главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Д.э.н., доцент Мещерякова Л.А.

Ставропольский институт кооперации (филиал) АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», Россия

Направления и перспективы развития социально-экономической системы региона

Россия, находясь в трансформационном периоде формирования социально-экономической модели «смешанной экономики», требует оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях государственного устройства. Это продиктовано необходимостью преодоления негативных последствий в экономике государства, вызванных неэффективными экономическими реформами, сложившейся дифференциацией в развитии социально-экономических систем на мезо- и микроуровнях, значительной разницей в уровне жизни и социальной обеспеченности населения различных территорий государства. Указанные обстоятельства выводят на первый план проблему развития региональных социально-экономических систем, микроуровень которых формируют муниципальные образования. Регион в нашем определении рассматривается как территориально-административное образование, признаваемое субъектом права в рамках действующего законодательства, имеющее единый орган управления, способный наиболее полно, эффективно и компетентно руководить экономикой территории (края, области, автономного округа) и обеспечить его экономическую целесообразность, определяющую экономический рост и жизнедеятельность населения региона, включая все муниципальные образования на его территории [1]. Государство для воздействия на экономическое развитие отдельных регионов, достижения устойчивого развития экономики, объективно вынуждено применять весь набор имеющихся у него инструментов и методов: управление отдельными производственными ресурсами, денежное регулирование, межбюджетное и бюджетно-налоговое регулирование и др., а также учитывать целый ряд факторов: социальных, политических, экологических, технологических, инфраструктурных. Причем, при переходе российской экономики к инновационному типу акцент в развитии региональных социально-экономических систем все больше перемещается в сторону финансового и бюджетно-налогового регулирования. Организационный механизм социально-экономического развития региона, направленный на удовлетворение его интересов в условиях возрастающей роли бюджетно-налоговой политики в качестве основной цели преследует повышение степени жизнеобеспечения населения, которая на наш взгляд, может быть достигнута с учетом наилучшего использования ресурсного потенциала региона в условиях его реальной самостоятельности (рис. 1) [3]. Наиболее значимым мы считаем финансовый интерес, который обусловлен наличием бюджетно-финансовых и прочих материальных источников. Ни одна экономическая структура любого общества не может функционировать без достаточных финансовых ресурсов, а при их ограниченности (или отсутствии) в региональном бюджете между целями развития региона и реальными возможностями их реализации возникают противоречия, требующие преодоления. В этих условиях наиболее важной задачей является определение источников, используемых для формирования ресурсного, экономического потенциалов региона, и учет факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на уровень финансовой обеспеченности региона. Бюджетно-финансовая обеспеченность развития региональной социально-экономической системы определяется действующим государственным устройством и эффективностью использования региональной системообразующей базы как суммы природно-ресурсного, производственного, трудового и рыночного потенциалов. При этом ресурсный (экономический) потенциал рассматривается нами как совокупность ресурсов, источников, средств и запасов территории, а также механизмов (путей и форм) их вовлечения в хозяйственный оборот в настоящее время или в предстоящий период для достижения конкретных целей [4].

Таким образом, ресурсный потенциал региона характеризуют совокупность ресурсов, которыми он обладает и потенциальные возможности использования этих ресурсов в рамках действующего федерального законодательства определившего компетенции региона. Процесс формирования ресурсного потенциала развития социально-экономической системы региона напрямую зависит от региональной бюджетно-налоговой политики, на которую решающее воздействие оказывает сложившаяся система межбюджетных отношений. Исследование функционирования системы межбюджетных отношений в рамках действующего бюджетно-налогового законодательства [1] позволяет нам представить действующий механизм формирования доходной базы регионального бюджета в виде схемы, отражающей движение денежных потоков в сфере распределения всех видов налоговых доходов, администрируемых на территории региона (рис. 2).

Рисунок 2 – Сфера распределения доходов, формируемых на территории региона

Как показывает анализ, существующая методология формирования доходов бюджета на субфедеральном уровне коррелирует с понятиями «финансовый потенциал», «налоговый потенциал», «финансовые ресурсы» применительно к определенному региону и подтверждает выявленную нами зависимость между данными понятиями, поскольку от состояния перечисленных категорий и системы действующих межбюджетных отношений в государстве зависит достаточность доходов его бюджета.

Рисунок 3 – Взаимосвязь налогового и финансового потенциалов и бюджетных ресурсов региона

Мы придерживаемся мнения, что именно налоговый потенциал обусловливает перспективы для прогнозирования налоговых доходов региона. С точки зрения влияния каждой из представленных категорий на формирование доходной части бюджета, налоговый потенциал является ее основой, определяющей величину непосредственных налоговых изъятий в бюджет для доходной части бюджета региона либо государства. Выявленная взаимосвязь налогового и финансового потенциалов отражает место, роль, логическую взаимосвязь рассмотренных финансовых категорий и их влияние на формирование бюджетных доходов региона (рис. 3). Поскольку наибольший удельный вес в доходах бюджетов всех уровней составляют налоговые поступления, мы считаем, что именно налоговый потенциал может являться основой для прогнозирования налоговых доходов регионального бюджета и определяться как потенциальный (максимально возможный) объем налоговых платежей, мобилизуемых на данной территории за определенный период времени. Финансовый потенциал в значительной мере определяет и инвестиционную привлекательность региона и перспективы его экономического развития. Налоговый потенциал связан непосредственно с составом и структурой налоговой системы и определяет изменение величины налоговых поступлений в бюджеты региона или государства. Структура доходной части бюджета определяется в основном воздействием внешних факторов, прежде всего действующим бюджетно-налоговым законодательством. Существует функциональная взаимообусловленность влияния выделенных нами внешних и внутренних факторов на формирование регионального бюджета. Проведенные исследования позволили нам обосновать и построить модель, отражающую влияние выделенных нами факторов на формирование регионального бюджета (рис.4) и подтверждающую вывод, что обеспечить социально-экономическое развитие региона возможно при использовании имеющихся внутренних резервов (уровень развития отраслей экономики и качество государственного управления) и создании условий для развития собственной доходной базы, отраженные в реализуемой бюджетно-налоговой политике на субфедеральном уровне [4; 5].

Рисунок 4 – Модель влияния основных факторов на формирование регионального бюджета

Анализ модели влияния факторов показывает, что формирование достаточной для развития социально-экономической системы региона доходной базы в значительной мере зависит от действующего федерального бюджетно-налогового законодательства, сложившейся системы межбюджетных отношений и потенциальных возможностей региона использовать совокупность всех имеющихся в наличии ресурсов [4]. В процессе исследования выявлено, что особенности формирования ресурсного потенциала развития региона и механизм его эффективного использования на современном этапе проявляются в следующем: содержании межбюджетных отношений, действующей системе налоговых инструментов, состоянии бюджетно-налогового законодательства. Действующее бюджетно-налоговое законодательство и сложившаяся система межбюджетных отношений в значительной мере ограничивают возможности региона при установлении показателей доходной базы регионального бюджета и предопределяют направленность региональной бюджетной политики. Формирование бюджетно-налоговой политики должно быть направлено на создание условий, способствующих увеличению ресурсного потенциала, который посредством роста финансового и налогового потенциалов территории будет способствовать росту доходной базы и доходов бюджета региона. В этом контексте особое значение приобретает управленческая позиция администрации субъекта РФ, нацеленная (или нет) на повышение налоговой активности территории. Региональное развитие мы рассматриваем как режим функционирования социально-экономической системы, которая ориентирована на позитивную динамику уровня и качества жизни населения, обеспечена устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, ресурсного, экономического, экологического и финансового (налогового) потенциалов региона, имеющих целевую направленность регионального развития. На наш взгляд, концептуальные направления формирования бюджетной обеспеченности развития социально-экономической системы региона должны составлять базовую концепцию формирования бюджетной обеспеченности развития социально-экономической системы региона, которая на наш взгляд, должна представлять целостную систему научно обоснованных взглядов, направленную на комплексное развитие определенной территории путем выделения конструктивных линий деятельности всех отраслей экономики на длительный период при активной управленческой позиции администрации региона [3].

Рисунок 5 – Общая концепция формирования бюджетной обеспеченности развития социально-экономической системы региона

Наше видение концепции формирования бюджетной обеспеченности развития социально-экономической системы региона представлено на рис. 5. Мы считаем, что реализация основных направлений такой концепции с учетом региональных особенностей будет способствовать положительной динамике социально-экономического развития любого региона России.

Литература:

1. Мещерякова, Л.А. Теория и методология формирования ресурсного потенциала социально-экономического развития региона: монография / Л.А.Мещерякова.- Ставрополь: Изд-во НОУ СКСИ, 2007.- 6,9 п.л.

2. Мещерякова, Л.А. Экономика регионов: тенденции развития: монография / А.М. Анипкин, Д.В.Булгаков, С.М.Васин, Л.А.Мещерякова и др., - Книга 4.- Воронеж: ВГПУ, 2007.- 19,5 п.л. (доля автора 1,0 п.л.).

3. Мещерякова, Л.А. Развитие и функционирование региональной социально-экономической системы: монография /Л.А.Мещерякова. – Ставрополь, Типография ГОУ ВПО СевКавГТУ, 2008.- 16,0 п.л.

4.Мещерякова, Л.А. Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета /Л.А.Мещерякова // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. - № 7 (64). - 0,45 п.л.

5. Мещерякова, Л.А. Эффективность привлечения инвестиционных ресурсов, как источников развития региона / Л.А.Мещерякова // Региональная экономика: теория и практика. -2008.- №9 (66) - С. 43-47.- 0,6 п.л.