Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пенкина Я.Р. Государственные меры по развитию и стимулированию венчурного инвестированияЗаинтересованность государства в развитии венчурного инвестирования начинает четко прослеживаться в США со второй половины 1960-х гг., а в Западной Европе – с начала 1980-х гг. Государства развитых стран продолжают и в настоящее время разрабатывать меры и выполнять программы по поддержке венчурной индустрии, преследуя несколько важных стратегических целей.Развитие венчурного инвестирования, как показывает зарубежный опыт, сопровождается созданием общественных выгод, таких как создание новых рабочих мест и новейших технологий, имеющих значение для национальной безопасности страны, а также, в условиях научно-технического прогресса определяющих её место в мировом экономическом сообществе. Различные формы государственных мер, используемых для стимулирования венчурного инвестирования, можно сгруппировать в три основные категории: - прямое предоставление капитала в венчурные фонды или малые инновационные предприятия; - финансовые льготы, предоставляемые при инвестировании в венчурные фонды или малые инновационные предприятия; - правила, определяющие инвесторов, которые могут осуществлять венчурные инвестиции. Целью перечисленных государственных мер является развитие и поддержка прибыльного и самоподдерживающегося сектора венчурных инвестиций, ориентированного на сектор малых инновационных предприятий. Краткая характеристика государственных мер по поддержанию венчурного инвестирования с примерами стран, где они применялись, представлена в табл.1. Таблица 1. Государственные меры стимулирования венчурного инвестирования.
Прямые государственные инвестиции в акционерный капитал являются важным способом со-инвестирования и стимулирования притока венчурного капитала в экономику страны. Государство может инвестировать в венчурные фонды, которые, в свою очередь, инвестируют в компании или же может создать «гибридные» венчурные фонды, частично финансируемые частным сектором. Государственные прямые инвестиции нацелены на финансирование малых инновационных предприятий, имеющих потенциал для дальнейшего развития приоритетных отраслей экономики, иногда недооцениваемых частными инвесторами. Государственные программы нередко являются единственным источником для инновационных компаний, на начальном этапе не имеющим собственных средств для развития, а также залогового обеспечения, необходимого для банковского кредита. Льготы, предоставляемые государством таким малым предприятиям, могут быть следующие: - привилегированная, то есть ниже рыночной, процентная ставка по государственным займам; - возможность продления срока возврата займа – таким образом, учитываются финансовые сложности компании на ранней стадии; - возможность решения о списании долга в случае, когда предприятие не смогло развиться и обанкротилось. Кроме того, для стимулирования притока средств в стартовые, растущие новые малые предприятия, не зарегистрированные на бирже, государствами развитых стран разработаны финансовые льготы: налоговые льготы, гарантирование займов, гарантии акционерному капиталу. Налоговые льготы могут предоставляться инвесторам, венчурным фондам, управляющим компаниям или малым инновационным предприятиям. Они способствуют поступлению инвестиций посредством снижения их стоимости для заемщика. Данные льготы могут предоставляться для инвестиций, непосредственно вносимых в малую компанию, или для инвестиций, осуществляемых через объединенные инвестиционные структуры. Финансовые льготы могут осуществляться в форме гарантийных схем, которые покрывают долговое или прямое финансирование. По такой схеме государство гарантирует часть займа, предоставляемого финансовым институтом. Цель таких программ – стимулирование инвестирования перспективных стартовых инновационных предприятий, не имеющих возможностей для получения стандартного банковского или иного финансового займа. Предоставляемая государством гарантия служит заменой залога инновационных предприятий перед финансовыми институтами, в частности банками. В случае банкротства предприятия, потери заимодателя ограничиваются той частью займа, на которую гарантия не распространялась. Для компенсации ожидаемых потерь от программы гарантий займов государству выплачивается премия, различная для разных стран, обычно в пределах от 0 до 2% к процентной ставке. Таким образом, на часть займа, гарантируемого государством общая процентная ставка выше, чем обычно. Чем большую часть займа гарантирует государство, тем выше должна быть премия. В табл. 2 представлены примеры условий предоставления гарантий государством. Таблица 2. Примеры условий предоставления гарантий государства.
Правительства развитых стран рассматривают возможность увеличения круга инвесторов, осуществляющих венчурные инвестиции, несмотря на ранее вводимые запреты. Во многом это связанно с положительным опытом США, в 1970-х гг. здесь были внесены изменения в закон о пенсионных гарантиях (EURISA),согласно которому пенсионным фондам в США было разрешено инвестировать в венчурные фонды. В Финляндии правительство стало поощрять банки и пенсионные фонды инвестировать в венчурный капитал. В результате на эти две категории в 1995г. пришлось 75% венчурного капитала, тогда как на 1994г. на их долю приходилось только 20%. В рамках программ партнерства с частными инвесторами может быть представлена привилегия в получении дохода, при которой государство начинает получать прибыль после того, как частный инвестор получит начальную сумму плюс некоторый процент с вложений. Таким образом, государство берет на себя роль гаранта и роль «первого пострадавшего». Кроме того, государство может предоставлять право выкупа своей доли частному инвестору по льготной цене. Как показывает зарубежный опыт, благоприятными для развития венчурного инвестирования являются также следующие меры: - фонды облагаются налогом только на уровне портфельных компаний (прямая инвестиция через фонд должна рассматриваться как «сквозная» инвестиция в компанию – получатель); - не требуется регистрация представительств иностранных инвесторов для избежания двойного налогообложения (режим «постоянного представительства» предполагает обязательную уплату налогов в стране-получателе инвестиций); - выплаты компенсаций и комиссионных менеджерам управляющей компании рассматриваются как доходы от прироста акционерного капитала и освобождаются от уплаты НДС; - доход от прироста капитала не облагается налогом в Люксембурге и Португалии; или применяются минимальные ставки: Германия – 5%, Великобритания – 10%, Италия – 12%. Практически все перечисленные выше государственные мере по стимулированию и поддержке венчурного инвестирования в той или иной степени могут быть применены в России для создания национальной венчурной индустрии. От того, как быстро Россия, используя международный опыт инвестирования в инновации, перейдет на инновационной путь развития, зависит будущее страны и её место в мировом сообществе. Литература: 1. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ/О развитии венчурного инвестирования в Российской Федерации №5(350)/ Сборник, 2008. 2. Бородкин А. Развитие отрасли венчурных инвестиций в России: венчурные фонды// Рынок ценных бумаг, 2006.-№19(322),с.40-43. 3. Развитие венчурного инвестирования в России: роль государства/Под ред. А.Н.Никконен, И.В.Карзановой, А.Шатитко; Бюро экон.анализа.-М.:ТЕИС,2004.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||