточно подкреплен механизмом хозяйственного функционирования, организационными и методическими разработками. На большинстве предприятий энергетики сфера маркетинга и сбыта объединена в одном направлении деятельности – энергосбытовом. Следует отметить, что еще несколько лет назад большинство промышленных предприятий имело такой же подход к организации маркетинговой деятельности, однако по мере укрепления рыночных отношений отделы маркетинга вычленились и отделов сбыта в самостоятельные подразделения, что значительно улучшило процесс функционирования на новых рынках, адаптацию к новым формам собственности, современным подходам к управлению, позволило стабилизировать все сферы экономической деятельности предприятий. С учетом сказанного, в целом в энергосбытовой деятельности украинских предприятий можно выделить следующие базовые проблемы, касающиеся маркетинга: - отношения компаний электроэнергетики с потребителями далеки от принятых в мире стандартов; - неплатежи потребителей энергии; - отсутствие маркетинговой политики и игнорирование интересов потребителей. Проблемы во взаимоотношениях с потребителями проявляются зачастую в невозможности проводить гибкую ценовую политику в предоставлении скрытых и открытых индивидуальных преференций, не имеющих ничего общего с картельными соглашениями и символизирующих собой извлечение доходов одних потребителей за счет других потребителей и собственников в применении огромных штрафов. Неплатежи потребителей ведут к недостатку оборотных средств, росту дебиторской задолженности энергокомпаний, дефициту топлива на электростанциях и связанному с ними неоптимальному режиму их загрузки. В результате - увеличиваются затраты, снижается экономическая эффективность работы как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Также можно обозначить следующие проблемы сбытовой деятельности: - недостаточный уровень тарифов, зачастую не обеспечивающий положительный уровень рентабельности энергокомпаний; - плохо организованный учет потребляемой энергии, а также потери энергии вследствие хищений и износа оборудования; - единый подход к различным группам потребителей, что вызывает определенную дискриминацию на рынке, отсутствие целенаправленного анализа промышленных проектов, научных разработок, инновационных и административных решений, затрагивающих сферу энергетики. Как уже указывалось, украинские энергокомпании действуют на монопольном рынке, поэтому изначально считается, что необходимость применения маркетинга у предприятий-монополистов (не считая информирования потенциальных потребителей о продуктах организации) является минимальной. В целом же, по мнению украинских аналитиков, для монопольного рынка маркетинг скорее всего не является главным инструментом повышения эффективности деятельности предприятий-монополистов [2]. Из этого можно сделать один неутешительный вывод: организация-монополист не будет стремиться повышать качество предоставляемых услуг, не будет вкладывать средства в модернизацию и рост профессионализма персонала. Энергокомпании в настоящее время испытывают на себе недостаток денежных средств при оплате энергии потребителями, что в свою очередь осложняет ведение хозяйственной деятельности самих энергокомпаний. Отсутствие денежных средств получаемых от оплаты, их недостаточность не позволяет энергетическим предприятиям своевременно осуществлять налоговые и другие обязательные платежи, реализовывать в необходимом объеме инновационный процесс в отрасли, оплачивать поставки топлива, обслуживать в полном объеме имеющиеся основные фонды и т.д. По-прежнему остается актуальной проблема дебиторской задолженности – по ряду облэнерго ее величина не только сохраняется, но и иногда продолжает увеличиваться, что оказывает негативное влияние на финансовое состояние предприятий отрасли. В подтверждении этих слов, а также в доказательство необходимости маркетингового анализа для формирования маркетингового подхода в энергетике, рассмотрим материал А. Гончарука «Об эффективности распределения электроэнергии в Украине» [3]. «Рост украинской экономики в начале XXI ст. имел преимущественно экстенсивный и возобновляемый характер и определялся, главным образом, внешней конъюнктурой сырьевых рынков. Одним из основных конкурентных преимуществ украинских товаров как на внешнем, так и на внутреннем рынках была и остается низкая цена на энергоресурсы, в частности на электроэнергию, которая используется при их производстве. Вместе с тем, учитывая очень высокую энергоемкость экономики Украины, которая, по данным Мирового банка, является в 2,7 раза выше, чем в Польши, в 3 раза - чем в Словении, в 3,7 раза - чем в Великобритании и в 6 раз - чем в Гонконге, дешевая энергия для ряда областей промышленности является средством выживания, и при повышении цен на энергию к мировому уровню они станут убыточными. Это свидетельствует о неэффективном использовании энергии в нашей стране, основными причинами которого является технологическая отсталость и некачественный менеджмент. Лоббирование интересов неэффективных областей приводит к снижению тарифов на электроэнергию, а это, в свою очередь, перекладывает их потенциальные убытки на энергораспределительные компании. Распределение электроэнергии (транспортировка по электросетям), учитывая специфику осуществления данной деятельности, является естественной монополией. Рынок электроэнергии Украины распределен территориально между региональными (областными) энергоснабжающими компаниями, основным видом деятельности которых является, по КВЭД, 40.10.5 “Распределение электроэнергии”. Их деятельность регулируется НКРЭ путем установления тарифов на электроэнергию, которая отпускается для каждого класса потребителей (население, предприятия), которые должными покрывать расходы и обеспечивать определенный уровень рентабельности производства. Вместе с тем, как показывают фактические данные за последние годы, далеко не каждая региональная энергокомпания покрывает свои расходы и работает прибыльно [3]. Как следствие из краткого обзора рынка, можно сказать, что сегодняшний недостаток денежных средств вынуждает руководителей энергосистем, электростанций и сетевых предприятий «удешевлять» свои затраты, прежде всего за счет отказа от модернизации и сокращения объемов ремонтно-профилактических работ, то есть выполняются только самые необходимые работы, без которых уже невозможно без нарушений эксплуатировать сложнейшее энергетическое оборудование, тепломагистрали, линии электропередач. Это, в свою очередь, вызывает «цепную реакцию» следующих убытков, связанных с потерями из-за технических неисправностей. Многие из потребителей энергии становятся банкротами, или применяя различные уловки, такие как изменение своего юридического адреса, пытаются уйти от оплаты потребленной энергии. В данном аспекте возникает необходимость в ведении работы по потребителям в плане отслеживания их добросовестности, проведение претензионно-исковой работы и т.д. Перечисленные задачи необходимо решать, налаживать механизм и порядок их решения. Работа в плане работы с потребителями, решение проблем оплаты, учета потребленной энергии лежит в поле деятельности энергосбытов. Однако данные структуры в настоящее время все еще не в состоянии решать достаточно эффективно возложенные на них задачи. Причин тому много, назовем лишь некоторые из них: несовершенство организационной структуры, отсутствие требуемых полномочий, что снижает оперативность принимаемых решений, отсутствие технического оснащения энергосбытов, неурегулированность взаимоотношений между подразделениями отделами в энергокомпаниях и ряд других. Таким образом, становится очевидной необходимость совершенствования маркетинговой деятельности с тем, чтобы упорядочить процесс продажи энергии, сделать более точным и оперативным, поднять уровень оплаты вообще при одновременном увеличении денежной составляющей, а также создание конкурентных отношений в сфере электроэнергетики. Выводы о необходимости создания конкурентных отношений в сфере производства и распределения энергии обусловлены также тем, что энергетическая отрасль отличается от большинства производственных отраслей рядом специфических особенностей, характеризующих ее как одну из важнейших в структуре не только государственной, но и мировой экономической системы и социальной сферы.
Литература:
1. Дьяков А.Ф., Жуков В.В., Максимов Б.К., Молодюк В.В. «Менеджмент и маркетинг в электроэнергетике»: Учеб. пособие для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2005. 2. Аналитика рынков. «Hagler Bailly Consulting» // ЭСКО - №10, октябрь, 2002. 3. Гончарук А. Об эффективности распределения электроэнергии в Украине // Экономика Украины - №4 – 2007. – сс. 28-35.
|