Каталог статей |
Хасенова А.А. Меры по преодолению кризисаи развитию АПККазахстан входит в число 25 стран мира, основных производителей аграрного сырья (зерна и некоторых других продовольственных продуктов). Казахстан по общей территории, площади сельскохозяйственных угодий, посевам зерновых культур и картофеля входит в первую десятку основных производителей аграрного сырья. По оценкам экспертов ресурсы республики позволяют производить в 3 раза больше продовольствия, чем потребляет его население. За период реформ с 1991 г. было выведено из сельхозоборота 14,0 млн. га пашни и более 100 млн. га пастбищ. При этом развал крупных товарных хозяйств привёл к существенному сокращению поголовья скота, ухудшению материально-технической базы, миграции населения из села и страны и т.д. Сокращение производства основных видов продукции сельского хозяйства в 2008 г. по отношению к 1990 г. составило: по зерну – в 1,8 раза, мясу – 1,8, молоку – 1,1, яйцам – 1,4, шерсти – 3,1 раза.Низкая обеспеченность сельского хозяйства материально-техническими ресурсами, платежеспособность товаропроизводителей, труднодоступность кредитов, дефицит инвестиций и слабое развитие отечественного машиностроения остаются серьезным тормозом развития аграрного производства. Остаются не востребованными создание новых отечественного сортов растений и пород животных, последние постепенно вырождаются и исчезают. Уровень государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей не превышает в структуре себестоимости 4%, а в странах с развитой рыночной экономикой он достигает 30%. Более 40% из отчитавшихся сельхозформирований убыточны, а 20% - бесприбыльны и потому не в состоянии вести расширенное воспроизводство. Агропромышленный комплекс Казахстана в настоящее время находится в кризисном состоянии. Основными проблемами АПК являются - спад производства сельскохозяйственной продукции, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно-хозяйственных связей, инфляции, удорожания кредитных ресурсов, сокращения государственного финансирования, снижения покупательной способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию - почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения: свыше 75% парка составляют старые машины, что делает своевременную и качественную уборку урожая практически невозможной - неблагоприятное для сельхозпроизводителя изменение пропорций между ценами на материально-технические ресурсы и сельскохозяйственную продукцию межотраслевой диспаритет, а также между закупочными ценами на сырье и окончательными ценами на продукты питания внутриотраслевой диспаритет - неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель. В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв. Для решения кризисных проблем Правительством Республики Казахстан 1. Восстановить систему подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства, через профтехучилища и среднетехнические учебные заведения. Для закрепления специалистов на селе, должна быть, наряду с созданием рабочих мест, разработана соответствующая государственная социальная программа по жилищному строительству, чтобы каждая сельская семья имела обустроенное подворье (вода, электричество, газ, связь и т.п.). Необходимо обеспечение маркетинговой инфраструктурой (дороги, транспорт, рынки сбыта и приобретения товаров и пр.), возобновление на селе за счет бюджетных ассигнований образовательных, медицинских, культурных и спортивных объектов. Для решения этих вопросов целесообразно разработать программу по строительству жилья для молодых специалистов в сельской местности, улучшения жилищных условий сельских жителей до 2020 г. по аналогии с государственной жилищной программой на 2005-2007 гг. и 2008-2010 гг. 3. Необходимо разместить в сельских населенных пунктах промышленные производства с учетом специализации, подсобные промыслы, ремесленничество; в сельской местности применять специальный режим налогообложения и другие льготы. 4. Увеличить инвестиции в развитие научной базы АПК. За годы реформ несоразмерно масштабам сельскохозяйственного производства были сокращены объемы финансирования аграрной науки, численность научных работников, материальная база. Влияние науки на сельскохозяйственное производство снизилось. В XX веке, когда передовые страны вступили в постиндустриальную стадию развития, Казахстан и его агропромышленный комплекс не должны оставаться на обочине научно-технического прогресса. В настоящее время из бюджета на развитие науки в Казахстане выделяется 0,3% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. В то время как в развитых странах данный показатель равен 3-4%. Поэтому следовало бы выделить к 2010 г. на аграрную науку хотя бы 1-1,5% валового продукта сельского хозяйства республики. В настоящее время фундаментальная наука отошла на второй план. Поэтому необходимо развивать это направление научных исследований и способствовать повышению привлекательности аграрной науки. При выделении бюджетных средств следует учесть повышение качества научных исследований и их результативность в сравнении с мировыми аналогами, целесообразность формирования региональных фондов научных исследований на основе спроса и за счет средств сельских товаропроизводителей. Результаты научных исследований должны быть востребованы производством, для чего следует предусмотреть участие самих хозяйствующих субъектов в формировании прикладных научных разработок, предоставлении возможности проведения пилотных проектов и их внедрении в производство. 5. Узким местом аграрной экономики является рассредоточение производства по мелким хозяйствам. По данным первой национальной сельскохозяйственной переписи 2007 г. в домашних хозяйствах населения сосредоточено 68% посевной площади картофеля, 46% овощей, 85% поголовья крупного рогатого скота, 74% овец и коз, 79% свиней, 77% лошадей. В настоящее время более половины валовой продукции сельского хозяйства производятся малыми формами хозяйствования: крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами. Как правило, крестьянские (фермерские) хозяйства обладают небольшими размерами земельных угодий, в связи с чем, они не могут применять высокопроизводительную технику и новые технологии производства и переработки, своевременно осуществлять технологические операции и сбыт продукции, развивать племенное животноводство, производственную и социальную инфраструктуру. Им также не доступны более крупные кредитные ресурсы, нет залоговой базы, а земли сельскохозяйственного назначения банки в качестве залога не признают. Как правило, мелкие товарные и личные подсобные хозяйства держатся на лицах пожилого возраста. С дальнейшим старением населения аулов (сел) будет сокращаться производство в домашних хозяйствах. В настоящее время тенденция по укрупнению хозяйств наблюдается на предприятиях «латифундистов», где применяется наемный труд, что нарушает основной принцип реформирования сельского хозяйства и земельных отношений в целях повышения заинтересованности товаропроизводителей: объединение собственника и труженика в одном лице. При этом, концентрация крупных земельных угодий в руках ограниченного круга лиц при массовым обезземеливании основной массы сельского населения чревато социальным взрывом. Решение проблемы может осуществляться в двух направлениях: 1) путем повышения ответственности руководителей крупных компаний в улучшении социальных условий своих работников через воздействие общественных органов управления (коллективный договор, организация профсоюзных и др. гражданских обществ); 2) на основе преобразования крупных компаний в АО и наделения бывших обладателей условных земельных долей (УЗД) акциями. При этом взаимоотношения между головной компанией и дочерними организациями определяются на правовой основе и принятием Кодекса корпоративного управления по международному стандарту. Как показывает мировая практика, во избежание социальной напряженности, а также в целях повышения производительности труда необходимо повсеместно создавать кооперативы по производству продуктов сельского хозяйства (горизонтальная кооперация) и кооперативы по переработке, хранению транспортировке (вертикальная кооперация) этой продукции. Для реализации данной задачи создана действующая законодательная база: законы Республики Казахстан «О сельскохозяйственных товариществах и их союзах (ассоциации)», «О производственных кооперативах», «О сельских кредитных товариществах» др. Молочные фермы, откормочные площадки, убойные пункты, строящиеся за счет средств АО «НХ «КазАгро», должны формироваться на кооперативной основе путем создания сельскохозяйственных товариществ и их союзов на основе объединения сельхозтоваропроизводителей. Назрела необходимость разработки комплексной Государственной программы развития кооперации в АПК, основными целями которой являются обеспечение устойчивого развития кооперативного сектора, повышение его роли в стабилизации агропромышленного производства и защите экономических интересов сельхозтоваропроизводителей. Основными задачами Программы должны быть: - создание правовых, экономических и организационных условий эффективной деятельности сельскохозяйственных кооперативов; - совершенствование механизма финансово-кредитной поддержки кооперативных форм хозяйствования; - создание кооперативной инфраструктуры производственно-технического обеспечения и технологического обслуживания сельхозтоваропроизводителей, закупки, переработки и реализации продукции и др. Кроме того, необходимо проводить разъяснительную работу среди товаропроизводителей по созданию таких кооперативов и их преимуществах. 6. Ускорить технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК. Общая потребность сельскохозяйственного производства в приобретении техники, с учетом вывода из эксплуатации изношенной техники и внедрения ресурсосберегающей технологий должна составить в тракторах 75 тыс., зерноуборочных комбайнов – 40 тыс. единиц. Следовательно, следует закупать ежегодно 7,5 тыс. тракторов и 4 тыс. комбайнов, тогда ежегодное увеличение по сравнению с 2007 г. составит: тракторы – в 6,8 раза, комбайны – в 2,5 раза. Расчеты показывают, что исходя из средних цен для замены устаревшей техники необходимо около 10 млрд. долл. Закуп зарубежной техники и оборудования за счет государственных субсидий для крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими кооперативов на условиях лизинга должен происходить на беспроцентной основе. Параллельно с закупом зарубежной техники и оборудования требуется наладить производство запасных частей к ним на территории Казахстана. При этом ежегодное обновление сельскохозяйственной техники должно осуществляться из расчета не менее 10% в год от общего объема наличной техники. В целях комплексного технического и технологического перевооружения сельского хозяйства необходимо принятие специальной государственной программы, рассчитанной на 5-10 лет. Обязательными условиями должны являться: развитие отечественного сельхозмашиностроения на основе государственной поддержки в виде субсидий, выделения льготных кредитов и освобождения от НДС; активное использование трансферта технологии; закуп пищевого, перерабатывающего оборудования с установкой «под ключ» с соблюдением научно-технической экспертизы и ценовой контроль. 7. Малочисленная концентрация скота в сельском хозяйстве не позволяет применять не только новую технику и технологии, но и проводить селекционно-племенную работу. Поэтому перед государством должна стоять задача по воссозданию отечественного племенного животноводства, основанного на селекции пород, приспособленных к казахстанским условиям на базе государственной и кооперативной собственности. Разработанной соответствующей государственной программой по развитию селекционно-племенной работы должно быть предусмотрено увеличение удельного веса племенного крупного рогатого скота – в6,1 раза, овцам – 3,4 раза, лошадям – 8,9 раза и птицы – в 1,8 раза. Для этого потребуется порядка 5,4 млрд. тенге. 8. Для решения проблемы финансирования и кредитования сельскохозяйственного производства предлагается: - в рамках государственного бюджета формировать аграрный бюджет, где были бысосредоточены все финансовые ресурсы на реализацию отраслевых программ, субсидирование производства, социальную политику на селе, инновационную политику, техническое и технологическое перевооружение АПК и другое. Для реализации этих направлений государственной аграрной политики необходимоорганизовать государственной «Агробанк» под патронажем МСХ РК на базе НХ «КазАгро» (КАФ, АКК, ФФП и др. финансовых институтов), который будет концентрировать бюджетные ресурсы (субсидии, кредиты и др.) и выделять их сельхозтоваропроизводителям и другим хозяйствующим субъектам агропромышленного комплекса на льготных условиях. При этом исключается предоставление финансовых ресурсов для сельского хозяйства через коммерческие банки второго уровня, сокращается путь получения кредита, снижается его дороговизна, облегчается залог (ликвидность, земля) и т.д. Основными причинами такого шага являются прохождение длинного пути получения кредитов сельхозтоваропроизводителями, их дороговизна из-за высоких производственных рисков, предоставление кредитов под залог ликвидных активов (недвижимости, оборудования, зерновых расписок и пр.) с занижением реальной стоимости объекта, предоставление кредитов только крупным компаниям. В качестве залогового имущества Агробанк должен принимать земельные наделы сельхозтоваропроизводителей. 9. В связи с тем, что фермеры не в состоянии пользоваться услугами элеваторов и других инфраструктурных объектов из-за дороговизны их услуг, необходимо произвести выкуп в собственность государства крупных элеваторов и других объектов производственной инфраструктуры АПК, имеющих стратегическое значение, не используемые по назначению, с низкими мощностями загрузки, имеющими финансовые проблемы перед бюджетом и партнерами по бизнесу по своим обязательства (банкротство) по низким ценам. При наличии емкости элеваторов около 25 млн тенге, мелкие и средние хозяйства, производящие более половины зерна, не имеют возможности воспользоваться их услугами из-за дороговизны. Для крупных элеваторов необходимо провести экспертизу эффективности их деятельности, возобновить порядок установления и регулирования тарифов на прием, хранение и отпуск зерна под контролем Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ). В качестве альтернативного варианта и создания конкурентной среды в отдаленных районах и сельских территориях целесообразвно строительство миниэлеваторов на кооперативной основе при участии государства (лизинг, субсидии, льготное налогообложение и др.). 10. В рамках региональных бюджетов необходимо формировать финансовые ресурсы для обеспечения малообеспеченных слоев населения продуктами первой необходимости по фиксированным ценам (ниже рыночных). Для этого необходимо выявить реальную численность населения нуждающегося в продовольственной помощи. Определить необходимый ассортимент продовольствия, который может быть получен по сниженным ценам. Установить уровень сниженных цен на данный ассортимент. Выдать этой группе населения продовольственные талоны, которые будут приниматься во всех торговых точках страны, и по которым будет продаваться определенный ассортимент продовольствия по сниженным ценам. Торговля, получив продовольственные талоны, представляет их в органы местной власти, которые из специального бюджета возместят разницу между средней рыночной ценой и сниженной ценой реализации. Или ввести «продовольственные» деньги для малообеспеченных групп населения, которые перечисляются на счета (пенсионные, банковские) или пластиковых карточек и по которым осуществляется покупка продовольствия в торговой сети. 11. Необходимо усилить государственное регулирование продовольственного рынка республики, основной целью которого должно стать поддержание важнейших пропорций рыночной сферы, что позволит полностью удовлетворить платежеспособный спрос населения и в полной мере использовать произведенный товаропроизводителями продукт. Для обеспечения эффективного развития рынка и стимулирования сбыта продукции, государству необходимо создание системы товародвижения, что даст возможность вытеснить посредников и усовершенствовать политику ценообразования, позволяющей ориентировать систему цен на стимулирование расширенного воспроизводства качественной продукции, используя конкурентные преимущества регионов республики. 12. В период массового сбора плодовоовощной продукции организовать доставку продукции в северные, западные, восточные регионы Казахстана, введя субсидии на транспортировку продукции. Активную роль при этом должны сыграть социально-предпринимательские корпорации (СПК) в регионах, которые на основе создания институциональных структур обеспечат: организацию системы заготовок и закупок сельхозпродуктов на селе и их реализацию в городах республики, чтобы исключить многочисленных посредников; системы сервисных служб нас селе по техническому обслуживанию и ремонту сельхозтехники, химической защите, обеспечению минеральными удобрениями, снабжению сортовыми семенами, продуктивным скотом и птицей, комбикормами; создание минипроизводств по переработке сельскохозяйственной продукции, складских емкостей и хранилищ; производств по выпуску машин и технологического оборудования для животноводства и растениеводства. 13. В условиях кризиса необходимо организовать закуп сельскохозяйственной продукции по ценам, покрывающим затраты производителя и обеспечивающим их доходность не менее 25-30%, перерабатывающим предприятиям – 5-10%, обслуживающим и торговым организациям – до 5%. 14. В целях обеспечения гарантированного уровня рентабельности сельхозтоваропроизводителей и повышения эффективности экспорта зерна в интересах страны необходимо создать на базе АО «НК «Продкорпорация» структуру по закупу зерна у товаропроизводителей. По итогам маркетингового года выплачивать товаропроизводителям разницу между ценой закупленного и реализованного зерна. Основным держателем акций должно выступать государство при участии капитала частного бизнеса. В процессе управления НК «Продкоропрация» должны участвовать представители от сельхозтоваропроизводителей, что позволит лоббировать их интересы и обеспечить контроль на всех стадиях деятельности АО. АО «Продкорпорация» должна быть монопольным объединением по реализации зерна внутри страны и на экспорт (по примеру Канады). Это позволит формировать единую ценовую политику на рынке зерна и избежать демпинга цен при экспорте зерна. Альянс основных зерносеющих стран (Россия, Украина, Казахстан) обеспечит на внешнем рынке позволит удерживать высокую цену и не конкурировать между собой. 15. Основным документом по реализации намеченных антикризных мер и развитию АПК должна быть долгосрочная государственная программа по развитию АПК до 2021 г. с этапами реализации периодичностью в 3 года, в которой будут представлены задачи, механизм реализации и ожидаемые результаты каждого из названных выше пунктов.
|