Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведерникова Н.В. Оптимизация расходов на ЖКХ в системе межбюджетных отношений (на примере МО «Медведевское городское поселение» Республики Марий Эл)Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли.Расходы на ЖКХ являются актуальной проблемой для практики всех муниципальных образований, в частности и муниципального образования «Медведевское городское поселение» Республики Марий Эл. Самой большой статьей расходов в бюджете МО «Медведевское городское поселение» является статья «Жилищно-комунальное хозяйство». В сфере жилищно-коммунального хозяйства в данном муниципальном образовании была реализована «Среднесрочная программа социального и экономического развития муниципального образования «Медведевское городское поселение», рассчитанная на период с 2007–2011 год и включающая в себя две подпрограммы: «Перспективное развитие поселка» и «Ремонт жилищного фонда». Целесообразно будет представить ее результаты в таблице 1. Таблица 1. Перспективное развитие поселка, тыс. руб.
Исходя из данных таблицы 1 финансовые расходы на реконструкцию, техническое перевооружение и строительство объектов инженерной инфраструктуры увеличиваются с каждым годом, что связано с высоким процентом износа основных фондов. 82% всех вложений привлечено из внебюджетных источников, 11,5% средства направленные из вышестоящего бюджета, 6,5% средства местного бюджета. В таблице 2 представим показатели осуществления ремонта жилищного фонда МО Медведевское городское поселение. Таблица 2. Ремонт жилищного фонда, тыс. руб.
Так же в поселке реализуется муниципальная адресная программа «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда», утвержденная Собранием депутатов муниципального образования "Медведевское городское поселение" от 21 марта 2008 года №140 (таблица 3). Анализ показал, что финансирование наиболее приоритетных проектов муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеет тенденцию к увеличению. И действительно в сегодняшних реалиях без финансовой поддержки ЖКХ путем привлечения средств из всевозможных источников невозможно представить развитие жилищно-коммунального комплекса. Таблица 3. Объем и источники финансирования Программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда» на период с 2008–2011 г, млн.руб.
Большое влияние на формирование статьи расходов на ЖКХ имеет объем оплаты ЖКУ населением поселка. В настоящее время население осуществляет 100% оплату ЖКУ. Поэтому даже при наличии системы льгот и скидок для поддержания благосостояния граждан малейшее повышение оплаты за коммунальные услуги приводит к резкому снижению объемов фактической оплаты этих услуг. Динамика собираемости коммунальных платежей в пгт. Медведево представлена на рис.1.
Рис.1. Динамика собираемости коммунальных платежей в пгт. Медведево Из графика видно, что в динамике происходит снижение общего уровня собираемости коммунальных платежей в пгт. Медведево с 97,08% в 2008 г. до 93,6% в отчетном периоде. Это может быть обусловлено как влиянием ежегодного повышения тарифов, так и воздействием мирового экономического кризиса на платежеспособность населения. Чтобы компенсировать потери хотя бы частично, необходимо организовать работу жилищно-коммунальных служб так, чтобы не было долгов. Для этого ежегодно при формировании бюджета муниципального образования, прежде всего, необходимо формировать специальный муниципальный заказ на жилищно-коммунальные услуги: Для развития положительных тенденций реформирования ЖКХ и внедрение инновационного подхода к формированию и предоставлению ЖКУ необходимо проведение на государственном и муниципальном уровнях адекватной политики, подразумевающей решение как приоритетных, не терпящих отлагательства задач, так и задач стратегических, нацеленных на обеспечение устойчивости и необратимости реформ. Среди таких задач следует выделять: 1) прекращение бюджетного дотирования предприятий ЖКК; 2) реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий ЖКК; 3) создание эффективной системы тарифного регулирования.
Список использованных источников: 1. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2005-2010 годы от 17 сентября 2004 г. № 675 (ред. от 14.02.2005 г. № 104). 2. Аболин А.А. Основные направления реформирования ЖКХ муниципальных образований // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. – 2008 г. – ч.1 - №2 – с. 37-40. 3. Кругликов, А.А. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - №7 –2009, С.94-100. 4. Мищенко В.В., Гурьевских В.В. Бюджетирование организации и его принципы // Экономика. – 2007. – с. 90-96. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||