Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Амангельдиева Ж.А. Субсидирование сельского хозяйства в КазахстанеВажное место в финансовом регулировании аграрного сектора в республике занимает бюджетное субсидирование государственных сельскохозяйственных организаций и бюджетные субсидии. Для снижения издержек в сельском хозяйстве может применяться субсидирование ресурсов для аграрного производства. Методов осуществления таких субсидий много: производители могут получать твердые субсидии на каждую единицу приобретенного ресурса, например, минеральных удобрений, или они могут получать субсидии на осуществление определенной деятельности, например, на проведение мелиоративных работ. Также может осуществляться и более комплексное снижение издержек путем предоставления производителям доступа к льготному кредиту.Важным инструментом государственного регулирования АПК остается финансовая поддержка отрасли, в частности, с помощью субсидий. Сегодня субсидирование агропромышленного комплекса осуществляется по 13 направлениям, при этом осуществляются меры по усилению стимулирующей роли выделяемых бюджетных средств. Так, например, в целях диверсификации в растениеводстве установлены различные нормативы субсидирования культур. При этом приоритетные культуры имеют повышенные нормативы субсидирования. В результате использования этого механизма за последние 2 года удалось расширить площади возделывания масличных культур на 76 процентов, сахарной свеклы - на 39 процентов, овощей - на 10 процентов, а также заложить около 9 тысяч гектаров садов и виноградников [1]. Начиная с 2009 года проводится дальнейшая дифференциация субсидирования в зерновом производстве путем установления повышенных нормативов для тех товаропроизводителей, которые применяют влагоресурсосберегающие технологии. Такая мера позволила за год на 2,6 млн. гектаров расширить площади применения влагоресурсосберегающих технологий и охватить ими 60 процентов зернового клина. С целью сохранения и повышения плодородия почвы было выделено в отдельную программу субсидирование стоимости производимых в стране минеральных удобрений. С 2011 года осуществляется удешевление гербицидов, что создает условия для развития химизации земледелия. С 2011 года введено новое направление государственной поддержки - субсидирование затрат на производство ранних овощей в защищенном грунте. В целях ускорения процесса укрупнения производства субсидии выделяют для товаропроизводителей, объединенных в потребительские кооперативы. Дифференцированные меры господдержки были введены и в отрасли животноводства. Так, нормативы субсидий, предназначенных для повышения продуктивности животных через удешевление комбикормов, были установлены в зависимости от уровня генетического потенциала животных. Были внесены соответствующие коррективы и в механизм субсидирования процентных ставок кредитов, полученных перерабатывающими предприятиями в банках второго уровня. Суть их заключалась в создании условий для непосредственного выхода заемщиков на администратора бюджетной программы и получение субсидий напрямую. Помимо субсидий фермерам, могут применяться субсидии потребителям путем закупки государством части продукции по рыночной цене и ее реализации потребителям внутри страны для удешевления продуктов питания для всего населения, а также посредством выплат целевых продовольственных субсидий, обычно отдельным группам населения. Такие субсидии ведут к росту спроса и, значит, продовольственных цен, а через них - и сельскохозяйственных. Иными словами, субсидии потребителям несут ту же нагрузку, что и субсидии производителям, хотя на уровне принятия политических решений это представляется не так. В настоящее время в республике субсидирование аграрного сектора осуществляется в качестве экономического стимулирования развития отраслей агропромышленного комплекса при условиях экономической эффективности субсидирования, направленного на развитие отраслей агропромышленного комплекса и повышения качества и конкурентоспособности производимой продукции. Субсидирование агропромышленного комплекса осуществляется по следующим направлениям: 1) удешевление процентных ставок при кредитовании субъектов агропромышленного комплекса и обеспечении сельскохозяйственной техникой оборудованием; 2) сохранение и развитие генофонда высокоценных сортов растений и пород сельскохозяйственных животных, птиц и рыб; 3) развитие семеноводства, повышение урожайности и качества продукции растениеводства; 4) повышение продуктивности и качества продукции животноводства; 5) удешевление стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, по определяемым Правительством Республики Казахстан приоритетным культурам до начала проведения указанных работ; 6) развитие систем управления производством и рынка сельскохозяйственной продукции; 7) развитие племенного животноводства; 8) закладка и выращивание посадочного материала многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда; 9) иные направления [2]. Бюджетные субсидии на поддержку семеноводства предназначаются для: 1) частичного возмещения затрат на производство оригинальных семян сельскохозяйственных растений; 2) полного возмещения затрат на закладку маточников многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда и обслуживание незавершенного производства заложенных маточников многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда; 3) частичного удешевления стоимости элитных семян сельскохозяйственных растений и саженцев плодовых культур и винограда, реализованных отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Бюджетные субсидии выплачиваются элитсемхозам за фактически реализованные отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям по удешевленной стоимости объемы элитных семян и саженцев сортов, допущенных к использованию в Республике Казахстан, в пределах установленных Министерством квот по каждому виду семян и саженцев для каждой области. Квота для каждого элитсемхоза по каждому виду элитных семян и саженцев устанавливается постоянно действующей комиссией, создаваемой приказом местного исполнительного органа области, и утверждается приказом местного исполнительного органа области. Распределение квот производится на основе научно-обоснованных норм потребности в них на посевную площадь с учетом приоритетности культуры. В указанные квоты включаются семена, реализуемые за пределы области [3]. Бюджетные субсидии на поддержку племенного животноводства предназначаются на: 1) частичное удешевление (до 50%) стоимости реализованных товаропроизводителям племенного молодняка, суточных цыплят и племенного яйца, а также приобретенного товаропроизводителями семени быков-производителей; 2) полное возмещение стоимости специального технологического, лабораторного оборудования, а также специальной сельскохозяйственной техники и организационной техники, приобретаемых республиканским племенным центром по племенному делу в животноводстве и племенным заводом по костанайской породе лошадей для развития племенного дела; 3) полное возмещение затрат племенному центру по приобретению племенных быков и баранов-производителей, семени и эмбрионов зарубежной селекции, а также содержанию племенных быков и баранов-производителей, получению, хранению, использованию их семени и эмбрионов; 4) полное возмещение затрат по приобретению и содержанию племенной птицы в племенном хозяйстве по мясному птицеводству; 5) полное возмещение затрат по разведению, содержанию и тренингу племенных лошадей, получению и хранению семени жеребцов-производителей в племенном заводе по костанайской породе лошадей. Бюджетные субсидии выплачиваются: 1) субъектам в области племенного животноводства за реализованный товаропроизводителям племенной молодняк собственного воспроизводства, прошедший бонитировку в установленном порядке; 2) субъектам в области племенного животноводства за реализованные племенное яйцо и суточных цыплят - прародительских или родительских линий птицефабрикам. Племенное яйцо, суточные цыплята, реализованные не птицефабрикам, а также населению, субсидированию не подлежат; 3) товаропроизводителям за приобретенное у субъектов племенного животноводства и использованное семя быков-производителей. Данные субсидии выплачиваются субъектам в области племенного животноводства за фактически реализованную племенную продукцию, а товаропроизводителям за фактически приобретенный у субъектов племенного животноводства и использованный племенной материал в пределах, установленных местными исполнительными органами областей квот. Субъекты племенного животноводства реализуют племенную продукцию товаропроизводителям самостоятельно по ценам не выше, утвержденным Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан, без учета размера выплачиваемой субсидии, а племенной материал по рыночным ценам (за исключением цены реализации племенного материала племенным центром, которая утверждается министерством). Выплата субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на удешевление стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ осуществляется один раз в год в соответствии с размером субсидий на 1 гектар, утвержденным Министерством, под приоритетные для каждой области сельскохозяйственные культуры, определенные в приложении. Размер субсидий на 1 гектар по видам приоритетных сельскохозяйственных культур является единым для всех областей и города Астаны. При производстве зерновых культур (кроме риса и кукурузы на зерно) размер субсидий на 1 гектар будет зависеть от применяемой технологии (традиционная или влагоресурсосберегающая с применением глифосатсодержащих гербицидов). Объемы субсидий по областям и городу Астане утверждаются в установленном законодательством порядке на основании представленных Министерством сумм, сформированных в соответствии с размерами субсидий и площадями посева приоритетных сельскохозяйственных культур. Бюджетные субсидии на обеспечение закладки и выращивания многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда предназначаются для частичного возмещения отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости затрат на: 1) закладку многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда (промышленные сады интенсивного типа). При этом закладка многолетних насаждений должна быть осуществлена в соответствии с утвержденным типовым проектом для закладки садов, ягодников и виноградников, подтверждающим проведение почвенно-мелиоративных изысканий на садопригодность и имеющим привязку к земельному участку сельхозтоваропроизводителей, на котором осуществляется закладка многолетних насаждений; 2) выращивание многолетних насаждений плодовых культур и винограда первого года роста; 3) выращивание многолетних насаждений плодовых культур и винограда второго года роста. Сельхозтоваропроизводителям, получившим бюджетные субсидии на закладку и выращивание многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда, предоставляются бюджетные субсидии на их выращивание в последующие годы до наступления момента плодоношения, но не более четырех лет, при условии выделения на эти цели средств из республиканского бюджета на соответствующий финансовый год. Бюджетная субсидия устанавливается в размере до 40 % от стоимости закладки и выращивания многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда, не превышающей размер затрат на 1 гектар. Субсидии для повышения продуктивности и качества продукции животноводства предназначаются товаропроизводителям на частичное удешевление (до 50%) стоимости комбикормов или концентрированных кормов, используемых при откорме крупного рогатого скота, свиней и птицы, а также на частичное возмещение затрат на производство молока и шерсти тонкорунных овец, с целью стимулирования производства и реализации говядины, свинины, молока, тонкой шерсти, мяса бройлерной птицы, а также куриного яйца яичных кроссов. Норматив бюджетных субсидий приведены в следующей таблице.
Таблица 1 – Норматив бюджетных субсидий для повышения продуктивности и качества продукции животноводства
Субсидии выплачиваются товаропроизводителям, занятым производством говядины, свинины, молока, - за фактические объемы реализованной продукции на предприятия переработки или на свободном рынке, при условии использования услуг идентифицированных убойных пунктов или цехов по первичной переработке молока, а мяса птицы, пищевого яйца, шерсти - на свободном рынке, в пределах утвержденных местными исполнительными органами областей квот. Определение квот субсидируемого объема продукции осуществляется на основе зоотехнических норм выхода продукции в зависимости от породы и направления продуктивности. Для беспородного скота за основу берется среднерайонный статистический показатель продуктивности. Субсидированию не подлежат: 1) говядина, свинина, тонкая шерсть, баранина, конина, кумыс, шубат, мясо птицы, пищевое яйцо и молоко, произведенные товаропроизводителями, не соответствующим критериям; 2) продукция, приобретенная товаропроизводителями у других физических или юридических лиц для дальнейшей их перепродажи или переработки; 3) продукция, реализованная товаропроизводителями по бартеру, в счет взаиморасчетов, а также аффилированным структурам, за исключением передачи или продажи на переработку аффилированным перерабатывающим структурам; 4) говядина, свинина, баранина, конина подворного забоя, а также молоко, кумыс и шубат, не прошедшее первичную переработку на предприятиях переработки; 5) продукция, полученная товаропроизводителями в результате вынужденного санитарного забоя животных, а также в период действия карантинных и ограничительных мероприятий по острым инфекционным заболеваниям; 6) продукция мясного птицеводства – лапки, головы, а также внутренние органы за исключением желудка и печени; 7) пищевое яйцо, реализованное или переданное для производства яичного порошка; 8) корма, используемые товаропроизводителями для кормления коров находящихся на откорме [4]. Субсидии на экспертизу качества казахстанского хлопка-волокна предназначаются для полного возмещения владельцам хлопка стоимости затрат на экспертизу качества хлопка-волокна в объеме, определенном Стратегическим планом Министерства, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1215. При необходимости повторная экспертиза кипы хлопка-волокна осуществляется за счет средств владельца хлопка-волокна. Экспертиза качества хлопка-волокна осуществляется поставщиком услуг в соответствии с Правилами проведения экспертизы качества хлопка-волокна и выдачи паспорта качества хлопка-волокна, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2007 года № 1173. В целях сохранения и улучшения мелиоративного состояния земель ведется государственный мониторинг орошаемых земель. В 2009 году выполнено агромелиоративное обследование орошаемых земель и на объектах проекта усовершенствования ирригационных и дренажных систем, проекта управления водными ресурсами и восстановления земель на общей площади 1 697,2 тыс. га; стационарные гидрогеологические наблюдения за уровенно-солевым режимом грунтовых вод – 48 872 замера; гидрологические наблюдения за стоком коллекторно-дренажных вод – 3 018 замеров; текущий ремонт 788 наблюдательных скважин; почвенно-солевая съемка на площади 28,5 тыс.га; 15 607 условных единиц лабораторных анализов, разработаны рекомендации для планирования агромелиоративных, водохозяйственных мероприятий для государственных органов управления, а также эксплуатационных служб и землепользователей на оросительных системах. Субсидирование стоимости услуг по подаче питьевой воды из особо важных групповых и локальных систем водоснабжения, являющихся безальтернативными источниками питьевого водоснабжения позволило в 2009 году обеспечить подачу питьевой воды по сниженным тарифам с охватом населения в количестве 1761,6 тыс. человек. Субсидирование стоимости услуг по доставке воды сельхозтоваропроизводителям из средств республиканского бюджета позволило обеспечить удешевление стоимости подачи воды, используемой на орошение, в объеме 9 897,002 млн. м3 [5]. Минеральные удобрения из-за их дороговизны малодоступны для большинства казахстанских зерносеющих хозяйств, поэтому усовершенствована программа субсидирования из бюджета приобретения и применения минеральных удобрений, причем для получения субсидий производителями удобрений могут быть только отечественные заводы. Субсидии на поддержку повышения урожайности и качества производимых сельскохозяйственных культур предназначаются для частичного удешевления стоимости удобрений (за исключением органических), приобретенных в IV квартале предыдущего года и в текущем году у отечественных заводов-производителей удобрений или их официальных представителей отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями, имеющими земельные участки для возделывания сельскохозяйственных культур. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители оплачивают стоимость удобрений (с учетом затрат на транспортные расходы до места назначения), за вычетом размера причитающейся заводам суммы субсидий. Для определения списка сельхозтоваропроизводителей по каждому виду удобрений создается межведомственная комиссия, состоящая из представителей местного исполнительного органа, территориальной инспекции Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе министерства, научных и общественных организаций аграрного профиля. Субсидии выплачиваются заводам за фактически реализованные сельхозтоваропроизводителям удобрения в соответствии с нормативами субсидий на 1 тонну реализованных удобрений (табл. 2).
Таблица 2 - Нормативы субсидий на 1 тонну реализованных удобрений
Теоретически казахстанские заводы могут полностью обеспечить земледельцев минеральными удобрениями. Но доступность их по цене для отечественных хозяйств остается под вопросом, особенно в связи с тем, что в будущем, цены на электроэнергию значительно возрастут. А цена электроэнергии, в свою очередь, в стоимости некоторых видов минеральных удобрений составляет более 40 процентов. То есть, вопрос об удешевлении минеральных удобрений остается нерешенным. За три года увеличение объемов применения минеральных удобрений произойдет на 0,7 процента. Такими темпами о внесении минеральных удобрений в необходимом объеме говорить не приходится. Если говорить об органических удобрениях, то на них субсидии и не предусматриваются. С 2010 года земледельцы, применяющие влагоресурсосберегающие технологии и соблюдающие полный агротехнологический комплекс мер: проводят сев своевременно в оптимальные сроки, внедряют химизацию, а также заботятся не только о повышении урожайности, но и качестве урожая, получают по 670 тенге на гектар. По базовым технологиям субсидии составят 350 тенге на гектар. По масличным культурам и сахарной свекле субсидии будут выделяться в 2 этапа: по итогам посевной кампании на 1 гектар и после уборки урожая за каждую тонну сданной продукции предприятиям переработки для стимулирования химизации отдельно будет субсидироваться стоимость гербицидов только отечественного производства. Те, кто применяет капельное орошение, будут получать субсидию в двойном размере. Понятно, что при таких условиях значительная доля государственных ресурсов расходуется на крупные хозяйства с высокой урожайностью (новыми технологиями), а мелкие производители вряд ли улучшат свое положение от участия в подобной программе. В целях породного преобразования низкопродуктивного скота с 2012 года бюджетные субсидии будут выплачиваться сельхозформированиям на возмещение затрат до 50 % по содержанию племенных быков-производителей, что составит порядка 15 тыс. тенге на 1 маточную голову. При этом сохранены субсидии на возмещение затрат по приобретению племенных быков-производителей, на кормопроизводство (на каждый гектар площади), предусмотрен льготный режим налогообложения. В 2011 году на поддержку животноводства было выделено субсидий в объеме 23,9 млрд. тенге, из них на поддержку племенного животноводства - 5,1 млрд. тенге, на повышение продуктивности и качество продукции животноводства - 18,8 млрд. тенге. А на 2012 год размер субсидий по этому направлению, по данным Министерства сельского хозяйства, составит около 30 млрд. тенге. Кроме того, будет осуществлено удешевление стоимости импортного племенного молодняка крупного рогатого скота, приобретенного как в 2012 году, так и в IV квартале 2011 года [6]. После принятия закона “О племенном животноводстве” планируется ввести новую норму субсидирования на селекционно-племенную работу. В 2012 году на эту цель предусмотрено порядка 2,5 млрд. тенге, что может покрыть практически 100% затрат. Также с 2012 года дифференцированная норма субсидирования в разрезе уровней, наряду с говядиной, молоком и птицеводческой продукцией, будет применена и для таких продуктов, как свинина, кумыс, шубат и тонкая шерсть. Приоритетные направления субсидирования определяются среднесрочной фискальной политикой в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, государственными, отраслевыми (секторальными), региональными программами.
Литература:
1. Ж. Байтелесов Министр сельского хозяйства РК выступил на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [сылка более недоступна} 2. Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» от 8 июля 2005 года № 66-III ЗРК 3. Правила использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета 2009 года областными бюджетами на поддержку семеноводства, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2009 года № 99 4. Правила использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета 2009 года областными бюджетами на субсидирование повышения продуктивности и качества продукции животноводства, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2009 года № 168 5. www.minagri.kz – официальный сайт Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан 6. В Казахстане объем субсидий животноводства увеличится до Т30 млрд в 2012 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [сылка более недоступна}
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||