Каталог статей

Стоян Е.Ю., Тарасов И.Ю., Котелевская И.П.

Перспективы развития и использования электронного маркетинга в Украине

Проанализированы преимущества Интернет-маркетинга над устаревшими методами удовлетворения потребностей потребителей и перспективы его развития  в Украине.

Актуальность темы: Современное общество уже не может представить свою жизнь без Интернета. Управление личной и деловой информацией становится все более сложным по мере того, как временные ограничения сокращают «продуктивный день» делового человека – так называемого «продвинутого» потребителя [1]. Быстрые способы доступа к нужной и достоверной информации становятся необходимостью в условиях мощных информационных потоков.

Постановка проблемы: Традиционный маркетинг стал понемногу уступать Интернет-маркетингу, так как появилось множество альтернативных способов привлечения внимания покупателей. На сегодняшний  день Интернет- маркетинг обладает такими достоинствами, как ориентация на платежеспособную и социально активную аудиторию, небольшие рекламные бюджеты, полная презентация продукта, контроль над результатами проведенной рекламной кампании и самое главное – более полное вовлечение потенциального покупателя в свойства продукта и акцентирование на их уникальности. И поэтому возникает необходимость исследования особенностей электронного маркетинга, так как Интернет становится основным каналом коммуникации с потребителем, а Интернет-маркетинг – основным инструментом развития потребительского рынка и обеспечения наиболее точной фокусировки на целевую аудиторию.

Анализ исследований и публикаций. Отдельные вопросы, относительно развития современного Интернет-маркетинга, освещены в работах таких авторов как: Котлер Ф., Армстронг Г., Хенсон У., Гардун Р., Евдокимов Н. В., Гусев В. С., Гаврилов К. В., Борзенков С. В. и др. По их мнению, развитие маркетинга неотъемлемо связано с развитием и использованием технологических преимуществ глобальных коммуникаций, а также привлечением потенциальных потребителей и партнеров.

Формулировка целей и задач статьи. Целью статьи является исследование  преимуществ Интернет-маркетинга, как более эффективного способа взаимодействия производителей и потребителей, а также перспективы его развития в Украине. Для этого нами были поставлены следующие задачи:

· исследовать эффективность использования Интернет-маркетинга как основного инструмента развития потребительского рынка;

· проанализировать развитие электронного маркетинга, который обеспечивает наиболее точную ориентацию на целевую аудиторию;

· выявить   основные  сферы  применения   инструментов  электронного  маркетинга.  

Основная часть. Устаревшие методы удовлетворения потребностей уже давно не пользуются популярностью, и даже раздражают покупателя. Люди с большим недоверием относятся к рекламе во всех ее проявлениях. В современных условиях следует особое внимание акцентировать на личные потребности покупателя, вселить доверие, представляя качественный продукт. На Западе PR-агентства, прежде чем работать с потенциальным клиентом, стараются убедиться в качестве его продукта. В этой практике уже заложено самое главное условие – доверие к продукту. Устанавливается контакт с покупателем, и учитываются его потребности и пожелания [2].

Современный маркетинг – это Интернет-маркетинг. Он обладает ряд преимуществ, позволяющих ему занять лидирующую позицию среди остальных инструментов маркетинга:

· экономия бюджета предприятия - не требует значительных капвложений в канал коммуникаций, а эффективность его использования во многом зависит от четкого понимания существующих возможностей;

· удобство получения информации и использования (потенциальный клиент может получить полное представление о продукте, посетив официальный сайт);

· интерактивность – возможность общения и обсуждения, прямого воздействия на клиента;

· информация постоянно обновляется, всегда актуальна, мгновенно поступает во все уголки страны, люди сами проявляют интерес к ней.

Интернет–маркетинг обеспечивает наиболее точное попадание в целевую аудиторию – жителей крупных городов, экономически активных и способных обеспечить себе и своей семье доход, достаточный для реализации уровня потребления, который, собственно, и интересует рекламодателей различных потребительских рынков.

Производители товаров и услуг начинают осознавать главное преимущество Интернет–маркетинга - с его помощью, без ограничений в объемах, можно представить всю информацию о товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политиках предприятия. Эта технология – одна из немногих, позволяющая очень точно определить свою целевую аудиторию и сформировать информационный поток с очень большой точностью, что дает возможность попасть прямо в цель и быть уверенным в том, что потенциальный покупатель получил нужную информацию и не остался незамеченным [1].

Даже в условиях современного экономического кризиса, отечественные аналитики прогнозируют 50-60% рост рекламы в Интернет – основной составляющей Интернет-маркетинга.

Преимущества покупок с помощью сети Интернет для покупателей состоят в следующем:

· удобство (отсутствие очередей, необходимости поиска парковочного места возле торговой точки и т.д.);

· простота и конфиденциальность (отсутствие эмоциональной нагрузки и стресса при совершении покупки и влияния бесконечного потока POS-материалов);

· лучший доступ к товарам и лучший выбор (электронные магазины открыты 24 часа в сутки с безграничными возможностями изменения предлагаемого ассортимента товаров);

· разнообразие сравнительной информации (потребитель может с легкостью найти дополнительную информацию в сети и сравнить ее между собой);

· интерактивность и скорость покупки (возможность быстрого взаимодействия и быстроты удовлетворения своих потребностей).

Интернет предоставляет следующие преимущества продавцам:

· построение более прочных взаимоотношений с потребителями (интерактивное взаимодействие позволяет упрочнить эффект обратной связи и создать большую приверженность к товарам фирмы);

· снижение издержек (значительное сокращение затрат политики распределения, т.е. затрат на создание сети посредников, транспортной инфраструктуры и др.);

· увеличение скорости и эффективности продаж;

· гибкость (изменение и корректировка порядка предложений и программ фирмы-производителя при физической продаже товаров в реальном мире увеличивается в значительной степени при виртуальном предложении);

· глобальный характер Интернет (особенно важен эффект электронных продаж в период все большей глобализации и интернационализации бизнеса) [3].

На данный момент, одним из самых эффективных инструментов Интернет-маркетинга, является создание собственного общества, общества лояльных покупателей и пользователей. Это инструменты формирования общественного мнения. Обсуждение товара или компании в социальной сети – лучшая реклама. В ближайшее время инструменты Интернет-маркетинга станут повседневным «орудием труда» украинских маркетинг-менеджеров. Наиболее востребованными инструментами будут контекстная и медийная реклама, виртуальный маркетинг [2]. Общая тенденция состоит в том, что пользователи Интернет хотят сами управлять потоками информации с целью быстрого получения интересующего их, ограничить время поиска и увеличения времени общения. Это означает, что будут развиваться инструменты маркетинга и поисковые тематические сервисы. Все большее значение будут приобретать социальные сети, блого-сфера и WEB 2.0 [4].

Интернет-маркетинг очень скоро обратит на себя внимание многих компаний Украины. Сама жизнь заставит качественно иначе присутствовать в Сети, поскольку там растет количество активных потенциальных покупателей. Это выразится в том, что будут оптимизированы маркетинговые бюджеты за счет перераспределения средств в пользу более адресных и менее затратных инструментов; станут востребованы те из них, которые позволят донести сообщение не абстрактному пользователю Интернета, а аудитории с максимально четкими интересами и характеристиками.

Эксперты Интернет-рынка прогнозируют к 2010 году увеличение доли Интернет-рекламы до 7-8% от всего мирового объема рекламного рынка; в свою очередь, уже сегодня компании таких государств, как Дания, Швеция и Великобритания, закладывают на Интернет-маркетинг более 10% своих бюджетов; в то время, как в Украине этот показатель находится на уровне 1%. Эксперты прогнозируют до 2012 года его рост до 4% [2].

Эффективно повлиять на развитие электронного маркетинга в Украине  могут следующие причины:

· предоставление провайдерами дешевого и скоростного доступа в сеть;

· изменение цен на оффлайн рекламные и маркетинговые инструменты как альтернативы онлайн-рекламе и маркетингу;

· приход на рынок крупных игроков, которые в качестве лидера «поведут за собой  массы» в Интернет.

Выводы. Перспективы развития Интернет-маркетинга в Украине огромные, рынок Интернет-рекламы увеличивается каждый  год и по мнению экспертов, такая тенденция сохранится еще семь лет [5]. Традиционные Интернет-маркетинговые инструменты – это медийная и контекстная реклама, а также WEB 2.0. Пользователь все больше вовлекается в интерактивный процесс.  На эффективность внедрения Интернет-маркетинга кардинально может повлиять активная просветительская деятельность как операторов рынка Интернет-маркетинга, так и профессиональных организаций. На данный момент в Украине Интернет-маркетинг не так развит, как на Западе, однако уже можно проследить тенденцию – прогресс в его развитии. Так, по утверждениям Украинской рекламной коалиции только сумма затрат на Интернет-рекламу в 2008 году составила около 12 млн. $, а в 2009 году достигнет 19 млн. $. Развитие Интернет-маркетинга обуславливается ежегодным приростом количества пользователей, что позволяет говорить о его респективах.

Литература:

1. Хенсон У. Интернет-маркетинг. – СПб.: Питер, 2001. – 327 с.

2. Эксперты прогнозируют светлое будущее Интернет-маркетинга // Маркетинг и реклама. – 2007. - № 11. – С. 19-28.

3. Борзенков С.В. Перспективы развития концепций маркетинга // Менеджер. – 2006. - № 2. – С. 193-199.

4. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. 9-е изд.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 830 с.

5. Близнюк С. В. Маркетинг в Україні: проблеми становлення та розвитку. – 2-ге вид., випр. і доп. – К.: ІВЦ Видавництво «Політехніка», 2005. – 400 с.