главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||
Каталог статей | ||||||
Рахимбердинова М.У., Муканов Т.А. Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, Казахстан Старые проблемы нового асфальтаНа автомобильных дорогах республики казахстан Автомобильные дороги – важнейшее звено общей транспортной системы страны, без которого не может функционировать ни одна отрасль экономики. Уровень развития и техническое состояние дорожной сети существенно влияют на экономическое и социальное развитие как страны в целом, так и ее отдельных регионов, поскольку надежные транспортные связи способствуют повышению эффективности использования основных производственных фондов, трудовых и материально-технических ресурсов, повышению производительности труда. Дорожная отрасль находится на сложном этапе развития, когда от преимущественного строительства новых дорог дорожные организации постепенно и неуклонно переходят к повышению технического уровня и эксплуатационного состояния существующих дорог, капитальности дорожных одежд, реконструкции дорог и мостов. Рост интенсивности движения и особенно доли в ней большегрузных автомобилей привел к существенному возрастанию изнашиванию и разрушающего воздействия автомобилей на дорогу, следствием чего является увеличение потребности в ремонтно-восстановительных дорожных работах, их объемов – эта тенденция в ближайшей перспективе будет неизбежно нарастать. Для перспективного развития автомобильно-дорожного транспорта требуется постоянное совершенствование направления в области проектирования, строительства и эксплуатации дорог. Одной из проблем содержания автомобильных дорог, является недостаточная оснащенность подрядных организаций соответствующей дорожно-строительной техникой. Необходимо создать условия для формирования требуемого объема дорожного фонда, позволяющие осуществлять стабильное финансирование дорожных работ по содержанию и нормативному ремонту существующей сети, реконструкции и строительству автодорог с максимальным использованием имеющихся дорожных предприятий Республики Казахстан. Несмотря на большую значимость для развития экономики и решения социальных вопросов, дорожная отрасль в большинстве стран СНГ не входит в число стратегических приоритетов социально-экономического развития. В настоящее время практически повсеместно транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования является неудовлетворительным. Плохое состояние автомобильных дорог обусловлено такими факторами, как недостаточный объем финансирования потребностей дорожной отрасли; использование устаревших технологий, машин, механизмов, материалов и конструкций; низкое качество дорожно-строительных материалов; недостаточная исполнительская и технологическая дисциплина. Все эти причины усугубляются несоответствием сложившихся систем управления дорожными отраслями требованиям развития рыночной экономики. Таким образом, становиться очевидным, что экономика Республики Казахстан находиться в большой зависимости от работы транспортного сектора, который существенно влияет на стоимость экспортной и импортной продукции. По данным исследований экспертов, стоимость транспортировки в Казахстане может составлять 50% от общей стоимости таких важных экспортных товаров, как зерно и уголь. Недостаточно развита сеть железнодорожных дорог, что обуславливает необходимость использования в большей части автомобильного транспорта, который для многих районов страны является единственным видом сообщения, поэтому для Республики Казахстан огромное значение имеют автомобильные дороги, по которым перевозится 82% грузов и 75% пассажиров ежегодно от общего объема перевозок всеми видами транспорта. Автодороги на 96% обеспечивают транспортные условия жизнедеятельности в регионах Республики Казахстан. На рисунке 1 представлена протяженность сети автомобильных дорог в различных странах. Наряду с протяженностью, значимыми показателями, характеризующими дорожную отрасль страны, выступают плотность сети автомобильных дорог по площади территории, охватываемой ими, и плотность сети автодорог в расчете на 1000 жителей страны. На рисунке 2 рассмотрены эти показатели по Казахстану и различным странам мира.
Рисунок 1 – Протяженность сети автомобильных дорог в различных странах (тыс. км) По показателю плотности сети дорог общего пользования по площади территории Казахстан уступает США в 12,8 раз, Германии – в 36 раз, Франции – в 29,4 раза, Англии – в 31,6 раза, Финляндии – в 4,6 раза. Отставание Казахстана от различных стран по показателю плотности дорог общего пользования по численности населения было равно: от США – в 2,25 раза, Франции – в 1,4 раза, Финляндии – в 1,3 раза. Развитие автомобильных дорог Казахстана постоянно отставало от совершенствования автотранспорта, который, особенно в последние годы, характеризуется возросшими нагрузками. Это привело к резкому несоответствию существующих дорог требованиям движущегося по ним тяжелого транспорта, количество которого продолжает возрастать. Создалась парадоксальная ситуация: автомобили разбивают неприспособленные к ним дороги, а разбитые дороги, в свою очередь, выводят преждевременно из строя автомобили. Рисунок 2 – Показатели плотности дорог на единицу площади территории и на 1000 жителей (км) Текущее состояние автомобильных дорог республиканского и местного значения Республики Казахстан представлено на рисунке 3 и на рисунке 4. Рисунок 3 – Состояние сети автодорог республиканского значения по состоянию за 2010 год Рисунок 4 – Состояние сети автодорог местного значения по состоянию за 2010 год Очевидно, что для существующего объемного перемещения грузов и пассажиров автомобильным транспортом необходимы дороги, технический уровень которых должен соответствовать существующим осевым нагрузкам и обеспечивать высокую скорость и безопасность движения. Выполненный анализ статистических материалов позволяет проследить во времени динамику формирования сети автомобильных дорог общего пользования. В последующие годы наблюдалась тенденция небольшого прироста дорог с акцентированием внимания на содержание и ремонт сложившейся сети дорог. На рисунке 5 представлено фактическое состояние автомобильных дорог Казахстана. Как известно, основными критериями привлекательности автомобильных дорог, особенно для пользователей других государств, являются – скорость, удобства и сервисное обслуживание, безопасность и сохранность груза, а также стоимость проезда по пересекаемой стране. В настоящее время казахстанские международные маршруты проигрывают по всем оценочным критериям. В связи с чем, падает «транзитный потенциал» Республики, обусловленный ее географическим положением. Северные и южные соседние государства вынуждены самостоятельно решать проблему обхода Казахстана, строя дорогостоящие автомобильные дороги для развития торговых отношений с Китаем и другими юго-восточными странами. В неудовлетворительном техническом состоянии находится вся республиканская сеть автомобильных дорог Казахстана. Результаты ежегодных обследований свидетельствуют о резком снижении несущей способности дорог в последние годы.
Рисунок 5 – Фактическое состояние автомобильных дорог Казахстана
На рисунке 6 представлен жизненный цикл автомобильной дороги. Где, Фаза «А» - завершение строительства и ввод автомобильной дороги в эксплуатацию. Фаза «В» - медленный и почти неощутимый износ. Фаза «С» - ускоренный износ. Фаза «D» - полное разрушение. Вновь построенная автомобильная дорога (Фаза «А») с течением времени разрушается. Происходит это из-за воздействия тяжелых грузовых автомобилей, автопоездов и сочлененных транспортных средств, а также, в меньшей мере, из-за влияния погодных условий. Как следует из анализа жизненного цикла автомобильной дороги, после ввода в действие и при условии ее надлежащей эксплуатации, износ дорожной одежды происходит медленно и практически неощутимо (Фаза «В»). Во время этого периода для улучшения срока службы дороги необходимо и достаточно только своевременно проводить работы по ее текущему содержанию.
Рисунок 1.2 – Жизненный цикл автомобильной дороги
Рисунок 6 – Жизненный цикл автомобильной дороги Невыполнение полного комплекса работ по содержанию автомобильной дороги может привести к более быстрому износу, т.е. к более короткой продолжительности фаза «В». Обвальный износ дорожной одежды наступает на 13-м году жизненного цикла (Фаза «С»), что требует незамедлительного проведения ремонтных работ, включая устройство новых слоев дорожного покрытия. Причем разница в затратах на проведение ремонтных работ в начале и в конце фазы (соответственно «С1» и «С2») превышает трехкратный размер. Всего лишь около 20% дорог РК можно отнести к прочным и ровным. Остальная часть находится неудовлетворительном состоянии. В современных условиях дорожная отрасль должна планировать свое развитие таким образом, чтобы полностью удовлетворить существующий и перспективный спрос на услуги автодорожной инфраструктуры со стороны пользователей. | ||||||