Каталог статей

Стахова Н.И., Вербицка Ю.В.

Кредитование инвестиционных проектов в Украине

На сегодняшний день Украина переживает острейший социально-экономический кризис. Одно из ярких и конкретных направлений это инвестиционный кризис. На протяжении всех 90-х годов в стране наблюдалось и наблюдается неуклонное снижение объемов инвестиций в реальный сектор экономики: в 1997 году общий объем таких капиталовложений составил около 10% от уровня 1990 года.

Сложившаяся ситуация характеризуется тем, что начиная с 1995 года происходит абсолютное сокращение производственного аппарата страны: еще в 1992 году инвестиции в основной капитал превышали его амортизацию в 1,4 раза; в 1994 году - только на 5%, а с 1995 года инвестиции не покрывают износа основных производственных фондов.

Без преодоления инвестиционного кризиса, без модернизации производства неизбежно дальнейшее сокращение выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции, деградация экономической и социальной инфраструктуры, а это в свою очередь приведет к еще более острому экономическому кризису всей страны.

Изучение данных вопросов занимались многие отечественные и зарубежние ученые такие как: Игониной Л.Л.,. Зеленского Ю.Б, Катасонова В.Ю., Коробовой Г.Г., Брю С, Марковичем Г., Макконнелом К., Холтом Р., Шарпом У. и многие другие.

Целью исследования темы является выявление способов достижения высокой деловой активности в реальном секторе экономики. Для этого необходима активизация инвестиционного процесса, в том числе с использованием возможностей банковской системы, так как собственные источники предприятий,  в последние 3 года не достигают даже половины всех источников. В этих условиях большое значение приобретает исследование вопросов банковского кредитования в целом, и особенно кредитования реальных инвестиционных проектов, целью реализации которых является создание новых и совершенствование действующих производств.

В нашей стране существует ряд проблем, которые делают невозможным эффективно развивать инвестиционный процесс. Основной из них, многие авторов считают, серьезные ошибки в экономическом курсе правительства. А именно: отказ от какой-либо целенаправленной и долгосрочной государственной поддержки реального сектора экономики; чрезмерное налоговое давление на производителя и т.п..

 Кроме того, до сих пор не создано адекватной законодательно-нормативной базы в области реальных инвестиций, действия правительства по-прежнему непрогнозируемые, а общий инвестиционный климат оценивается как неудовлетворительный.

Эти и подобные им причины, относящиеся к сфере макроэкономики, для отдельных субъектов рынка и инвестиционной деятельности (прежде всего заказчиков инвестиционных проектов, инвесторов, подрядчиков и поставщиков инвестиционных товаров) выступают в качестве "внешних", "объективных" факторов, препятствующих нормальной инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений. Но вместе с тем имеются и "внутренние", "субъективные" препятствия. Суть их в отсутствии у хозяйствующих субъектов, действующих в сфере реальных инвестиций, достаточного опыта и знаний, необходимых для эффективной реализации инвестиционных проектов. Опыт многих из них связан с подготовкой и осуществлением проектов капитального строительства в условиях централизованной административной экономики, когда термины "инвестиции", "инвестиционный проект", "финансовая эффективность проекта" и т.п. имели чисто символическое значение.

Для преодоления всех этих проблем необходимо разработать способы и методы реализации инвестиционных проектов в условиях рыночной экономики.
Одними из первоочередных направлений деятельности можно называть такие как: организация государственной поддержки инвестиционного процесса в частном секторе экономики; процедуры и технологии закупок товаров, работ и услуг в рамках инвестиционной проектной деятельности; управление рисками инвестиционного проекта; реализация инвестиционных проектов на базе концессионных соглашений; способы и методы финансирования инвестиционных проектов.

На сегодняшний день правительство Украины принимает меры по борьбе с инвестиционным кризисом. Так государственная программа развития инвестиционной инфраструктуры на 2007-2011 года направлена на создание условий для эффективного использования знаний в экономике страны и формирования национально-инвестиционной  модели. Согласно задачам правительства,  расширение и развитие инновационной деятельности должно стать одним из наиболее важных системных факторов повышения уровня деятельности конкурентоспособности экономики и национальной безопасности Украины.

За все время существования Украинской государственной инновационной компании на инновационные проекты было выделено всего 21 млн. грн. бюджетных средств. Также  были выделены средства в размере 760 млн. грн. на кредитование и 144 млн. грн. на удешевление процентной ставки по кредитами. Бюджетные средства будут предоставляться на условиях возвратности, платности, срочности и целевого использования. А это равносильно банковскому кредитованию.

За прошлый год объем банковских кредитов на инвестиционные цели увеличился в 2,2 раза. Банкиры стали более предрасположенными к проектным рискам. Несколько лет тому предприятию без ликвидного залога едва ли одолжили бы на развитие даже при наличии гениального бизнес-плана. Теперь шансы компаний заинтересовать банки новыми проектами существенно возросли. Постоянных критериев отбора проектов финансирования пока что нет. Однако необходимым условием предоставления кредита под инвестиционный проект - по меньшей мере год безубыточной работы и отсутствие задолженности перед госбюджетом и внебюджетными фондами. Внутренняя норма доходности проекта должна превышать стоимость финансирования. Однако кроме финансовых показателей проекта банки тщательно анализируют и его инициаторов - их бизнес-историю и активы. По словам банкиров, украинские банки понимают реалии украинского бизнеса и готовы работать с этими реалиями, среди которых особенности законодательства, специфические схемы организации бизнеса, непрозрачность отчетности и т.п.. Поскольку украинские финучреждения занялись проектным финансированием сравнительно недавно, они только вырабатывают критерии приемлемости тех или других проектов. Соответственно могут финансироваться проекты, которые не были бы одобренные банками с упроченными подходами.

Минимальный объем средства, которое банки готовы вкладывать в инвестиционные проекты, - $250-500 тыс. Верхняя граница определяется нормативом риска на одного заемщика. Наибольшие инвестиционные проекты отечественных банков стоят $30-50 млн.

Идеи и ноу-хау кредиторов не поражают - в этом отличие проектного финансирования от венчурного. Т.е. компания, которая инициирует инвестиционный проект, должна вложить у него собственные деньги. Конечно, банки требуют, чтобы взнос заемщика представлял не менее чем 20% стоимости проекта. Если таких денег у разработчика бизнес-плана нет, ему надо найти спонсоров проекта, т.е. тех, кто захочет войти в долю.

Инвестиционные проекты финансируют по такой схеме. Сначала заемщик поэтапно тратит кредитные ресурсы: свел здание, оформил ее в залог, получил кредит на куплю оборудования. На протяжении следующих 1-3 лет раскручивает бизнес и выплачивает только проценты. Завершающий этап - выплата долга. Превышение проектной сметы банки не финансируют - это обязанность пайщиков. Для удобства участников проекта создается SPV (компания специального назначения), что выступает балансодержателем всех активов проекта. Банкам проще контролировать и кредитовать SPV, и компания-инициатор проекта не портит свою финансовую отчетность долгами.

Финансирование предоставляется в основном на 5 – 7 лет, в одиночных случаях на 10 лет. Процентные ставки по обыкновению плавающие и привязанные к ставкам LІBOR или EURLІBOR. Инвестиционные деньги стоят под 9-14% годовых в валюте. В гривне банки набирают немного и ненадолго. Финансовые организации принимают участие в инвестиционном проекте только как кредиторы (через кредиты, приобретение долговых ценных бумаг, финансовый лизинг, аккредитивы и гарантии и т.п.), а также как кредиторы и пайщики. Частица в капитале разрешает банкам минимизировать риски и увеличивать доходность, поэтому часто кредиторы стремятся к участию на паях. Например, "Внешторгбанк Украина" готов финансировать проекты стоимостью от $10 млн. сроком до 10 лет при условии участия в капитале на уровне 25% акций.

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод о том, что банковское кредитование инвестиционных проектов является наиболее удобным. Так как здесь можно  быстрее и в большем объеме получить средства, чем в государственной инвестиционной программе. А, следовательно, развитие инвестиционного кредитования в банках приведет к расту деловой активности рыночного сектора экономики страны.

Литература:

1.Програма розвитку інвестиційної діяльності на 2002 – 2010 роки: Постанова Кабінету Міністрів України від 28 грудня 2001 р. №1801.

2.«Великі гроші» Наталия Задерей.

3.«Дещо про пріоритети бюджетного кредитування інноваційних та інвестиційних проектів» Микола Стеблинський