главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.п.н. Митрофанова С.В.

Ставропольский государственный университет, Россия

Приоритеты реформирования социально-экономического развития региона в современных российских условиях

Реформирование социально-экономического развития региона тесным образом связано с состоянием его экономики и назревшими в нем проблемами. Именно на решение таких проблем ориентируются осуществляемые социально-экономические реформы, преобразования сложившихся форм, методов и организации системы управления в регионе.

Особенности социально-экономического развития регионов всегда обуславливаются их индивидуальными особенностями, к ним можно относить: тенденции развитие региона на данный период времени; хозяйственную специализацию; комплексность и перспективность развития, его конкурентные преимущества, статус на межрегиональных рынках и т.д. В то же время, данное развитие обусловлено содержанием и структурой самих регионов, составом их вещественно-компонентной основы, их ролью и местом в системе территориального разделения и интеграции труда. Естественным базисом социально-экономической деятельности территории будет являться наличие ее природно-ресурсного потенциала. От характера сочетания природных ресурсов во многом зависит профиль экономики и производственная специализация региона, стиль и образ жизни населения.

На современном этапе развития региона можно констатировать наличие нескольких групп проблем, с которыми сталкивается реформирования его социально-экономического развития:

1. Проблемы общегосударственного масштаба, возникшие в регионе в связи с тем, что он является частью страны;

2. Проблемы региональной природы, обусловленные историче­скими, природными, демографическими факторами, отличающими тот или иной регион страны;

3. Проблемы, порожденные историческим опытом в управлении хозяйством региона, обусловленные несовершенством управления, требующие для своего решения соответствующих изменений методов и организации управления;

4. Проблемы социально-экономического, политического порядка, которые включают в себя производственно-экономические, финансовые, социальные и др.

Реформирование социально-экономического развития на уровне региона явление, которое постоянно модернизируется в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся достаточно самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя регио­нальные проблемы социального и экономического развития существовали всегда, и на уровне региона осуществлялась реализация социально-экономической политики по сформированным Центром правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом его реформирования социально-экономического развития.

Этапы социально-экономического развития на уровне региона может стать эффективным лишь при учете его специфических условий и формировании на основе системного подхода, можно выделить следующие этапы:

- анализ функционирования социально-экономического комплекса региона, его места и роли в системе территориального разделения труда;

- оценка регионального потенциала, предпосылок и возможностей социально-экономического развития региона;

- определение перспективных направлений территориального развития, с использование имеющихся преимуществ и созданием новых;

- выбор инструментов воздействия на социально-экономическое развитие;

- совмещение предполагаемого социально-экономического развития региона с ресурсными и природно-климатическими возможностями и др.

Социально-экономическое развитие региона вырабатывается органами власти региона при участии мест­ного самоуправления с учетом сформированной федеральным Центром концепции регионального, социального и экономического развития. Тем не менее, необходимо отметить, что регио­нальные органы власти и даже органы местного самоуправления призваны не только реализовывать концепцию социально-экономического развития в пределах своих территориальных образований, но и формировать стратегию и тактику проведения социальных, экономических ре­форм на своей территории в пределах установленных полномочий и возможностей использования собственных средств. Это характерно для регионов, в которых формируется и реализуется активное социально-экономическое развитие, но эта активность не должна быть в отрыве от общей социально-экономической политики федерального Центра.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, региональное социально-экономическое развитие может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласованной социально-экономической политики Российского государства и субъекта Федерации. Кон­кретные направления социально-экономической политики в регионе (приоритеты, механизмы реализации, меры) в значительной мере зависят от социально-экономического состояния и специфики территории.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что для успешного реформирования развития регионов необходимы: государственное регулирование, легитимность, региональная инициатива и региональное исполнение, конкретно-целевой характер применяемых мер, учет отдаленных и сопряженных результатов установления временных границ каждого действия, системная обоснованность с учетом всех видов и методов государственной поддержки данного региона, ответственность и контроль, широкое использование договорных отношений и ориентация на программно-целевые методы решения проблем в условиях трансформационных общественных отношений.

Любое реформирование социально-экономического развития на уровне региона должно иметь свои приоритеты.

Новая система региональных интересов и ответственности должна проявляться в социальной стабильности и устойчивом характере воспроизводства экономического, природного и человеческого потенциалов, как главных приоритетов социально-экономического развития, создающих стабилизацию и устойчивое функционирование территориальных систем. К наиболее существенным и актуальным для России, с точки зрения региональных интересов, является: соответствие уровня и качества жизни населения государственным или общемировым стандартам; развитие социальной и производственной инфраструктуры; увеличение финансовых и бюджетных средств, внебюджетных и прочих денежных и материальных источников; рост отдачи от использования природных ресурсов; увеличение возможностей для полной занятости населения в регионе; состояние внешнеэкономических, внутрирегиональных и межрегиональных хозяйственных связей; создание конкурентоспособности регионов; изменение инновационно - инвестиционной активности; стабилизация общественно-политической ситуации.

В современных условиях хозяйствования реформирование социально-экономического развития региона в основном опирается на собственные силы. Следовательно, перед регионами и их районами стоит задача оценки своего потенциала. Для эффективного функционирования необходимо реально оценивать то, что у них в избытке и чего недостает, при такой диагностике возможно нейтрализация слабых сторон развития и актуализации сильных.

Выделение основных приоритетов социально-экономического развития региона опирается на его специализацию и оказывает существенное влияние на характер использования трудовых ресурсов и формирование рынка труда. Региональная специализация зависит от многих факторов в их числе: природно-климатические, преобладающее производство, человеческий ресурс, ресурсное насыщение региона (рисунок 1).

Анализируя вышеизложенное, необходимо отметить ярко выраженную социальную направленность реформирования развития региона это особенно актуально для сегодняшнего развития нашего государства, нахождение оптимального соотношения социального и экономического в развития. Социальная сфера не может создавать материальные блага, а является стабилизатором социально-экономического, политического состояния общества, а экономика в свою очередь является донором для решения социальных проблем, чем стабильнее и эффективнее экономическое развитие страны, тем совершеннее социальная инфраструктура. Таким образом, приоритеты реформирования социально-экономического развития региона – это создание условий для повышения уровня и качества жизни населения во всех сферах его жизнедеятельности на основе формирования эффективной системы регионального воспроизводства.