Каталог статей

Холод В.В., Соловьева О.С.

Особенности корпоративной культуры Франции

Концепция корпоративной культуры Франции зародилась в девятнадцатом веке с идеей "патерналистской" практики в бизнесе и берет свое начало в трех метафорах: «компания – это семья», «компания – это дом» и, наконец, «компания – это спортивная команда». Во Франции как деловая, так и политическая жизнь характеризуются сильной иерархической структурой в крупных компаниях. Позиции и соответствующие уровни власти четко определены, а когда речь идет о французской корпоративной культуре, необходимо придерживаться формального этикета.

Основные особенности корпоративной культуры Франции:

· уважение к власти во французских организациях основано на уважении к компетенции;

· стратегии, как правило, разрабатываются на долгосрочной основе, планирование осуществляется высшим руководством компании;

· французский бизнес-протокол требует формальностей и отчужденности во время переговоров;

· восприятие времени – французы принимают пунктуальность всерьез, и это считается знаком вежливости, если вы приходите вовремя;

· дресс-код элегантность – ключевое слово в этом контексте: мужчины носят консервативные костюмы и галстуки, а также полосатые рубашки, женщины носят консервативные костюмы, платья и брючные костюмы [1].

Характерной особенностью корпоративной культуры Франции является сотрудничество культуры и бизнеса, имеющее к тому же ярко выраженную национальную специфику. Изучением этого сотрудничества во Франции занимается агентство «Admical». Агентство было основано в 1979 году инициативной группой французского бизнес-сообщества с целью поощрения спонсорства культуры, социальной сферы и экологии. Это неправительственная, некоммерческая организация, основная цель которой – «служить интересам общества».

«Admical» объединяет 150 активных членов – французских коммерческих компаний. Основную часть бюджета организации составляют членские взносы. Агентство отслеживает и публикует информацию об инновационных спонсорских проектах, осуществляемых во Франции и других странах мира, организует регулярные встречи и круглые столы для обмена опытом и обсуждения новых идей. Используя связи членов организации, «Admical» информирует СМИ, политических деятелей и правительство о спонсорских инициативах и участвует в лоббировании законодательства, благоприятного для корпоративной и частной поддержки культуры.

Члены «Admical» имеют право получать бесплатные консультации и информацию, касающуюся всех аспектов корпоративной спонсорской деятельности – создания благотворительных фондов, разработки спонсорских договоров, налоговых и правовых вопросов и т.д.

Основные цели организации – защита интересов корпоративных спонсоров во Франции перед властными структурами, СМИ и обществом, стимулирование обмена спонсорским опытом между ключевыми участниками корпоративного спонсорства, проведение тренингов, предоставление консультаций, информации и публикаций участникам спонсорских проектов (как из сферы культуры, так и из сферы бизнеса).

Деятельность «Admical» включает:

· формирование банка данных и проведение консультаций по корпоративным спонсорским проектам;

· проведение тренингов по индивидуальному запросу компаний, а также проведения ежемесячной однодневной учебы для фандрайзеров (специалистов по привлечению средств на благотворительные проекты);

· правовые и налоговые консультации – в связи с возрастающим спросом на данный вид услуг, агентство «Admical» учредило профессиональную службу правовых и налоговых консультантов, в которую могут обращаться как спонсоры, так и фандрайзеры.

· консультации по европейскому и международному спонсорству;

· проведение тематических семинаров по вопросам спонсорства;

· проведение раз в два года конференции «Les Assises» с участием представителей корпоративных спонсоров культуры, социальной сферы и охраны окружающей среды;

· награждение спонсоров – ежегодно независимое жюри присуждает одну или несколько премий «Les Oscars» компаниям за выдающиеся заслуги в сфере корпоративного спонсорства;

· публикации – «Admical» регулярно издает и переиздает литературу для спонсоров и фандрайзеров [2].

Таким образом,  агентство «Admical», являясь посредником между культурой и бизнесом, помимо оказания непосредственной помощи обеим сторонам в выстраивании эффективных отношений, пытается также продвигать идею корпоративной филантропии культуры на национальном и даже международном уровне, способствовать укоренению традиций меценатства в стране. В Украине, где культурная среда богата и разнообразна, а бизнес лишь учится спонсорским практикам и традициям, создание подобного института могло бы принести огромную пользу.

Литература:

1. Натали Соване. Модели и практики спонсорства и фандрайзинга во Франции [Электронный ресурс] – Режим доступа:

<[сылка более недоступна}

2.  Management culture in France [Электронный ресурс] – Режим доступа: <[сылка более недоступна}