Каталог статей |
Ожарбаева А. К., Ожарбаева М.К. Объективные и субъективные предпосылки привлечения инвестиций в экономику КазахстанаПриток иностранных инвестиций в любую страну, а также их эффективность определяется наличием благоприятного инвестиционного климата.Моделирование инвестиционного климата является важным звеном выработки государственной политики привлечения и использования иностранных инвестиций, так как она, во-первых, дает системное представление факторов, воздействующих на иностранного инвестора, во-вторых, предоставляет возможность глубже оценить ситуацию в стране, в-третьих, позволяет осознать мотивацию поведения иностранного партнера. Создание благоприятного инвестиционного климата в стране - это целый комплекс различных мер, составляющих целую систему показателей, являющейся основой сравнительного анализа оценки инвестиционного климата в Казахстане на данный период: 1) характеристика потенциала рынка страны; 2) обеспеченность природными и трудовыми ресурсами; 3) состояние и продвижение экономических реформ; 4) законодательная база для инвестиционной деятельности; 5) упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах; 6) развитие рыночной инфраструктуры и валютного рынка; 7) устойчивость банковской системы; 8) устойчивость и направленность политического климата. Иностранные инвесторы изучают и оценивают каждую из вышеперечисленных составляющих, и решение об инвестировании приводится к некоему общему знаменателю, которым выступает показатель инвестиционного риска. Потенциал рынка страны характеризуют такие показатели, как численность населения, ВНП и величина ВНП на душу населения. Во время существования СССР потенциал единого рынка долгое время рассматривался как огромный и был основным толчком для инвесторов. Но в результате распада Советского Союза, дезинтеграции государств во многом утратилось это преимущество единого и необычно емкого рынка. В этих условиях потенциальный инвестор вынужден ориентироваться на рынки отдельных государств - бывших союзных республик, лучшие пропорции среди которых по количеству потребителей имеют Россия, Украина, Казахстан и Узбекистан. По уровню ВНП на душу населения - Россия, Белоруссия, Казахстан и Туркменистан. Из этого следует, что по обоим признакам рынок Казахстана оказывается наиболее привлекательным для потенциальных инвесторов. Многие инвесторы считают важным преимуществом Казахстана его близость к крупнейшему азиатскому рынку сбыта, что увеличивает потенциал его собственного рынка. Казахстан подписал с ЕС соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в котором содержится обязательство обеих сторон предоставить друг другу режим наибольшего благоприятствования движения товаров и капиталов, исключить в дальнейшем двойное налогообложение. Поэтому иностранные инвесторы могут получить ощутимые преимущества, вложив свои инвестиции в Казахстан, дающий лучшие налоговые стимулы. Казахстан хорошо обеспечен собственными естественными богатствами - сырьем и энергией. Его территория (2,7 млн кв. км) превосходит территорию, которую занимают все страны ЕЭС (2,3 млн кв. км). -В то же время интенсивность использования территории сравнительно невелика. Казахстан является одним из крупнейших производителей сырой нефти и природного газа, но существуют огромные неосвоенные территории, которые при наличии необходимых инвестиций могут быть использованы. Наша республика является второй в мире по добыче бурого и третьей по добыче каменного угля. Казахстан также обладает значительными минеральными ресурсами - железной рудой (основными производителями являются Казахстан, Украина и Россия), медью, алюминием, серебром, никелем и фосфатным сырьем. Республика занимает третье место в мире по добыче золота и олова. Потенциальная ценность месторождений благородных, цветных и черных металлов, которые будут разрабатываться в ближайшие 15-20 лет, оценивается в 245,7 млрд долл США или 2,4 млрд долл США в год. При этом эксплуатационные затраты оцениваются в 160-180 млрд долл, а потенциальная валовая прибыль - в 50-67 млрд долл при условии, что в горнодобывающую отрасль будет привлечен необходимый объем инвестиций. Потенциальная извлекаемая ценность месторождений топливно-энергетического комплекса составляет: по углю - 685,6 млрд. нефти -222,5 млрд долл. США. По своим трудовым ресурсам Казахстан (около 7 млн человек) занимает четвертое место среди государств бывшего Советского Союза, и привлекает иностранных инвесторов (включая обилие, дешевизну и достаточно высокую квалификацию). Средний уровень заработной платы в Казахстане составляет около 100 долларов США, что в среднем почти в 11 раз меньше, чем в США. В связи с этим издержки на заработную плату у иностранных инвесторов не будут играть большой роли. И в настоящее время иностранные инвесторы выдвигают одним из условий вливания своих инвестиций наличие количественно и качественно достаточной рабочей силы, которая стоила бы меньше, чем в Западной Европе и США, но они также признают, что по мере роста производительности труда это различие может исчезнуть. Немаловажным фактором улучшения инвестиционного климата в Казахстане является совершенствование законодательной базы инвестиционной деятельности. Парламентом республики в 1997 году был принят ряд новых Законов: «О государственной поддержке прямых инвестиций», «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционных фондах», «О дополнениях и изменениях в Закон «Об иностранных инвестициях». С выходом Закона «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» можно говорить о появлении новых финансовых институтов -инвестиционных фондов. Они являются одним из видов институциональных инвесторов, осуществляющих перераспределение средств между населением, предпринимателями и государством. Упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах происходит в Государственном комитете по инвестициям. Нужно признать, что сами инвесторы были заинтересованы в создании специального единственного органа, непосредственно работающего с ними, поскольку хождение по многочисленным ведомствам зачастую не способствовало стремлению частных инвесторов к разработке и реализации в Казахстане инвестиционных проектов. В этих условиях с учетом перспектив стратегического развития республики и нарастающей международной конкуренции за свободные капиталы Президентом Республики Казахстан было принято решение о создании специального Государственного Комитета по инвестициям 8 ноября 1996 года. Развитие рыночной инфраструктуры и валютного рынка, устойчивость банковской системы играют немаловажную роль в улучшении инвестиционного климата. Большое значение в вопросе об инвестициях имеют также устойчивость и направленность политического климата, инвесторы просто не будут рисковать и вкладывать свой капитал в политически нестабильные страны, так как риск потерять капитал слишком высок. Политическая стабильность - важнейший положительный фактор в Казахстане. Гарантом инвестиций должно выступать Правительство, причем гарантом наследственным, вне зависимости от смены Правительства. В Республике Казахстан сложился достаточно благоприятный инвестиционный климат, об этом говорит оценка привлекательности казахстанского рынка иностранными инвесторами. На основе вышеприведенных данных можно сделать вывод, что привлекательность казахстанского рынка оценена выше среднего уровня. Причем 72,5% инвесторов намерены инвестировать малый и средний бизнес, а остальные иностранные инвесторы (27,5%) - крупные проекты. Самыми привлекательными секторами экономики для инвестирования, по мнению иностранных инвесторов, являются: производство потребительских товаров, нефтяная и газовая промышленность, торговля, перерабатывающие отрасли АПК и сельское хозяйство. Привлекательными являются сфера услуг и банковская деятельность. Удовлетворительной привлекательности - строительство, добыча полезных ископаемых, нефтеперерабатывающая промышленность и геологоразведочная деятельность. Слабой привлекательности - производственная инфраструктура, социальная инфраструктура, металлургическая, химическая и нефтехимическая промышленность. Наиболее часто инвестируются проекты нового строительства, расширения и реконструкции, создание СП, открытие дочерних предприятий, предоставление займов и кредитов, покупка недвижимости, поставка оборудования, передача технологий, лицензий, ноу-хау. Факторы, оказывающие тормозящее воздействие на приток инвестиций в Республику Казахстан, делятся на три категории. Первая - сильные факторы сдерживания, вторая - умеренные, третья - слабые. К сильным факторам, тормозящим приток инвестиций в Республику Казахстан, по мнению иностранных инвесторов, относятся: несовершенство действующего налогового режима, отсутствие стабильной законодательной базы. К средним - неразвитая производственная и социальная инфраструктура, недостаток рыночных специалистов. К слабым - геополитическое положение государства, недоступность информации, политическая нестабильность, культурный и языковый барьер. И все же Республика Казахстан привлекательна для иностранных инвесторов. В последние три года в развитие машиностроения, легкой, мебельной, фармацевтической, бумажной и ряда других обрабатывающих отраслей промышленности (без учета отраслей металлургии и пищевых продуктов и напитков) вкладывалось от 68 до 130 млн. долл. США ежегодно, тогда как в нефтедобывающую отрасль - от 1773 до 2300 млн.долл. США. Казахстан продолжает оставаться лидером на постсоветском пространстве по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения. Привлекательной средой для инвестиций Казахстан делают благоприятный инвестиционный климат (политическая и социальная стабильность, квалифицированная рабочая сила, упрощенное налоговое и законодательное регулирование), богатые природные ресурсы, а также географическое местоположение (соседство с быстрорастущими крупными рынками, например, китайским и российским).
Использованная литература: 1. Н.А. Назарбаев «Казахстан-2030», Алматы, 1996г. 2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы Катасонс В.Ю. Проектное финансирование как новый метод организации в реальном секторе экономики, Аналитик 2004-№9 |