главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Гусева А.Н. Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Россия Роль и значение сферы услуг в общественном воспроизводстве региональной РоссииВ настоящее время в России недооценивается особая функциональная роль сферы услуг в общественном воспроизводстве, что явилось основой отставания инфраструктуры сферы услуг по сравнению со многими другими странами мира. В экономически развитых странах сфера услуг занимает ведущие позиции в хозяйстве, а уровень ее развития, динамика, технологические, структурные и другие характеристики оказывают определенное воздействие на экономический и социальный прогресс и позиции стран в глобальном мире. Более того в последние десятилетия сфера сервиса во многих странах мира развивается быстрее материального производства и в данный момент представляет собой крупнейший сектор экономики. Модернизация российской экономики также предполагает повышение социально-экономической роли сферы услуг, и в последние полтора десятилетия она развивается высокими темпами, радикально преобразуя многие отрасли. В России развитию сферы услуг в последние годы способствовало: - сокращение государственного финансирования; - усиление конкуренции между организациями; - появление многих новых видов услуг [1]. Таким образом, сегодня российская экономика находится под воздействием современных глобальных тенденций, которые влияют на условия и факторы устойчивого экономического развития базовых отраслей экономики, среди которых приоритетное значение имеет сфера услуг. Группировку стран мира по уровню развития сферы услуг обычно представляют следующим образом: Особая роль сферы платных услуг в экономическом развитии общества определяется тем, что она вносит решающий вклад в улучшение качества жизни населения. Семейные обязанности, традиционно возлагаемые на женщин, ограничивали их участие в сфере труда, снижая тем самым их конкурентоспособность. Развитие сферы услуг позволило снизить «домашнюю нагрузку» и теперь большинство женщин находят себе рабочие места именно в сфере услуг. За последние годы в этой сфере занято более половины всех работающих женщин. Так, в Российской Федерации доля женщин занятых: - в народном хозяйстве составляет примерно 51 %; - в системе образования - около 70%; - в здравоохранении и социальном обеспечении – около 80%; - в торговле и общественном питании – более 40%. Социально-экономическая эмансипация женщин привела к возрастанию спроса на многие услуги, которые ранее выполнялись в домашних условиях, такие как: приготовление пищи, уборка, стирка, чистка, декор и др. Соответственно возникла потребность в организациях, которые специализируются на выполнении внедомашних услуг, ориентированных на домашнее хозяйство. Наиболее заметной общемировой тенденцией современного общественного развития является переход к «экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, информационно-коммуникационных технологиях, наукоемких производствах и соответственно на разнообразных услугах, создающих качественно новый технологический уровень всего национального хозяйства. В этом сегменте концентрируется рабочая сила высокого уровня образования и квалификации. Понятие «услуги» в массовом восприятии все более отождествляется с комплексом высокотехнологичных и интеллектуальных, деловых и финансовых услуг, а также с отраслями науки, образования и здравоохранения. Развитие такой «экономики» является залогом обеспечения высокого, устойчивого и качественного экономического роста страны. Несмотря на то, что сфера услуг в Российской Федерации отличается сегодня динамичным ростом объема научных исследований и разработок, причем это касается не только компьютерных и телекоммуникационных услуг, но почти всех их видов, по уровню внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий и услуг в России пока сохраняется разрыв с индустриально развитыми странами (примерно 5-7 лет отставания). Наиболее распространенным показателем является доля этих технологий и услуг в национальном продукте. В большинстве передовых стран, таких как США, Великобритания, Япония, Германия и Франция, этот показатель составляет порядка 2,5-4,5%, тогда как в Российской Федерации – не превышает 1%. Однако следует обратить внимание на то, что вся социальная жизнь россиян регионально опосредована, так как более 95% всех социальных потребностей люди удовлетворяют в социально-экономической системе того или иного региона. Для большинства российских регионов Российской Федерации характерны определенные проблемы: - высокий износ основных фондов; - технологическое отставание производства; - отсутствие действенных маркетинговых технологий; - нехватка квалифицированных кадров; - отсутствие корпоративных технологий управления. Ключевым стратегическим средством развития является передача имеющихся на мировом рынке и дальнейшая разработка собственных технологий, направленных на развитие человека, хозяйства и обустройства среды жизни. Развитие сферы услуг региона приводит к возникновению ряда новых услуг, например: новых видов деловых услуг: информационных, маркетинговых, рекламных услуг, торговли недвижимостью, размещение временно свободных средств, составлению бухгалтерской отчетности, электронного секретаря; частных садов и школ, гувернанток; а так же других видов услуг. Одновременно в регионе идет тенденция к диверсификации сферы услуг. Большинство ранее обособленных видов услуг начинают объединяться в рамках одной организации. Предлагая целый комплекс услуг, организация повышает свою конкурентоспособность, ослабляет возможные риски за счет их диверсификации. Так происходит объединение различных услуг в рамках туристского бизнеса, организации занимающиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и имущества. В настоящее время в России в сфере услуг с продолжающимся усилением подоходного и поимущественного расслоения населения наметились две противоречивые тенденции. Первая тенденция – это тенденция создания высококлассных организаций бытового обслуживания, часто с участием иностранного капитала, и развития дорогостоящих видов услуг, в частности услуг по ремонту и техническому обслуживанию сложных товаров длительного пользования, по изготовлению высококачественных предметов потребления по индивидуальным заказам. Тенденция развития этого престижного сегмента рынка обеспечивает высокую рентабельность производства услуг, дает большой простор для конкуренции и предпринимательской деятельности, а так же для маркетинговых исследований. Вторая тенденция – тенденция сохранения и укрепления массового сектора рынка бытовых услуг. Несмотря на очевидные признаки начала стабилизации в экономике, ситуация в социальной сфере во многих регионах продолжает оставаться неустойчивой. На нынешнем этапе среди причин неустойчивого положения организаций сферы услуг в регионах можно выделить: - запаздывание с проведением реформ в сфере услуг; - слабая законодательная база регулирования сферы услуг; -недостаточное использование имеющегося зарубежного и отечественного опыта; - нехватка инвестиций и оборотных средств в организациях сферы услуг; - отсутствие ресурсосберегающих технологий; - отсутствие эффективных форм стимулирования труда; - низкая квалификация работников сферы услуг; - несовершенство применяемых методов управления на предприятиях отрасли; - отсутствие внутреннего контроля в организациях сферы услуг. Услуги социального характера в регионах Российской Федерации являются первостепенными и жизненеобходимыми. Но как показывает практика, из-за вышеуказанных проблем на региональном уровне стоит серьезная проблема в системе образования и здравоохранения, бытовой и жилищно-коммунальной сферах. В настоящее время почти повсеместно в регионах отмечается ухудшение качества образовательных услуг, финансируемых из бюджета, в связи со снижением контроля над деятельностью учебных заведений и слабой заинтересованностью преподавательского состава. В здравоохранении на региональном уровне проблема выражена в чрезвычайно низкой заработной плате врачей и медработников. Такая ситуация негативно отражается не только на текущем состоянии отрасли, но и на ее развитии. В связи с этим приходится привлекать и использовать внебюджетные средства из различных источников. Почти вся система бытового обслуживания в регионах сталкивается с серьезными проблемами, а в сельской местности она и вовсе перестала существовать. Самой острой проблемой практически всех местных администраций городов и районов в связи с высокой степенью износа и обветшалости основных фондов, больших затрат на содержание и функционирование остается жилищно-коммунальная сфера услуг. Мы можем сделать вывод, что в результате падения жизненного уровня населения существенно изменилась сама структура потребления отраслевых групп услуг. Сформировались два типа организаций сферы бытового обслуживания: 1)престижные организации, ориентированные на дорогое и высококачественное обслуживание обеспеченных слоев общества; 2) обычные организации, ориентированные на широкие массы с низким уровнем дохода. Таким образом, в последнее время значение сферы услуг возрастает все больше. Она предопределяет человеческое развитие и создает принципиально новое качество жизни людей, как в материальном, так и в духовном плане, создаются такие ключевые факторы экономического роста, как информационно-коммуникационные технологии и научные знания. Оценивая динамические показатели развития данного сектора, можно сделать вывод, что сложилась устойчивая тенденция изменения спроса – от простейших жизненно важных благ к товарам длительного пользования, а также к услугам, связанным с социальной и духовной активностью. Но покупателями такого рода услуг в России выступает лишь центральная ее часть. На сегодняшний день в большинстве регионов России мы сталкиваемся с низким жизненным уровнем населения, где большая часть доходов россиян уходит на приобретение товаров и услуг первой необходимости. Поэтому, несмотря на развитие и распространение организаций сферы услуг, платежеспособный спрос населения остается низким и мешает эффективному развитию сферы услуг, особенно в наукоемких и интеллектуальных отраслях. Таким образом, при низком платежеспособном спросе населения рыночный механизм и частное предпринимательство не способны решить проблему широкой доступности различных видов услуг. Литература: 1. Экономический механизм формирования сферы платных услуг в регионе: диссертация ... к.э.н. : 08.00.05 / Далгатова Диляра Магомедрасуловна - 45 с.; 2. Экономический механизм формирования сферы платных услуг в регионе: диссертация ... к.э.н. : 08.00.05 / Далгатова Диляра Магомедрасуловна - 41 с.; 3. Ростовская область в цифрах: Крат. стат. сб. Ростовстат. – Ростов-н/Д, 2010. |