Каталог статей

Задворнева Е.П.

Развитие инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Республики Казахстан

Стратегия вхождения  Республики Казахстан в число пятидесяти конкурентоспособных  государств мира предполагает необходимость постоянного наращивания объема инвестиций и приближения его темпов роста к темпам развития национального ВВП, так как научно-техническая деятельность является решающим фактором экономического развития страны. В развитых странах до 90% прироста ВВП получают за счет внедрения новых технологий.  В Казахстане затраты на исследования и разработки в 2010 году составили всего 47274 млн.тенге, или 0,3% ВВП Республики Казахстан.

        Значительная часть основных фондов в стране морально и физически изношена, а, значит, вопрос обновления основных средств для Республики Казахстан остается первостепенным. Показатели износа технического парка в сельском хозяйстве являются доказательством необходимости процессов инвестирования аграрного сектора. За последние годы в сельском хозяйстве Республики Казахстан наблюдается невысокий рост технического обновления сельскохозяйственной техники. Большая часть общего объема продукции сельского хозяйства, 53%, производится в  низко механизированных  хозяйствах населения, то есть в мелкотоварном секторе. Преодоление этого положения предполагает необходимость  направлять средства на аграрное развитие в суммах,  сопоставимых с экономически развитыми странами.

       Потребности Казахстана в сельскохозяйственном оборудовании в основном удовлетворяются за счет импорта и не оказывают положительного влияния на техническую оснащенность аграрного сектора экономики. В Казахстане хорошо развита дилерская сеть МТЗ, несмотря на то, что существует высокая конкуренция сельхозтехники. Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси позволит кардинально улучшить ситуацию в торгово-экономическом взаимодействии, в том числе в области сельского хозяйства.

        Следует отметить, что эффективные сельхозпроизводители располагают определенными возможностями обновления технико-технологического парка, но, такая ситуация не характерна для большинства хозяйств. Предстоящее вступление Казахстана в ВТО в значительной степени  отразится на развитии сельского хозяйства, так как усилится конкуренция на внутреннем рынке. Очевидно, что в настоящее время  отечественные предприятия сельхозмашиностроения не могут в полной мере решить задачи  технического перевооружения аграрного сектора и повышения его конкурентоспособности при вступлении в ВТО. Развитию сельскохозяйственной отрасли уделяется приоритетное внимание в государственных программах развития, осуществлены  значительные инвестиции, которые позволяют поднять объемы и технологический уровень сельскохозяйственного  производства. Имеются тенденции интегрирования производственно-технологических цепочек с рядом агропромышленных предприятий стран СНГ,  прежде всего России и Белоруссии, что очень важно с началом работы Таможенного Союза. В республике Казахстан в настоящее время работает более 100 ремонтных и производственных предприятий, выпускающих запасные части и оборудование сельскохозяйственного назначения. Объемы производства составляют   около 900-1,125 млн. тенге продукции, их доля на рынке равна  5%. Характеристика спроса на сельхозтехнику зависит от географического региона, климатических условий, размеров хозяйства. Основными покупателями являются крупные зерновые компании - 45%; сельскохозяйственные товаропроизводители - 40%; реализаторы-посредники - 15%. По экспертным оценкам  емкость рынка запасных частей для парка техники сельхозпроизводителей республики составляет 127 млн. долл. Объемы потребности  в запасных частях варьируются  по регионам республики в следующей последовательности: Северный Казахстан (Акмолинская, Костанайская, Северо-Казахстанская и север Карагандинской области); Южный Казахстан (Алматинская, Шымкентская, Жамбылская и Кызылординская области);  Западный Казахстан (Актюбинская и Западно-Казахстанская области); Восточный Казахстан (Павлодарская и Восточно-Казахстанская области). Сельское хозяйство нуждается в эффективных средствах производства, их постоянном техническом обслуживании, современном сервисе. В региональном разрезе наибольшие объемы инвестиций в 2010 году в сельское хозяйство вкладываются в Акмолинской (19,02%), Северо-Казахстанской (16,9%) и Костанайской (25,5%) областях, что связано с привлекательностью данных регионов для инвесторов в отношении производства зерновых.В среднем за пять лет наибольшие удельные веса по объемам инвестиций в сельское хозяйство по областям приходятся на Северо-Казахстанскую (19,7%), Костанайскую (19,3%) и Акмолинскую (16%) области.

Основной объем инвестиций в сельской местности приходится на обрабатывающую промышленность, а именно, на производство пищевых продуктов (46,389 млрд. тенге), где основными инвесторами выступают собственники предприятий, которые вкладывают 97,2 % инвестиций на данные объекты промышленности в сельской местности.

При этом объем инвестиций на развитие сельскохозяйственного производства в сельской местности составил 77,8 млрд. тенге, из которых 64 % профинансировано за счет собственных средств предприятий и организаций. Так как сельское хозяйство большей частью находится в частной собственности, более 87 % инвестиций для развития растениеводства и животноводства вкладываются частным сектором. Основной объем иностранных инвестиций приходится на сферу предоставления услуг в области растениеводства и животноводства.

Одним из главных составляющих инвестиционной политики государства является подготовка и реализация республиканских инвестиционных проектов, направленных на решение общих инфраструктурных проблем сельхозтоваропроизводителей. В условиях ограниченных бюджетных возможностей Казахстана в последнее десятилетие в сельском хозяйстве осуществлены на  сумму 235 млн. долл. США такие  стратегические инвестпроекты, как:

1проект «Усовершенствование ирригационно-дренажных систем» с софинансированием из республиканского бюджета в объеме 20 млн. долл. США, в результате которого проведена реконструкция ирригационно-дренажных систем на площади 32,5 тысячи гектаров на 14 объектах в 9 областях, создано 15 сельских потребительских кооператива водопользователей (СПКВ), создано более 9 тысяч рабочих мест.

2Проект «Постприватизационная поддержка сельского хозяйства», в рамках которого через участвующие банки второго уровня на льготных условиях профинансирован 141 субпроектсельхозтоваропроизводителей на общую сумму 14,3 млн. долл. США. Создано дополнительно 900 рабочих мест. Заемщиками было закуплено 140 зерноуборочных комбайнов; 55 единиц тракторов и автомобилей; оборудование по переработке сельскохозяйственной продукции и другое.

3Проект «Управление водными ресурсами и восстановление земель» с софинансированием из республиканского бюджета на сумму 15 млн. долл. США. По данному проекту осуществляется реконструкция 39,2 тысяч гектаров орошаемых земель более 5 тыс. фермеров, которые объединены в 22 сельских потребительских кооператива водопользователей.

4Проект «Постприватизационная поддержка сельского хозяйства, 2-этап» направлен на развитие системы сельского кредитования и микрокредитования малого и среднего бизнеса на селе, совершенствование системы аграрных консультационных служб на местах и управления производственными и ценовыми рисками в сельском хозяйстве в целях увеличения кредитоспособности данной отрасли.

Учитывая предстоящее вступление Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию начиная с 2006 года реализуется новый инвестиционный проект «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции».

Общая стоимость проекта – 70,8 млн. долл. США, в том числе заем Всемирного Банка – 24,0 млн. долл. США, софинансирование из республиканского бюджета – 46,8 млн. долл. США

Реализация указанных программ, несомненно, позволяет обновить оборудование, преодолеть технологическое и техническое отставание предприятий, способствует повышению конкурентоспособности продукции за счет снижения издержек производства и цен.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является  обновление   машинотракторного парка сельскохозяйственного производства. Так, средний возраст 80-83% зерноуборочных комбайнов и тракторов составляет 13-14 лет, при нормативном сроке эксплуатации 8-10 лет. Из наличия всей имеющейся техники подлежит списанию свыше 80% зерноуборочных комбайнов, более 85% тракторов и сеялок, около 90% жаток. Согласно экспертным расчетам, в масштабах страны потребность сельских товаропроизводителей в обновлении техники составляет 8 тысяч тракторов, 4 тысячи комбайнов, тысяча сеялок и жаток в год, на приобретение которых требуется денежных средств около 50 млрд. тенге.

В настоящее время, обновлять сельхозтехнику и оборудование   в указанных объемах  не представляется возможным. Это обусловлено низким платежеспособным спросом сельхозпроизводителей, диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и машиностроения, низким уровнем  услуг, оказываемых машинотракторными станциями, так называемыми сервис-центрами, ввидуихнеукомплектованности  и техникой,  и оборудованием.

Следует отметить, что значительные объемы  средств, выделяемых  на создание материально-технических станций и обновление парка техники,  по мнению некоторых ученых-экономистов, используются неэффективно. Они направляются преимущественно на приобретение дорогостоящей сельскохозяйственной  техники и оборудования зарубежных производителей, эта  техника экономически себя не оправдывает, что приводит к значительным долгам и банкротствам сельхозпроизводителей.

    В настоящее время в Казахстане аграрный сектор инвестируется по остаточному принципу. Так, если общий объем инвестиций в Республике Казахстан за 2004-2010 годы составил 18917 млрд.тенге при среднегодовом уровне вложений 3152,8 млрд.тенге, то объем инвестиций в сельское хозяйство за такой же  период составил всего лишь 354,7 млрд.тенге при среднегодовом уровне вложений 59,1 млрд.тенге. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства в 2010 году составили 1,85% от общего объема инвестиций в экономику республики, или 77957 млн. тенге.  В результате данной инвестиционной политики наблюдается снижение уровня ВВП аграрного сектора по отношению к общему объему ВВП Республики Казахстан, так, если в 2000 году он составлял 34%, то в 2010 году в аграрной сфере  было создано всего лишь 7,3% ВВП Казахстана, в то время как доля сельского населения составляла 47%. Данный показатель еще раз подтверждает  низкую производительность труда, слабую оснащенность техникой, низкие показатели эффективности использования мощностей, задействованных в сельскохозяйственном производстве.

Министерство сельского хозяйства РК для разрешения указанной проблемы проводит комплекс мер, направленных на  изучение потребности  и определение оптимального парка машин. Такая работа требует взаимодействия различных структур – государственных органов, производителей, научно-исследовательских институтов, маркетинговых и консалтинговых организаций по оценке развития рынка сельскохозяйственной продукции. Основные направления развития Республики Казахстан, согласно Стратегии индустриально-инновационного развития, предполагают наращивание научно-технического, инновационного и производственного потенциала на  перспективных направлениях индустриального развития. Это должно способствовать достижению долгосрочных  конкурентных преимуществ. Так, предполагается  формирование высокотехнологичных производств путем создания эффективной системы трансферта современных технологий, создание и поддержка деятельности современных элементов научной и инновационной инфраструктуры.

Литература:

1. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – СПБ.: Питер, 2004.

2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2020 годы