главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Манаева Инна Владимировна

«Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)

Социально-экономическое положение моногородов Воронежской области: анализ, перспективы развития

Реализованные в последние годы экономические реформы в наибольшей степени негативно отражаются на социально-экономическом состоянии городов, с размещенными на их территории градообразующими предприятиями. В моногородах наполняемость городского и семейного бюджета, благосостояние населения, уровень социальных услуг во многом зависят от положения и результатов деятельности данного предприятия. На долю таких предприятий приходится около 1/3 всей выпускаемой в России промышленной продукции. Несмотря на массовость распространения моногородов, не существует единых критериев выделения моногородов. Исследователь в области региональной экономики Е.Г. Анимица определяет моногород как моноцентричный город по отношению к преобладающей сфере занятости, сфере деятельности трудоспособного населения. Наиболее полная характеристика моногорода дана коллективом ученых под руководством И.В. Липсица. Под термином «моногород» понимается муниципальное образование на базе градообразующего предприятия. Для выделения моногородов из общей массы ученые исследователи используют следующие показатели [2]:

- доля доминирующего предприятия города или нескольких предприятий одной отрасли в общей численности занятых в данном населенном пункте.

- доля доминирующего предприятия города или нескольких предприятий одной отрасли в общем объеме производства в данном населенном пункте.

- географическая удаленность населенного пункта от альтернативных рынков занятости.

Монопрофильность означает, что трудоспособное население занято в основном на одном предприятии или цепочки технологически связанных предприятий, что приводит к обострению социального положения в условиях спада объемов производства. Согласно критериям Минрегионразвития РФ, в начале 2009 года в России насчитывалось 466 моногородов, в которых проживало около 15 % населения страны [1].

В настоящее время в Воронежской области насчитывается четыре моногорода: Нововоронеж, Павловск, Россошь, Семилуки, на их территории проживает 9,8 % городского населения региона. Проанализируем социально-экономические положение моногородов Воронежской области.

Основные характеристики моногородов Воронежской области

в 2009 -2010 г.

Моногород

Градообразующее предприятие

Отрасль промышленности

Численность населения тыс. чел.

Экономически активное население тыс, чел.

Доля занятых на градообразующем предприятии

Семилуки

ОАО «Семилукский огнеупорный завод»

Добывающая

23,9

14,5

22,4%

Нововоронеж

Нововоронежская АЭС

Энергетическая

35,25

16,37

29%

Павловск

ОАО «Павловскграни»

Добывающая

25,64

16,6

19,1%

Россошь

ОАО «Минудобрения»

Химическая

62,06

27,6

15%

Составлено по данным [2, 3, 5, 6, 7]

Нововоронеж – моногород с населением 35,25 тыс. человек, экономически активное - 16,37 тыс. чел. [4]. Градообразующее предприятие Нововоронежская АЭС – филиал ОАО «Концерн Энергоатом». В объёме отгруженных товаров по промышленным видам деятельности наибольший удельный вес имеют предприятия, относящиеся к виду деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 97,6%. [4], что является показателем монопрофильности города.

Павловск. Градообразующим предприятием данного города является ОАО «Павловскгранит». Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг за 1 квартал 2010 года в действующих ценах составил 612,2 млн. руб., что составляет 104,3 % к уровню соответствующего периода 2009 года. В связи с экономическим кризисом последнихлет ухудшилась финансово-хозяйственная деятельность ОАО "Павловскгранит", что выразилось в снижении спроса на нерудные материалы по причине неплатежеспособности потребителей. За счет снижения объемных показателей выручка от реализации нерудных материалов в 2010 году сократилась на 17,7% [6]. Основными причинами являются снижение спроса на рынке строительных материалов, замена высококачественных материалов на товары-заменители (щебень из отходов металлургического производства, песчано-гравийные смеси).

Россошь - моногород с населением 62,06 тыс. человек, экономически активное население составляет 46,9 % [4]. Градообразующее предприятие - ОАО «Минудобрения». Ведущая отрасль промышленности – химическая. Индекс физического объема промышленного производства г. Россошь в 2009 году к уровню 2008 года составил 101,5 %, что выше среднеобластного показателя (95,4 %) [5].

Семилуки - моногород с населением 23,9 тыс. человек, из них экономически активное население- 14,5 тыс. человек. По оценке Минрегион развития, данный моногород относится к категории депрессивных. Уровень зарегистрированной безработицы - 3,4%. В июне 2009 года долг по заработной плате составил 40 млн. руб. [7]. Данные показатели явились предпосылками для включения города в список, сформированный правительством РФ, на получение средств из Федерального бюджета для модернизации. Семилуки – единственный из городов Центрально-Черноземного района, попавший в программу развития поддержки моногородов.

Моногорода Воронежской области нуждаются в мероприятиях по модернизации экономики. Рассмотрим основные направления комплексного развития моногорода (рис.1.)

Рис. 1 Основные направления комплексного альтернативного развития моногорода

Таким образом, для реструктуризации экономики моногорода необходимо развитие малого и среднего бизнеса, который станет новым источником налоговых поступлений в бюджет города и будет способствовать занятости населения. Социальная политика и активное развитие образовательных услуг повысят инвестиционную привлекательность моногорода, что умножит приток инвестиций, и, следовательно, улучшит социально-экономического состояния моногорода.

Механизм осуществления политики активной реструктуризации:

- нормативно-правовая поддержка всех уровней власти;

- финансовое обеспечение, которое включает в себя активную инвестиционную деятельность, а также выделение в бюджете города статьи «бюджет реструктуризации»;

- информационное обеспечение заключается в доступности информации, гласного рассмотрения стратегических ориентиров и целей развития;

- разработка программы активной реструктуризации в рамках концепции стратегического социально-экономического развития моногорода.

Таким образом, необходимо разработать сценарий активной реструктуризации, который будет представлять собой муниципальную программу комплексного социально-экономического развития моногорода. Финансовое обеспечение программы активной реструктуризации экономики моногорода осуществляется созданием на местном уровне специального бюджета реструктуризации при поддержке федеральных властей, собственными бюджетными средства и привлечением инвестиций.

В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что моногорода Воронежской области нуждаются в реструктуризации экономики. Приоритетными направлениями развития моногородов Воронежской области являются:

- развитие малого и среднего бизнеса;

-активная инвестиционная политика;

-развитие образовательных услуг;

ЛИТЕРАТУРА:

1. Карты статистических данных // сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. URL: [сылка более недоступна}