Каталог статей

Молдагалиева Ж.Т.

Транснациональные транспортные и энергетические проекты как основная форма кооперации стран Прикаспийского региона

Своеобразие  Прикаспийского  региона  состоит  в   том,   что   на   его геополитическом пространстве протекают те же  процессы  и  явления,  которые характерны для мировой  политики  и  других  регионов  мира  —  региональная интеграция, демократизация внутренней и внешней политики,  транснациональная кооперация. В то же время в этом регионе обострились негативные  процессы  — угрозы  со  стороны  международного  терроризма,  религиозного  экстремизма, национального сепаратизма, нелегальная транспортировка оружия и  наркотиков.    В этом регионе явно прослеживается  еще  одна  общемировая  тенденция  — сохранение   роли   силового   фактора    с    одновременным    возрастанием экономических, культурных,  политических,  научно-технических,  гуманитарных связей. Это рождает к жизни те  проблемы  и  возможности,  которые  являются следствием глобализации мировой экономики.

Открытие дополнительных  запасов  нефти  и  газа  в  Каспийском  море  и прилегающих к нему районах требует дополнительных вложений в их  разработку, переработку  и  транспортировку.  По  ряду   экономических   причин   страны прикаспийского региона сегодня не могут самостоятельно  и  в  полном  объеме осуществлять    освоение    природных    ресурсов,    строительство    новых трубопроводов,  модернизацию  промышленного  производства.  Поэтому   приток иностранных инвестиций чрезвычайно  важен  и  крайне  необходим.  Вовлечение транснациональных  корпораций  (ТНК)   в   кооперационный   производственный процесс на основе стабильной и гарантированной законодательной базы  поможет этим странам осуществлять развитие  своих  экономик  через  международное  и транснациональное сотрудничество. Иными словами, нефть и газ  выступают  как очень   привлекательный   и   эффективный   внешнеполитический   инструмент налаживания взаимовыгодного международного сотрудничества.

Ярким   подтверждением   таких   кооперационных   межгосударственных   и транснациональных связей служит Каспийский Трубопроводный Консорциум  (КТК), созданный в 1992 г.,  а  затем  реструктурированный  в  1996  г.  В  проекте приняли участие Россия (доля участия — 24%),  Казахстан  (19%),  Оман  (7%). Еще 50% акций консорциума делят между  собой  американские (15%),  российско-британское (7,5%), итальянская (2%), британская (1,75%).

Такая «пестрая» структура собственности  консорциума  свидетельствует  о том, что участникам удалось  найти  баланс  государственных  и  коммерческих интересов. Проект КТК, протяженностью  1580  км,  созданный  специально  для транспортировки  сырой  нефти  из  Тенгизского  месторождения   (извлекаемые запасы которого оцениваются примерно в 9 млрд. баррелей),  расположенного  в Казахстане, в терминал Новороссийска. При  этом  КТК  позволяет  решить  три главные задачи. Во-первых, создает один из основных  маршрутов  транспортной системы для экспорта каспийской нефти с севера и северо-востока  Каспийского моря,  что  дает  богатому  нефтяными  запасами  Казахстану  (подтвержденные запасы  —  10,0—17,6  млрд.  баррелей,  в  то   время   как   в   российских прикаспийских регионах — 2,7 млрд.  баррелей) возможность  стабильного  и прямого  выхода   на   мировой   рынок.   Во-вторых,   проект   предполагает строительство     нового     трубопровода      (Новороссийск—Комсомольская), нефтетерминала в российском порту Новороссийска и  последующую  модернизацию уже существующего трубопровода (Тенгиз—Комсомольская).  И,  наконец,  и  это самое  главное,  регионы,  через  которые  пройдет  маршрут,   получат   2/3 налоговых поступлений в свой бюджет и 50% прибыли в  качестве  госсбора.  По оценкам  экспертов,  в  течение  40  лет  правительство  Казахстана получат в общей  сложности   8,2  млрд. долларов, а России  - 23,3.

Как показывают  события  последних  лет,  разведка  и  добыча  топливно- энергетических  ресурсов  являются  только  частью   программы   совместного сотрудничества в освоении месторождений  прикаспийских  государств.  Сегодня нефтегазовые ресурсы стали одним  из  основных  факторов  мировой  политики. Глобальные процессы современного  развития  прямо  или  косвенно  связаны  с энергоресурсами,  надежный  доступ  к  которым  входит  в   число   основных приоритетов любого государства. Поэтому любые крупные  проекты  по  освоению запасов нефти и газа и их транспортировке могут быть как  примером  широкого международного  сотрудничества,  так  и  примером  раздора  и  конфронтации.

Практически все нефте- и газодобывающие страны мира имеют в  своем  арсенале энергетическую  дипломатию,  в  рамках  которой   государство   защищает   и лоббирует интересы топливно-энергетического комплекса на мировых рынках. Особую трудность представляет проблема будущей транспортировки  нефти  и газа из Прикаспийского  региона.  Причем  экономическая  целесообразность  и эффективность при обсуждении новых экспортных линий отходит на второй  план, так как эти планы  приобретают  ярко  выраженный  политический  характер.  И здесь возникают серьезные разногласия между  государствами  и  компаниями  и проявляются   различия   их   позиций,   разногласия,   прежде   всего    на межгосударственном уровне относительно предлагаемых маршрутов.

Проект по  строительству  основного  экспортного  маршрута  (ОЭТ)  Баку— Тбилиси—Джейхан представляет интерес для всех стран региона, кроме России  и Ирана, поскольку с экономической точки зрения Россия лишится  дополнительных доходов    от    прокачки    азербайджанской    нефти    по     трубопроводу Баку—Новороссийск, а с политической — ослабнет ее влияние в регионе.

Согласно последним договоренностям между Грузией, Азербайджаном, Турцией и США, достигнутым в Вашингтоне в апреле 2000  г.,  в  полную  мощность  эта линия может начать работу  в  качестве  основного  трубопровода  в  2004  г. Благодаря такому дополнительному маршруту (пропускная способность 50 млн.  т нефти в год), стоимость которого оценивается  от  2,4  до  3,7  млрд.  дол., запасы нефти, обнаруженные на севере Каспийского моря в секторе Казахстана, смогут  в  полной   мере   реализовываться   на   внешних   рынках.   Однако осуществление такого дорогого проекта будет иметь смысл,  если  подтвердится открытие  дополнительных  запасов  нефти  в  Казахстане.  Казахская  сторона выразила желание поставлять нефть по двум  направлениям  —  КТК  и  ОЭТ.  Не исключена возможность, что  в  будущем  Казахстан  может  предпочесть  более дешевый маршрут через Иран  в  Персидский  залив,  но  прохладные  отношения между США и Ираном мешают реализации подобных проектов.

Самым  амбициозным   проектом   является   сооружение   Транскаспийского газопровода:  (Туркменистан—Азербайджан—Грузия—Турция—Западная   Европа)   с пропускной  способностью  в  32  млрд.  кубометров  в  год,  предварительная стоимость которого  2  млрд.  дол.  Такой  маршрут  очень  выгоден  богатому природным газом Туркменистану, который предпочел бы не полагаться только  на экспортный маршрут через Россию и Казахстан, а продавать газ напрямую за твердую  валюту на западных рынках.

Наиболее значимыми и технологически трудными представляются  проекты  по прокладке нефте- и газопроводов по дну Каспийского моря. В 1998 г.  нефтяные гиганты «Роял  Датч/Шелл»,  «Шеврон»,  «Мобил»  и  правительство  Казахстана подписали  соглашение  по  изучению  возможностей  прокладки  двойной  линии трубопровода для экспорта нефти и газа из Актау (морской порт  на  восточном казахстанском побережье Каспийского моря) до Баку (протяженность  370  миль, приблизительная стоимость 2,5—3  млрд.  дол.)  по  дну  моря  с  последующим подключением к маршруту Баку—Джейхан.

Главной задачей проекта является постоянная и надежная  транспортировка грузов из Европы в страны Закавказья и Центральной  Азии  и  обратно.  Такой транспортный коридор позволит соединить в единое экономическое  пространство обширные   территории   и   рынки,   поможет   стимулировать    формирование региональных центров производств и услуг.

Обладая  существенным  запасом   энергоносителей   и   других   полезных ископаемых и находясь в центре Евразийского материка,  Прикаспийский  регион в этом  грандиозном  по  масштабу  проекте  полностью  соответствует  своему названию и является в  перспективе  примером  развития  трансконтинентальных коммуникаций.

В последнее время широко обсуждается нефтяной потенциал Каспийского бассейна. По разным оценкам прогнозируемые запасы Каспия 15-40 млрд. тонн.  Но они относятся к категории прогнозных. Каждая из прикаспийских стран имеет свою позицию по отношению к разделу Каспийского моря.

Азербайджан: Каспий нужно делить по принципу международного озера на национальные сектора, включающие водную толщу и водную поверхность.

Казахстан: согласен делить только дно и не делить воду (основа: Конвенция ООН по морскому праву).

Туркменистан: принял закон о 12-мильной границе территориальных вод, формально готов придерживаться прежнего статуса Каспия, но фактически исходит из наличия своего сектора на Каспии.

Иран: нежелательность раздела в любой форме, придерживается ранее принятых договоров.

Россия: как и Иран, считает, что суверенитет прикаспийских государств заканчивается у береговой кромки и не распространяется ни на дно, ни на водную поверхность.

Пока не принято новое соглашение, каждое прикаспийское государство вправе производить разведку и разработку углеводородных месторождений в любой точке Каспия, расположенной за пределами 10-мильной зоны.

Но проблема каспийской нефти состоит прежде всего в том, что в среднесрочной перспективе (по разным оценкам от 10 до 15 лет) ни о каком масштабном освоении нефтегазовых месторождений региона говорить не приходится, так как разработка требует огромных инвестиций, которые в ближайшем будущем вряд ли кто-нибудь сможет и захочет предоставить.

 Краткий анализ транснационального сотрудничества в Прикаспийском регионе показал,  что  осуществляемые  масштабные  совместные  проекты   связаны   в основном с разработкой сырьевых ресурсов и  прокладкой  новых  маршрутов  их доставки на мировые рынки. Оценочные и подтвержденные объемы  запасов  нефти и газа в регионе, возможные маршруты их экспорта будут  влиять  на  развитие политических событий в этом регионе в начале XXI в.  Углеводородные  ресурсы в этом  регионе  являются  очень  эффективным  внешнеполитическим  фактором, который в значительной  степени  будет  влиять  на  характер  экономического международного сотрудничества в Прикаспийском регионе.

                              Список литературы

1.Митяева Е. Развитие в Каспийском регионе и интересы США//США: экономика, политика, культура.1999.№11.

2.Мартынов В.А. Прогноз тенденций мирового экономического процесса//КосмоПОЛИС:Альманах.1999