Каталог статей |
Марченко Наталия Владимировна Исследование рынка транспортно-логистических услугС точки зрения мирового опыта и современных тенденций развития глобального рынка логистических услуг Украина находится на этапе формирования и консолидации отрасли, существенно уступая западным странам, как по качеству, так и по комплексности услуг, предоставляемых национальными транспортно-логистическими компаниями. Как показало проведенное исследование, сегодня Украина по уровню развития логистики (прежде всего по качеству инфраструктуры и набору предлагаемых услуг) значительно отстает от восточноевропейских стран.
Рис. 1. Место логистической отрасли в экономике Украины Логистическая составляющая в стоимости услуг в Украине достигает 30-35% (для сравнения, в развитых западных странах она составляет порядка 8-10%). Учитывая, что объем ВВП Украины в фактических ценах в 2007 году составлял $107,3 млрд., его логистическая составляющая оценивается в $ 31,8 - $ 37,1 млрд. Сфера логистики финансирует около 15% поступлений в бюджет от производственной сферы, занимая на рынке услуг около 40% рынка. В целом, рынок логистических услуг в Украине слабо развит, слабо структурирован и отсутствует достоверная информация о его структуре и доходах
Рис. 2. Динамика роста транспортной составляющей логистической отрасли Украины в 2005-2010 гг, прогноз до 2020 г. Украинский рынок логистики переживает сейчас период бурного развития (6—7% в Украине, 3—4% в Европе). Исходя из прогнозируемых годовых темпов роста производства (7,4%) и оборота розницы (9,6%), а также учитывая рост покупательной способности населения, можно предполагать, что в ближайшие годы темп роста логистического рынка не снизится. По оценкам экспертов, его объем на текущий момент составляет порядка 31,8 - 37,1 млрд. долл., а потенциал оценивается в 50 млрд. долл. [1].
Основные характеристики современной ситуации в области логистики: · Развитие аутсорсинга, 3 и 4PL; · Усиление глобализации и интеграции цепочек поставок; · Автоматизация логистических процессов; · Рост инвестиций в логистику и инфраструктуру; · Развитие системы управления логистикой на уровне компании; · Развития сферы девелопмента складской недвижимости; · Рост конкуренции. Динамика украинского рынка в последние 2-3 года определялась не столько стремлением компаний-клиентов к оптимизации бизнес-процессов за счет аутсорсинга непрофильных направлений деятельности и привлечения к управлению цепочками поставок логистических операторов, сколько ростом потребностей в транспортировке и складировании грузов в условиях оживления экономики и увеличения потребительского спроса. Стоит особо отметить, что активно развиваются аутсорсинг, 3PL и 4PL операционная деятельность. Растет активность логистического бизнеса. Все больше внимания обращается на передачу на аутсорсинг логистических функций торговых и промышленных предприятий по входящей, исходящей, а в ряде случаев и по внутрипроизводственной транспортировке, складскому хранению и управлению запасами. Логистические компании начинают разворачивать проектную деятельность. Уже мало оказывать просто услуги. Нужно подходить к решению задач и проблем клиентов комплексно. Необходимо уметь выявлять их потребности, формулировать задачи развития их бизнеса, четко расставлять приоритеты, грамотно и поэтапно продвигаться в рамках проекта. Клиентов следует рассматривать как партнеров, а партнерские отношения выстроить так, чтобы в этом союзе обе стороны могли бы заработать больше денег.
Литература 1. Аналитика. Финансы. Право [Электронный ресурс] : Обзор рынка логистических услуг Украины. Режим доступа: [сылка более недоступна} 2. Маркетинг и логистика [Электронный ресурс] : Обзор рынков. Режим доступа: [сылка более недоступна} 3. Конспект лекций.
|