Каталог статей |
Уварова С. П. Модернизация управления налоговым процессом в РФОдним из приоритетных направлений развития экономики на современном этапе является её модернизация, налоговая реформа не может быть реализована без использования достижений информационных технологий.Налоговая служба функционирует в среде информационных технологий, ни одна инспекция не может работать, не используя программные продукты, обеспечивающие поддержку работы инспекции, создавая сервис для пользователя при организации его рабочего места. Традиционные формы работы с налогоплательщиками устарели и не удовлетворяют современным требованиям. На сегодняшний день необходимо влиять на менталитет налогоплательщиков в применении современных форм сдачи отчетности, повышать их налоговую грамотность, улучшать информационное обслуживание плательщиков, внедрять новые технологии работы с налогоплательщиками. Федеральная целевая программа модернизации налоговой службы предусматривает не только совершенствование налогового администрирования с использованием информационных технологий, но и улучшение качества обслуживания налогоплательщиков. В ходе ее реализации с целью повышения культуры обслуживания и повышения качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам, предусмотрено совершенствование системы развития консультационных услуг, дальнейшее упрощение форм и правил сдачи налоговой отчетности, повышения уровня налоговой грамотности населения. Налоговая служба функционирует в среде информационных технологий, ни одна инспекция не может работать, не используя программные продукты, обеспечивающие поддержку работы инспекции, создавая сервис для пользователя при организации его рабочего места. В ходе внедрения проекта «Модернизация налоговой службы» обеспечивается стабильное поступление налогов и сборов на основе их добровольной уплаты, сокращены потери, связанные с уклонением налогоплательщиков от уплаты налогов, улучшено обслуживание налогоплательщиков. С целью повышению эффективности налогового администрирования созданы инспекции по централизованной обработке данных на межрегиональном и межрайонном уровнях, разработаны и внедрены стандарты технологических процессов, автоматизированы ключевые оперативные и управленческие процессы. Для обеспечение стабильного поступления налогов и сборов на основе их добровольной уплаты, сокращения размеров потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязательств необходимо совершенствовать технологию работы налоговых органов и основную её функцию, осуществление налогового контроля. Эффективность проведения налогового контроля, зависит прежде всего, от совершенствования технологии налогового администрирования. В условиях модернизации, в ходе автоматизации камеральной проверки ФНС России разработаны единые стандартные контрольные соотношения между показателями декларируемыми налогоплательщиками и полученными от внешних организаций. Модернизация налоговых органов предусматривает внедрение новых форм взаимодействия с налогоплательщиками с предельно прозрачной и упрощенной налоговой отчетностью, четко сформулированным налоговым законодательством, максимально приближенной к налогоплательщикам при условии полной автоматизации всех рабочих процессов Только при налоговом стимулировании инновационной деятельности, экономических методов и механизмов регулирования и управления возможно обеспечить модернизацию и устойчивые сбалансированные темпы экономического роста. Главная задача, стоящая перед государством на современном этапе, это создание эффективной системы контроля за поступлением налогов. Развитие налоговой системы, планируемые изменения в системе налогового администрирования невозможны без дальнейшего совершенствования информационных систем, повышения научно-технического потенциала, создания соответствующих информационных технологий, повышающих эффективность системы налогового администрирования, обеспечивающей полное поступление платежей в бюджеты всех уровней. Рост налоговых доходов происходит с целью развития инновационной предпринимательской деятельности путем создания условий для расширения бизнеса: создание производственной и социальной инфраструктуры, снижение бюрократических препятствий для получения необходимых согласований, предоставление гарантий для получения кредитов, предоставление инвестиционного налогового кредита. В процесс управления налоговым администрированием участвуют не только специализированные органы. В него вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти, Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например, «Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков». В комиссию по модернизации и инновациям при Президенте РФ внесен «пакет налоговых стимулов». В первую очередь, речь идет о «стимулировании опытно-конструкторских разработок, создании стимулов для инноваций, в том числе средствами налоговой политики, создании стимулов для обновления основных фондов, для использования НИОКР в производстве, исключения административных и налоговых препятствий для малых предприятий, работающих в сфере инноваций. Федеральная целевая программа модернизации налоговой службы предусматривает не только совершенствование налогового администрирования с использованием информационных технологий, но и улучшение качества обслуживания налогоплательщиков. В ходе ее реализации с целью повышения культуры обслуживания и повышения качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам, предусмотрено совершенствование системы развития консультационных услуг, дальнейшее упрощение форм и правил сдачи налоговой отчетности, повышения уровня налоговой грамотности населения. Для быстрейшего внедрения современной сдачи налоговой отчетности в электронном виде для малого бизнеса и частных предпринимателей необходимо максимально упростить и удешевить услуги по сдаче отчетности. Необходимо разработать и внедрить систему уплаты налогов через терминалы. Кроме того, логично и целесообразно платить каждый налог одним платежным поручением. Распределение по фондам и бюджетам в долях, установленных НК РФ, следует поручить Федеральному казначейству, в адрес которого сегодня перечисляются все налоги (или налоговой службе, как во всех развитых странах мира). Необходимо повысить информированность плательщиков и упростить процедуру оплаты, что позволит обеспечить: - получение полной и своевременной информации о начисленных платежах, оплатах и задолженностях в "Личном кабинете" плательщика из любой точки страны и мира; - оперативное (онлайн) осуществление платежей; - оперативное (онлайн) информирование плательщика и администратора доходов о произведенных платежах и погашении задолженности; - полноту и своевременность поступления соответствующих доходов в бюджеты РФ при сокращении затрат на администрирование поступлений, повышении информированности администраторов доходов о состоянии задолженности по каждому плательщику, сокращении объема невыясненных поступлений бюджетов всех уровней и сокращении сроков между начислениями платежей и поступлением средств в соответствующие бюджеты. Внедрение современных информационных технологий позволит налоговым органам перейти на более качественный уровень взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками, повысит авторитет налоговых органов. Процесс модернизации налогового администрирования в России необходимо проводить в тесной взаимосвязи с процессами модернизации и инновационного развития экономики. Модернизация администрирования налогов сложный процесс. Налогоплательщики уплачивая налоги, предоставляют государству средства на его содержание и поэтому вправе получать блага, адекватные затратам, то есть вправе требовать эффективности и справедливости оказываемых услуг. Модернизация администрирования налоговых органов, контрольных функций, экономических и административных форм обеспечения налоговой безопасности налоговых служб требует четко организованной системы налогового администрирования.
Литература:
1. Гойгереев, К.К. Модернизация администрирования налогообложения и обеспечение инновационного экономического развития российской экономики // Экономические и гуманитарные науки. - 2011. - № 3 2. Морсков И.Н, Шинкарев В.В. ИТ- технологии для повышения эффективности администрирования НДС //Налоговая политика и практика.- 2011.- N 4 3. [сылка более недоступна}
|