Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
к.э.н Искендирова C.К., Жоламан У.Ш., Жуламанов А.К., MBA Проблемы пенсионной системы КазахстанаКазахстан стал первой страной постсоветского пространства, которая в 1998 г. начала переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора — пенсионные фонды.Основными причинами перехода к новой пенсионной системе стали: - дефицит бюджета и пенсионного фонда страны, - рост продолжительности жизни, - на налоговые отчисления в пенсионный фонд одного работающего (как это было при солидарной системе) невозможно содержать одного пенсионера. Содержание пенсионеров становилось непомерным бременем для работающего населения. - созрела необходимость воспитывать у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально с целью увеличения будущей пенсии Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней, сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем: Первый уровень — это солидарная пенсионная система, оставшаяся после распада СССР и основанная на «солидарности поколений», когда источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. Второй уровень — это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным размером пенсионных отчислений 10% от ежемесячного дохода. Третий уровень — накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. По оценкам специалистов полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется в Казахстане до 2040 года. Многие пенсионеры сегодня получают как солидарную, так и накопительную пенсию. Солидарная пенсия выплачивается по стажу на 1 января 1998 г. Годовая сумма пенсионных выплат за счет обязательных пенсионных взносов рассчитывается в размере наибольшей из следующих величин: 1) тридцатикратного размера минимальной пенсии, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год (35-9875=296250 тенге) 2) двухсот пятидесяти тысяч тенге 3) величины, рассчитанной как произведение суммы пенсионных накоплений на коэффициент текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя. Если вкладчик после выхода на пенсию пережил установленные статистикой 19 лет для женщин и 12 лет для мужчин и у него закончились его пенсионные накопления, начинает работать солидарная система. То есть базовую пенсию государство будет платить человеку, пока он жив. Сегодня в Казахстане действуют 14 НПФ, в лице которых Казахстан получил крупных инвесторов, способных участвовать в финансировании реального сектора экономики:
По данным Нацбанка и АФН объемы депозитов населения в банках второго уровня и пенсионных накоплений на 1.01.2009 г. Примерно равны и составили (см. табл):
На сегодня регулярно отчисления в пенсионные фонды делают около 6 млн.человек, хотя НПФ обслуживают 9 млн. счетов. На 1.09.2009 г. уровень инфляции составил 9,5 % за год, 41,01 за три года, 61,90 за пять лет. При этом средневзвешенный коэффициент доходности по НПФ за январь 2008- январь 2009 составил -0,84%. Преодолели уровень инфляции за период январь 2008- январь 2009 только 2 НПФ (АО НПФ Республика (11,78%), АО НПФ БТА Казахстан (10,13%)). Глобальный финансовый кризис сильно ударил по накопительной пенсионной системе Казахстана. Убытки накопительных пенсионных фондов за последнее время достигли почти 50 миллиардов тенге. Причинами падения доходности фондов стало то, что средства НПФ были вложены в высокорисковые и высокодоходные ценные бумаги казахстанских и иностранных компаний, таких как "Газпром", "Сбербанк России", "КазМунайГаз", "Казахтелеком", "ЛУКОЙЛ" и др. Очень важно, чтобы деньги вкладчиков пенсионных фондов были хорошо инвестированы. Изначально пенсионные фонды создавались как финансовые институты, призванные решать социальную задачу — обеспечение старости, а не погоню за прибылью. Во всем мире пенсионные фонды руководствуются идеологией надежности, а не извлечением сверхприбыли. В развитых странах регулирующие деятельность пенсионных фондов органы используют правила, основанные на так называемой "концепции осторожного человека". В соответствии с ней, доверительные управляющие при принятии решений об инвестировании должны следовать логике осторожных профессионалов, заботящихся в равной мере как о получении инвестиционного дохода, так и о сохранности основного капитала. Одна из основных проблем нашей накопительной пенсионной системы состоит в том, что многие крупные казахстанские НПФ аффилированы с коммерческими банками и не являются полностью самостоятельными в своей деятельности. Наибольшие потери по инвестиционному доходу понесли в основном те фонды, которые аффилированы с крупными банками, потому что банковская психология — "прибыль любой ценой" — рано или поздно наносит очень большой ущерб пенсионным фондам.Если бы НПФ следовали средне- и низкорисковой стратегии, их потери по доходности были бы намного ниже. Небольшие фонды, неаффилированые с банками, — в плюсе, они вынуждены бороться за свое выживание самостоятельно и вынуждены просчитывать свои решения. В своем выступлении Президент РК Н.А.Назарбаев отметил: "Падение стоимости ценных бумаг, конечно, отрицательно сказалось на доходности пенсионных фондов, но вкладчики и здесь не должны волноваться - государство по закону гарантирует им полный объем накоплений, а также компенсацию за влияние инфляции" и дал поручение правительству "разобраться и принять исчерпывающие меры по обеспечению интересов вкладчиков, которые начинают получать выплаты из пенсионных фондов, а также обеспечить стабильную работу последних". На сегодня государственными органами приняты решения по стабилизации пенсионной системы, внесены изменения в Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», в некоторые нормативные акты. Но вместе с тем необходимо отметить, что обеспечение больших гарантий государством позволяет накопительным пенсионным фондам продолжать рисковать накоплениями вкладчиков, ведь каким бы ни был результат деятельности НПФ по инвестированию, государство ответит перед вкладчиком. В этой связи видится необходимым усилить ответственность пенсионных фондов перед вкладчиками: Во-первых, АФН снизить комиссионные вознаграждения в пользу вкладчиков и поработать над степенью аффилированности пенсионных фондов с банками, и дать им больше свободы в принятии решений. Во-вторых, разработать требования к НПФ по гарантированию вкладчикам установленного уровня минимальной доходности на накопленные средства, адекватный инфляции и гарантирование определенного минимального размера на счете при достижении клиентом пенсионного возраста за счет средств НПФ. В-третьих, с учетом того, что сегодня вкладчики НПФ несут потери, назрела необходимость разработать механизм покрытия убытков вкладчика за счет средств НПФ на момент перехода из фонда в фонд, не дожидаясь результатов финансового года. В-четвертых, пенсионным фондам нельзя увлекаться погоней за сверхприбылью, основная цель – сохранить сбережения с учетом уровня инфляции. В пятых, выход промышленных предприятий реального сектора экономики на фондовый рынок увеличит количество высокодоходных ценных бумаг и позволит преодолеть отрицательную доходность. В шестых, разделение инвестиционных портфелей пенсионных фондов на агрессивный, умеренный и консервативный при финансовой неграмотности населения может еще более усложнить ситуацию с доходностью НПФ. В-седьмых, необходимо широко проводить обучение населения по принятию инвестиционных решений по пенсионных накоплениям, привлекая как СМИ, так и различные формы обучения в виде акций, особенно с самозанятым населением, которое может в будущем стать непомерной ношей для государства, так как на сегодня практически не производит пенсионных отчислений, либо размеры этих отчислений мизерны.
Источники:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||