Каталог статей

Черкасская Г.И, Каспитская Л.Р, Кравченко Ю.Н.

Международная помощь развивающимся странам как элемент решения экономических проблем

Глобальные преобразовательные процессы в экономике различных  стран протекают неоднородно, чем обусловлена дифференциация в их развитии. Комплекс неразрешенных социальных, демографических, культурных, экономических проблем, накопившихся в развивающихся странах, невозможно разрешить только с помощью их собственных средств, поэтому возникает проблема привлечения внешних источников инвестирования в форме международной помощи.

Международная официальная помощь предоставляется на многосторонней основе международными финансовыми организациями,  фондами, интеграционными объединениями, которые выступают в роли иностранных доноров, а также на двухсторонней основе – непосредственно от промышленно развитых стран.

Страны-доноры предоставляют финансовую помощь развивающимся странам в таких формах:

- финансовые гранты странам-реципиентам на безвозмездной основе, как правило, на нужды медицины и здравоохранения, а также на развитие социальной инфраструктуры;

- техническая помощь – обучение специалистов, предоставление оборудования;

- государственные кредиты – предоставляются на льготных условиях под

низкий процент на длительный срок;

- участие в работе международных организаций, взносы в их бюджет.

При осуществлении официальной помощи развитию на двухсторонней основе страны-доноры согласно рекомендации ООН должны осуществлять ее на уровне 0,7% ВВП, но фактически она предоставляется в гораздо меньших объемах –  странами ЕС в размере 0,33%, в США – 0,1% ВВП.

Среди международных финансовых институтов ведущее место занимают Международный Валютный фонд (МВФ), группа Всемирного Банка (ВБ), организованных на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции, деятельность которых направлена на урегулирование международных кредитных отношений. Среди региональных финансовых институтов основными являются – Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Межамериканский банк развития (МаБР), Азиатский банк развития (АзБР), Африканский банк развития (АфБР), целью которых является долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, региональных объединений.

Официальная помощь развивающимся странам вышеперечисленными организациями предоставляется в форме льготных целевых кредитов, возможность получения которых зависит от уровня развития страны-донора, цели и срока привлечения средств.

Выступая посредником между развивающимися странами и мировым рынком ссудных капиталов МБРР, пользуясь своей репутацией, размещает свои ценные бумаги на мировом рынке, выплачивая по ним 7% годовых и взимает по своим кредитам 5%, то есть меньше, чем частные международные банки. МБРР кредитует только конкретные проекты, которые тщательно отбираются и проходят экспертизу.

В частности, его филиал, Международная ассоциация развития (МАР)  занимается долгосрочным целевым финансированием развития наименее развитых стран, предоставляя кредиты под гарантии правительства. В настоящее время приоритет в кредитной политике МАР принадлежит инвестированию проектов, направленных на преодоление бедности, а также проектам, направленным на решение социальных и экологических проблем.

Международная финансовая корпорация (МФК) способствует развитию частного предпринимательства в развивающихся странах путем предоставления кредитов наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет. В отличие от МАР МФК не требует правительственных гарантий, в связи с тем, что частый капитал стремится избежать государственного контроля. Целью предоставления кредитов МФК является стимулирование направления частных инвестиций в промышленность развивающихся стран, так как ее участие в проектах повышает уверенность инвесторов и кредиторов, делая для них более привлекательным частный сектор страны-реципиента.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) занимается страхованием прямых инвестиций от коммерческих рисков во всех сферах, за исключением оборонной и табачной промышленности, производства алкогольных напитков, инвестиций спекулятивного характера, казино. МАГИ оказывает консультационные услуги правительственным органам по вопросам иностранных инвестиций, в частности, предоставляет техническую помощь странам с переходной экономикой, рекомендации по улучшению инвестиционного климата, по разработке  осуществлению инвестиционной политики, занимается исследованием конкретных проблем инвестирования.

МВФ предоставляет кредиты, размер которых зависит от квоты страны, сроком на 3-5 лет на покрытие дефицита платежных балансов                                   при условии выполнения предъявляемых им требований стабилизации макроэкономического состояния.          Приоритетом деятельности МВФ является содействие международному валютному сотрудничеству, обеспечение стабильности валютных курсов, избежание девальвации валюты, а также сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов.

Самым  крупным  финансовым  инвестором в Украине является ЕБРР,

который осуществляет  проектное  финансирование  банков,  предприятий, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. В 2007 г. в качестве финансовой помощи ЕБРР предоставил кредиты на сумму более 1 млрд. долл. США. Так, например, для предприятий Украины ЕБРР выделил средства на следующие цели:

- ОАО «Фармак» в сумме 32 млн. евро для модернизации существующего производства компании и строительства новых производственных мощностей;

- компании «Чумак» в размере 10 млн. долл. США для установки нового оборудования по производству масла;

- крупнейшей украинской сталелитейной компании «Митал Стил Кривой Рог» в размере 200 млн. долл. США с целью модернизации технологии и повышения производительности и эффективности использования энергоресурсов;  

- муниципальным коммунальным транспортным компаниям «Киевский метрополитен» и «Киевпастранс», в сумме 40 млн. евро для закупки 15 новых поездов метро для Сырецко-Печерской линии  и в суме 60 млн. евро для закупки 225 новых троллейбусов, 125 дизельных автобусов соответственно;

- государственной службе автомобильных дорог под государственную гарантию в сумме 200 млн. евро для реабилитации 427-километрового участка автомагистрали M06, которая соединяет столицу Украины г. Киев с такими странами Европейского Союза, как Венгрия, Словакия и Польша;

- ОАО «Галнефтегаз» на сумму 68 млн. евро для модернизации и расширения по территории Украины сети АЗС «OKKO»;

- группе «Фуршет» в сумме 90 млн. долл. США для расширения уже существующей сети супермаркетов;

- Ильичевскому морскому торговому порту под государственные гарантии на сумму 26 млн. евро для реализации программы модернизации.

В общей сложности, по данным на ноябрь 2008 г. ЕБРР взял обязательства относительно предоставления инвестиций в Украине на сумму 3,97 млрд. евро в рамках более чем 163 проектов.

В рамках программы «Экономического сотрудничества», предоставляющей помощь развивающимся странам, в число которых входит и Украина, правительство Японии на улучшение медицинского оборудования детских больниц Украины выделило в 2007 году в виде гранта                                   3,8 млн. дол. США.

Рассмотренные организации способствуют решению основных задач актуальных для стран с  переходной экономикой, в частности диверсификации производственной базы и повышении конкурентоспособности страны в целом, развитии местных рынков капитала, осуществлении реформы энергетического сектора.

Заимствования международных финансовых организаций для Украины являются очень привлекательным источником внешнего финансирования как дефицита государственного бюджета, так и реформирования экономики Украины, дальнейшее сотрудничество с которыми даст возможность интегрировать ее в мировое хозяйство и вывести экономику на новый уровень развития с перспективой получения статуса развитой страны.

Литература:

1. Міжнародні фінанси: Підручник / О. І. Рогач, А. С. Філіпенко,                  Т. С. Шемет та ін.; за ред. О. І. Рогача. – К.: Либідь, 2003. – 784 с

2. Мартыненков И.Н. Международные финансовые организации в институциональной структуре мирового хозяйства // Економічний вісник Донбасу. – 2006. – №1. – с. 72-81

3. [сылка более недоступна}

4. [сылка более недоступна}

5. [сылка более недоступна}