Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Верещагина Л.С. Построение системы сбалансированных показателей сис-темы реализации продукции промышленного предприятияУспешное функционирование промышленного предприятия в окружающей среде неразрывно связано с успешностью системы реализации продукции, в противном случае реализационная деятельность ведет к росту издержек, вытеснению предприятия с рынка. Совершенствование реализационной деятельности в настоящее время требует выявления значимых факторов, соотношения результативности текущих операций со сбытовыми стратегиями предприятия. Разработка методических положений по оценке состояния системы реализации продукции является важной предпосылкой успешного осуществления сбыта товаров, быстрой адаптации предприятия к изменениям рыночной конъюнктуры.В экономической литературе оценка деятельности всего предприятия или отдельной его подсистемы зачастую ограничивается расчетом финансово-экономических показателей, в основном темпов роста объема продаж и прибыли, рентабельности продаж, приблизительной оценкой доли рынка и т.п. В настоящее время в мире общепризнанной является точка зрения, что управление с помощью финансовых показателей не дает достаточной информации для принятия правильных и своевременных управленческих решений. Р.Каплан уверен, «что одних финансовых показателей сегодня уже недостаточно для описания процесса создания стоимости предприятия. Ее основная часть складывается не из материальных активов, а из таких «неосязаемых» вещей, как его персонал, используемые системы, бизнес-процессы, инновации, отношения компании с потребителями. Финансовые показатели не могут отразить состояние этих активов или их вклад в создание стоимости» [6]. Как показали результаты исследования, около 50% компаний строят системы оценки результативности, базируясь исключительно на финансовых показателях. Ярким доказательством ущербности такого подхода служит корпорация Xerox, которая, являясь одной из крупнейших мировых корпораций по производству копировальной техники, в конце 1970-х годов понесла ощутимые убытки, едва не приведшие к разорению этого гиганта. Пример Xerox очень наглядно показывает непригодность традиционных систем стратегического управления, базирующихся на оценке исключительно финансовых показателей [3]. Для того чтобы оценивать результативность реализации стратегии предприятия или отдельного подразделения, нужно использовать новые инструменты, и одним из них является система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard или BSC), которая, наряду с традиционными системами, также включает в себя финансовые показатели как одни из важнейших критериев оценки результатов деятельности. В то же время BSC подчеркивает важность показателей нефинансового характера, оценивающих удовлетворенность покупателей, эффективность внутренних бизнес-процессов, потенциал сотрудников в целях обеспечения долгосрочного финансового успеха компании [2]. Основная цель BSC может быть представлена следующим образом «Если вы пытаетесь чем-то управлять, вы должны это измерять. До тех пор, пока что-то не измеряется, на него не обращают внимания» [1]. На наш взгляд, сбалансированная система показателей системы реализации продукции является системой стратегического управления реализационным подразделением, обеспечивающая успешную реализацию коммерческих целей на основе показателей, характеризующих основные аспекты хозяйственной деятельности (финансы, клиенты, внутренние процессы, развитие). В целом, система сбалансированных показателей дает возможность устанавливать индивидуальные и общекорпоративные цели, доводить их до сведения исполнителей, оценивать степень достижения поставленных целей посредствам сбалансированной системы измерителей результативности, получать быструю обратную связь. При построении системы сбалансированных показателей системы реализации продукции промышленного предприятия необходимо учитывать следующие принципы: наличие причинно-следственных связей между стратегическими целями; связь результирующих показателей, которые предприятие имеет возможность измерить по окончании определенного периода, и упреждающих показателей, которые можно измерить мгновенно; связь всех показателей с финансовыми результатами деятельности; количественная измеримость показателей оценки реализационной деятельности; стройность системы показателей; отсутствие дублирования показателей; обеспечение сопоставимости систем сбалансированных показателей систем реализации продукции обойных предприятий между собой и с предприятиями других отраслей обрабатывающей промышленности [4]. Этапы построения сбалансированная система показателей системы реализации продукции следующие: проведение маркетингового исследования, выявление целевых сегментов и групп клиентов, определение стратегических целей системы реализации продукции, построение стратегический карты (рис.1), выбор показателей, определение целевых значений показателей, разработка стратегических мероприятий. Сбалансированная система показателей построена для ОАО «Саратовские обои». Миссия ОАО «Саратовские обои» определяется как забота о равномерном развитии материального и духовного начал потребителя, гармонии человека и среды его обитания через производимую предприятием продукцию – экологически чистые и безопасные обои. Финансово-экономической целью ОАО «Саратовские обои» является рост прибыли предприятия. Коммерческая цель предприятия – удержание занимаемых позиций на внутрироссийском рынке, освоение рынков ближнего зарубежья. Социальная цель – сохранение и развитие человеческого капитала предприятия посредством установления справедливого уровня материального вознаграждения, развитие социальных факторов, нематериальное мотивирование, обеспечения гарантий занятости, непрерывное обучение.
Рис. 1. Стратегическая карта системы реализации продукции ОАО «Саратовские обои»
Таблица 1. Сбалансированная система показателей системы реализации продукции ОАО «Саратовские обои»
Основные конкурентные преимущества предприятия – это низкая цена, стабильно работающая система товародвижения через дилерскую и дистрибьюторские крупнооптовые организации, налаженная система логистики, система бюджетирования, информационная система «Галактика», а также постоянно высокое качество продукции на данном сегменте национального рынка стеновых покрытий. Целью системы реализации продукции ОАО «Саратовские обои» является повышение прибыльности. Финансовые цели – снижение сбытовых затрат, уменьшение просроченной дебиторской задолженности. Главная цель клиентской составляющей - увеличение продаж за счет низких цен, подцели – повышение удовлетворенности сбытовых партнеров (достигается за счет повышения эффективности маркетинговых исследований, повышения конкурентоспособности ассортимента, повышение эффективности системы продвижения, в том числе повышение доходности сбытовых посредников не забывая о собственных доходах), повышение эффективности системы товародвижения. Основными целями внутренних процессов для данного предприятия являются повышение качества продукции, планирования производства, сбыта, запасов готовой продукции, совершенствование сбытовой логистики. Основными целями развития системы реализации продукции ОАО «Саратовские обои» являются повышение качества рабочей силы реализационных структур, совершенствование информационного обеспечения системы реализации продукции. Повышение качества рабочей силы предполагает совершенствование методов оценки качества рабочей силы, системы обучения, мотивации работников реализационных структур. На основе разработанных сбалансированных показателей системы реализации продукции распределяются человеческие и финансовые ресурсы, устанавливается зона ответственности за выполнение задач. Система сбалансированных показателей системы реализации продукции интегрируется в планово-бюджетную систему предприятия и в управленческую отчетность. Для каждого ответственного сотрудника реализационных подразделений формируются приборные панели, включающие необходимые для контроля над ходом выполнения заданий показатели. Также могут предприниматься попытки связать систему мотивации сотрудников реализационных подразделений с выполнением задач, предусмотренных системой сбалансированных показателей. В основу построения и развития системы сбалансированных показателей системы реализации продукции может быть положен резервный подход. Исследование резервов совершенствования системы реализации продукции позволит сфокусировать внимание руководства на узких местах и адекватных индикаторах оценки состояния данной системы предприятия. Последние позволят узнать контролируются ли процессы, происходящие внутри системы реализации продукции, оценить величину резервов, наметить мероприятия по их реализации. Литература 1. Белов М. KPI: системы измерений. //Ведомости. 2002. 5 нояб. 2. Клавдиева Е.В. Основы методологии разработки системы ключевых показателей эффективности. //Маркетинг и маркетинговые исследования. 2005. №3(57). С.17. 3. Коробков А. Balanced Scorecard - показатели эффективности вместо финансовых коэффициентов. [сылка более недоступна} 4. Леонова Ю.Г. Система показателей оценки эффективности оптовой торговой деятельности. //Экономический анализ: теория и практика. 2005. №18(51). С.25. 5. Нифаева О. Оценка эффективности комплекса продвижения. //Маркетинг. 2008. №4(101). С.124. 6. Секреты применения BSC от Роберта Каплана. [сылка более недоступна} | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||