Каталог статей

Каренов Р.С.

Стратегия развития информационных технологий как глобальный процесс

В последние годы рост мировой экономики характеризуется широким внедрением информационных технологий (ИТ). Валовые затраты на ИТ признаны важнейшим индикатором экономической динамики.

Массированное применение ИТ обусловливает переворот в системах управления, трудовом процессе, дизайне и разработках, контроле качества, логистике и т.д. Это ярко выразилось в повышении эффективности производственных факторов, особенно производительности труда. Так, Австралия, имеющая в основном сырьевую экономику, предусматривала в конце 90-х годов прошлого столетия рост производительности труда, не уступающий США. Быстрый рост производительности труда в производственных отраслях экономики привел к перетоку трудовых ресурсов в сферу услуг.

Сейчас во всех развитых странах мира доля промышленности заметно уступает доле сектора услуг и продолжает уменьшаться. Сокращается число работающих на промышленных и аграрных предприятиях. Например, производственный сектор в США составляет лишь 17% экономики [1; 180].

В последнее время возникли компьютерные сети различного масштаба: локальные, распределенные, глобальные. Созданные на их базе системы различного типа и назначения охватили многие сферы человеческой деятельности – общественные, экономические, технические. Всемирная паутина компьютерных сетей позволяет сблизить расстояние между людьми и организациями, усилить интеграционные и глобализационные процессы. Проникновение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в сферу промышленности, финансов и сектор услуг позволило обеспечить во всем мире:

– снижение стоимости товаров и услуг;

– сокращение дистанции между производителями и конечными пользователями;

– повышение внимания поставщиков к нуждам потребителей.

Поскольку достижения ИКТ проникают широко как в государственные, так и в негосударственные структуры, встает вопрос о том, что следует понимать под информационной технологией. Толковый словарь по информатике дает следующее определение информационной технологии. Информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности [2; 26] .

Анализ рынка информационных компонентов позволяет распределить перечень ИТ на два обширных класса – базовые ИТ и прикладные ИТ. Причем граница этого деления является условной.

Базовые информационные технологии

Это технологии, которые реализуются на уровне взаимодействия элементов вычислительных систем. К этому классу относятся следующие основные системы [3; 24 - 26]:

1. Операционные системы. Технологии управляют непосредственно работой средств вычислительной техники. Для класса машин общего назначения (mainframe) – ОС ЕС, СВМ, МVS. Для персональных компьютеров на базе универсальных процессоров INTEL – МS DOS, Windows, UNIX-системы и др. Для локальных сетей – сетевые операционные системы Novell, Windows NT и др.

2. Языки программирования. В развитие классических процедур­ных языков программирования – Fortran, Соbol, С, Раscal в пос­ледние годы появились их объектно-ориентированные расшире­ния с интегрированными средами разработки. В настоящее время в связи с бурным началом использования Internet-технологий все большее использование получает язык Java.

3. Технологии архитектуры «клиент-сервер». Технологии реализу­ются в корпоративных системах на основе локальных сетей на основе разделения функций обработки, управления сетью, хране­ния данных, обеспечения внешних связей и т.д. на специально предназначенных для этого компьютерах (серверах). Эти техноло­гии реализованы практически во всех используемых в настоящее время программных продуктах.

4. Технологии многопроцессорной обработки. Данные технологии на основе специализированных персональных ЭВМ наращивают мощности этих машин (масштабирование) за счет расширения их вычислительной структуры. К этому классу относятся серверы с симметричным мультипроцессированием (SМР-серверы).

5. Технологии нейровычислений. Они эффективно реализуют опреде­ленные виды сложной обработки информации на специально созданных программно-технических устройствах, входящих в состав персональных ЭВМ и работающих по принципам нейронных сетей.

6. Технологии автоматизированного проектирования (САSЕ-технологии). Технологии позволяют осуществлять разработку систем информатизации, практически не используя для этих целей язы­ки программирования.

7. Телекоммуникационные технологии. Технологии дают возмож­ность обеспечить взаимодействие в сетях на основе единых правил. Этот класс – весьма широкий и обеспечивает реализацию таких стандартов, как ISO/OSI,  EDIFACT, X.500 и др.

8. Базовые технологии Internet. Среди наиболее широко используемых технологий – электронная почта, служба ftp (пересылка
файлов), технология формирования информационных серверов на
основе гипертекстовых документов (WWW) и др.

9. Intranet-технологии. Они позволяют строить ведомственные (корпоративные) системы информатизации на основе базовых тех­нологий Internet.

10. Технологии обработки текстов. Эти технологии наиболее ши­роко используются и уже позволили наладить во многих органи­зациях электронную подготовку корреспонденции. Они выступают элементами систем электронного документооборота и требуют унификации.

11. Системы управления базами данных (СУБД). Эти технологии
предназначены для хранения и обеспечения эффективного доступа к массивам информации. Для реализации систем различного масштаба применяются СУБД, поддерживающие язык запросов SQL и эффективно реализующие передовые технологии обработки. Наиболее широкое использование получают такие СУБД, как Oracle, SQLServer.

12. Технологии информационных хранилищ. Они обеспечивают хра­нение и обработку больших массивов разнородной информации и, как правило, строятся на основе уже апробированных СУБД, значительно расширяя их возможности.

13. Экспертные системы (ЭС). Технологии позволяют на основе
определенных правил вывода осуществлять анализ информацион­ного описания объектов и вырабатывать на основе этих правил
соответствующие заключения. Эти технологии – базовые для си­стем представления знаний.

14. Геоинформационные технологии (ГИС). Технологии позволяют
осуществлять обработку графической информации: карты, планы
городов, космо- и аэроснимки, данные дистанционного зондиро­вания земной поверхности, чертежи и т.п.

15. Мультимедиа-технологии и технологии создания виртуальной реальности. Эти системы осуществляют совместную обработку тек­стовой, графической информации, звука, изображений. Техноло­гии виртуальной реальности дают возможность моделировать в динамике пространственное представление объектов.

16. Технологии цифрааналоговых преобразований. Они позволяют осуществлять преобразования данных из цифрового в аналоговый вид и обратно, что позволяет производить компьютерную обработку получаемой от приборов информации и выдавать соответствую­щие управляющие решения.

17. Технологии криптозащиты. Эти технологии осуществляют по специальным алгоритмам преобразование информации, которая становится доступной только обладающему соответствующими ключами субъекту. Их разработка и применение должны регла­ментироваться соответствующими государственными службами.

18. Технологии человеко-машинного интерфейса. Обеспечивают унификацию действий человека при взаимодействии с различными видами вычислительных средств.

Базовые ИТ позволяют формировать программно-технические решения по созданию интегрированных систем информатизации субъектов, реализации телекоммуникационной среды, обеспечивающей взаимодействие этих систем.

Классификация прикладных информационных технологий

Прикладные ИТ – это технологии, реализующие типовые процедуры обработки информации в конкретных предметных областях. Специалистами предлагается следующая условная классификация [3; 26]:

– по реализации информационных ресурсов;

– в системах массового обслуживания населения;

– в процессах экоинформатизации;

– в сфере организационного управления;

– в сфере интеллектуального потенциала;

– в производственных процессах;

– по поддержке управляющих решений в социальной, политической, экономической сферах и безопасности государства.

Информационные технологии в производственных процессах рекомендуется подразделять на следующие основные подклассы:

– интегрированные автоматизированные системы управления;

– информационно-аналитические системы координации деятельности предприятий;

– автоматизированные системы управления предприятиями;

– системы автоматизированного проектирования;

– автоматизированные системы управления технологическими системами;

– автоматизированные системы управления гибкими производственными системами.

В целом рассмотренные выше ИТ позволяют формировать программно-технические решения по созданию автоматизированных информационных систем субъектов, реализации телекоммуникационной среды, обеспечивающей взаимодействие этих систем, и, следовательно, содействуют созданию единого информационного пространства.

Роль системного менеджера в современных информационных технологиях

На протяжении последних десятилетий XX века и в первые 10 – 15 лет XXI столетия средства информатики стали существенно влиять на характер, объем, функции системного менеджмента. Это влияние усиливается и проявляется в потребности углубить знания менеджера в сфере современной информационной технологии. По мнению специалистов [4; 130 - 131], можно выделить три периода, каждый из которых решал новые проблемы.

Так, первый период связан с феноменом ЭВМ как устройства, их видоизменением в мейнфреймы (большие ЭВМ), мини ЭВМ, персональные компьютеры и рабочие станции. При этом системный менеджер выступал и развивался как постановщик задач и работодатель для ЭВМ, и как пользователь ЭВМ.

Второй период связан с исследованием и пониманием структурной роли систем с ЭВМ в общей структуре систем и процессов управления. Этот период завершился развертыванием различных видов автоматизированных компьютерных систем, их встраиванием и интеграцией в системный менеджмент (интегрированные АСУ у нас в стране, менеджерские информационные системы (МИС) в мировой практике).

Третий период характеризуется освоением системным менеджером информационной технологии.

Роль системного менеджера в современных информационных технологиях показана на рис. 1.

Как видим, системный менеджер выступает как конструктор эффективных управленческих решений. Это обязывает его участвовать в выборе информационных технологий и сетей компьютера, баз данных, средств проектирования и развития МИС. Вместе с администратором сети и баз данных он формирует наилучший вариант информационной технологии, обеспечивающий надежную реализацию принятых решений.

Перспективы использования компьютерных средств для системного менеджмента связаны с визуальным отображением объектов управления с использованием геоинформационных систем, обеспечивающих привязку информации к объекту управления. Архитектуры компьютерных систем представляют собой сети компьютеров с мощной центральной машиной – сервером, который поддерживает эффективный обмен с рабочими станциями – автоматизированными рабочими местами системных менеджеров, используя информационную технологию «клиент-сервер» [4; 133].


Рисунок 1 – Информационный системный менеджер и средства его обеспечения

(Примечание – данные работы [4; 132])

В целом современные средства информационной технологии ориентируют системного менеджера на разностороннее освоение приемов работы на персональном компьютере. Менеджеры, знающие структуру и возможности менеджерских информационных систем (МИС), отличающиеся глубоким пониманием возможностей системных средств информатики, организующих согласованное взаимодействие персонала управления, получают большие возможности в достижении целей, поставленных перед менеджментом.

Использование информационных технологий

Между процессом получения и распространения информации аппарат управления (контора, офис), который выполняет ряд разнообразных действий. Он может: а) преобразовать информацию (например, информацию о продажах в информацию о полученной выручке и о выполненной работе); б) объединять информацию одну с другой (например, информацию о продажах с информацией о закупках в информацию о товарно-материальных запасах); в) накапливать информацию (например, информацию о продажах для составления ежемесячных и годовых отчетов о доходах). Обобщенная схема связей в организации, использующей информационные технологии, показана на рис. 2.


Рисунок 2 – Обобщенная схема связей в современной системе управления, использующей информационные технологии

(Примечание – данные работы [5; 167])

Происхождение и эволюцию аппарата управления можно проследить начиная с древних цивилизаций [5; 168 - 170]:

1. Клинообразные знаки для записи. Древние ассирийцы пользовались клинообразными знаками для записи количества произведенной, проданной и заложенной на хранение продукции, а также размеров налогов. От этих знаков до компьютеров и телекоммуникаций — таков многовековой период эволюции видов деятельности и методов работы аппарата управления.

2. Контора писаря. О существовании таких контор свидетельствуют литературные произведения, написанные 150 – 200 лет тому назад. Основными орудиями конторщика того времени были перо, чернильница и бухгалтерская книга, средством связи – личный посыльный или пакетная служба. Единственной базой для принятия решений были счета, другой информации не было.

3. «Механизированный офис». «Механизация офиса» началась с изобретением пишущей машинки и появлением ее на широком рынке. В целом отличительной чертой промышленной революции XIX столетия стало изобретение большого количества машин, призванных повысить, дополнить или заменить человеческий труд. Как следствие, были вытеснены «контора писаря», его трудоемкие письма и конторские книги. На смену ему пришли:

а)   механическим способом написанные под копирку письма (что сократило время на их написание);

б)   быстрый обмен информацией между офисами посредством писем, перевозимых по железной дороге, при помощи телеграфа и телефона, что позволило принимать и осуществлять решения на базе более полной информации и в более сжатые сроки;

) подготовка квалифицированных кадров для того, чтобы клерки, бухгалтеры и другие счетные работники не занимались составлением окончательных документов.

4. «Электрифицированный офис». Индустриальная революция первой половины двадцатого века характеризовалась широкой разработкой промышленных и бытовых орудий труда, работающих на электроэнергии или электрических сигналах. Соответствующее изменение техники аппарата управления происходило в период с 40-х по 60-е гг., когда стали широко применяться электрические пишущие машинки с заменяемыми головками, копировальные устройства, работающие с ординарной бумагой, портативные диктофоны и факсимильные устройства, образуя (вместе с телефоном) то, что называется «электрифицированный офис».

5. Офис, оборудованный электроникой. Современная база революционных технологических изменений, типичная для второй половины XX века и первых 10 – 20 лет XXI столетия, характеризуется разработкой и широким применением компьютеров, способных обрабатывать информацию, как раньше машины обрабатывали материалы и производили энергию. Появление такого компьютера ведет к дальнейшему изменению технического оснащения аппарата управления и рождению его нового типа, который называется «электронный офис». Движущей силой в процессе преобразования аппарата управления в электронный является микрокомпьютер. Отличительной чертой перехода к «электронному офису» является получение возможности использовать технику для обработки содержания информации.

В настоящее время с развитием информационных технологий появились методы и средства, которые обеспечивают интегрированные решения по автоматизации офиса. Они позволяют автоматизировать ручные операции, поиск документов, автоматически передавать и отслеживать перемещения документов и контролировать выполнение поручений, связанных с документами.

Новые технологии являются главной движущей силой в дополнение к существующим силам мирового рынка. Всего несколько ключевых компонентов – микропроцессоры, локальные сети, робототехника, специализированные АРМ, датчики, программируемые контроллеры - превратили в реальность концепцию автоматизированного предприятия.

Повышение роли информационных технологий в обеспечении конкурентоспособности разных стран мира

В настоящее время в обеспечении конкурентоспособности разных стран мира основополагающими являются информационные технологии (ИТ). Одним из следствий глобализации становится усиление дифференциации странового развития при абсолютном выигрыше всех государств от роста информационных технологий. Не зря в странах Европы, Азии, а также в США и Японии уже разработаны или разрабатываются программы их вхождения в информационное общество и предпринимаются практические шаги по реализации таких программ. При формировании программ эти государства преследуют достижение следующих целей [6; 70 - 71]:

– усиление диалога между государственными структурами, промышленностью, бизнесом, членами общества, направленного на максимальное использование возможностей внедрения и применения информационных технологий для экономического развития общества и занятости населения;

– углубление и расширение информационной инфраструктуры в направлении повышения ее функциональных возможностей, надежности и эффективности;

– защита интересов общества и прав личности при использовании информационных технологий (ИТ):

– защита информации в информационных сетях; расширение возможностей и поддержка использования информационных технологий во всех сферах народного хозяйства;

– использование информационных технологий для информатизации государственных органов, прежде всего для обеспечения реализации прав граждан на получение информации;

– усиление и расширение использования информационных технологий в бизнесе, на транспорте, в области защиты окружающей среды, здравоохранения и т. д.:

– обеспечение свободной конкуренции в рамках информационного общества;

– улучшение и повышение эффективности доступа к техническим, экологическим, экономическим и другим информационным ресурсам в информационных сетях;

– развитие научных исследований и разработок в области ИТ;

– согласование национальных мер с политикой Европейского и Мирового сообществ по вопросам вхождения в информационное общество, в том числе в части осуществления международного сотрудничества.

Информационная сфера становится не только одной из важнейших в международном сотрудничестве, но и объектом соперничества. Страны с более развитой информационной инфраструктурой, устанавливая технологические стандарты и предоставляя покупателям свои ресурсы, определяют условия формирования и деятельности информационных структур в других странах, оказывают существенное воздействие на развитие их информационных сфер, то есть являются более конкурентоспособными. Развитие и обеспечение безопасности информационной сферы при формировании национальной политики в промышленно развитых странах получает приоритет [7].

Наконец, следует отметить рост влияния информационных факторов на обеспечение национальной безопасности стран. На основе высказываний многих отечественных и зарубежных ученых можно сделать вывод о том, что национальная безопасность каждого государства в XXI веке во многом будет зависеть от эффективного функционирования информационной среды общества.

Создание интегрированного комплекса информационных технологий обеспечения «гибкого производства»

В формировании информационной экономики важнейшую роль играет развитие информационных технологий обеспечения адаптивного развития производственных систем и реализации «гибкого производства». Концепция «гибкого производства» при ее реализации позволяет объединить производственные мощности военного и гражданского секторов промышленности в целях обеспечения оперативной перестройки производства как вооружений, так и коммерческой продукции с учетом динамики изменения ожидаемого спроса.

Интегрированный комплекс ИТ обеспечения «гибкого производства» в общем случае включает: средства автоматизированного проектирования (САD); средства автоматизированных инженерных разработок (САЕ); средства обмена информационными данными о продукции (групповая технология GP); автоматизированное планирование технологического процесса (САРР); автоматизированную систему управления предприятием (типа SAP R/3); автоматизированные системы поддержки принятия решений (GРРR); автоматизированную систему управления жизненным циклом изделия (GALS-технология). Указанные системы при их функциональном соединении позволяют образовать единый технологический комплекс информационного моделирования сложных объектов развития информационной экономики с использованием перспективных средств «искусственного» и «коллективного» интеллекта [8; 49].

Сегодня большая часть экономических субъектов развитых стран направляет свою деятельность на развитие процессно-ориентированного управления всем циклом создания, эксплуатации своей продукции. Электронная поддержка процессов разработки изделия, его производства, сбыта, эксплуатации, сервисного обслуживания, модернизации и в конечном итоге утилизации должна осуществляться на основе системного подхода. Такой подход предусматривается активно развивающейся концепцией использования GALS-технологий (рис. 2).

В комплекс работ по внедрению GALS-технологий включены [1; 189 - 190]:

– Разработка и внедрение технологий перевода технической эксплуатационной документации в электронный вид, соответствующий требованиям GALS-стандартов, на ведущих предприятиях-экспортерах.

– Разработка и апробация на предприятиях электронной системы управления данными о готовом продукте в процессе конструирования, разработки технологий и технологической подготовки производства (РDМ-системы).

– Разработка и внедрение на предприятиях типовых компьютерных систем управления качеством продукции; интегрированных информационных систем электронного конструкторско-технологического и производственного документооборота; систем интегрированной поддержки выпускаемой продукции на всех этапах ее жизненного цикла.


Рисунок 2 – Основные идеи GALS-технологий

(Примечание – данные работы [1; 189])

Как видно, выполняемый комплекс работ направлен прежде всего на решение первоочередных задач по повышению качества и конкурентоспособности продукции предприятий на основе внедрения новых информационных технологий, международных стандартов качества и сертификации.

Пути развития национального сектора информационных технологий в Казахстане

Казахстан является привлекательным рынком и обладает существенным потенциалом в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). И для того чтобы это развитие в дальнейшем продолжалось, важно, чтобы Правительство Казахстана и Икт-сообщество предприняли шаги по внедрению решений в области информационных технологий. Необходимо сфокусироваться не только на оборудовании, но и на программном обеспечении, IT-услугах.

В Казахстане ИКТ-отрасль занимает значительное место в несырьевой экономике. На ее долю приходится 3,4% ВВП, в том числе отрасль телекоммуникаций составляет 2,6%, и 0,8% - IT-технологии, успешно внедряемые в Республике Казахстан (РК). В 2010 г.  IT-рынок Казахстана (без телекоммуникаций и услуг телекоммуникаций) составил 790 млн. долларов США [9; 6].

В республике создана Специальная экономическая зона (СЭЗ) «Парк информационных технологий» (ПИТ). На территории СЭЗ ПИТ – благоприятный налоговый и таможенный режим: корпоративный подоходный налог и налог на имущество уплачиваются по ставке 0%; есть освобождения по импортным и экспортным таможенным пошлинам; отсутствуют торговые барьеры, ограничения по доле иностранной собственности и существует возможность строитель­ства инновационных предприятий.

ПИТ – первый крупный проект по созданию технопарка национального уровня в РК. Для формирования его инфраструктуры Правительство страны выделяет большие бюджетные средства. При этом приоритет отдается развитию отрасли информационных технологий, высокоэффективным,
высокотехнологичным и экспорто-ориентированным производствам,
освоению выпуска новых видов IT-продукции, проектированию, раз­работке, внедрению и производству собственного программного обеспечения. Основные задачи — привлечение инвестиций, содействие трансферту технологий, стимулирование роста новых IT-предприятий.

К настоящее время в ПИТе также формируется система генерации инноваций. Ставка сделана на подго­товку и переподготовку специалистов высокой квалификации, имеющих сертификаты в области IT-технологий по международным стандартам. Так, на территории СЭЗ Казахстанско-Британский технический уни­верситет размещает новый кампус. То есть здесь появится инновационно-образовательный кластер и доступ к его ресурсам будет обеспечен всем компаниям, которые станут распо­лагать там свои производственные мощности [10; 5].

В республике одобрена Отраслевая программа развития ИКТ в РК на 2010 – 2014 гг. Анализ данных табл. 1 показывает, что данный документ предусматривает модернизацию развитие инфокоммуникационной инфраструктуры, раз­витие казахстанского сегмента сети Интернет и казахстанско­го контента, электронных услуг и «электронного правитель­ства», сектора разработки ПО и IT-услуг, цифрового телевеща­ния, производства высокотех­нологичного оборудования, а также образования в сфере инфокоммуникаций.

Как видим, к 2014 г. Ожидается создание зрелой системы «e-government», способной предоставлять не менее 50% госуслуг в электронном виде. В планах – внедрение «электронных акиматов» во всех регионах, системы мониторинга госуслуг и выдача 50% лицензий в электронном виде. В рамках дальнейшего продвижения «электронного правительства» обозначены такие принципиально важные направления, как быстрейшее развитие системы LTE и широкополосного Интернета.

Таблица 1

Отраслевая программа развития информационных и коммуникационных

технологий (ИКТ) в Республике Казахстан (РК) на 2010-2014 гг.

Показатели

Год

2010

2014

Доля сектора ИКТ в ВВП, %

3,3

3,8

Уровень цифровизации местных сетей телекоммуникаций, город (село), %

88 (78)

100

Плотность абонентов широкополосной  сети Интернет на 100 жителей

10,1

22

Плотность абонентов сотовой связи, на 100 жителей

95

111

Охват эфирным цифровым телевещанием территории РК, %

0

95

Количество компьютеров на 100 жителей

14

25

Доля IT–услуг в структуре IT- рынка, %

14

30

Доля казахстанского содержания в общем объеме IT- рынка, %

7

не менее 32

Доля казахстанского содержания в IT-услугах, %

30

80

Перевод социально значимых государственных услуг в электронную форму, %

7

не менее 50

Примечание – данные работы [11;7]

Обобщая вышесказанное можно отметить, что Казахстан обладает значительным человеческим и ресурсным потенциалом, умелое использование которого позволит построить в перспективе динамичную IT – отрасль, получить конкурентные преимущества. Развитие национального сектора должно стать хорошей платформой для формирования диверсифицированной экономики, ориентированный на внедрение инноваций, на развитие конкурентоспособности республики.

Формирование новой концепции автоматизации и внедрения

информационных технологий

В настоящее время, исходя из новых достижений в области ИТ, автоматизации, менеджмента, моделирования бизнес-процессов, формируется новая концепция автоматизации и внедрения информационных технологий. Они представляют ее базовую среду, основными составляющими которой являются [1; 182-183]:

1. Методологии:

– анализа бизнес-процессов на базе методологии IDEF и языка BPML (Business Process Modeling Language);

– оценка и анализа уровня организации (зрелости) компании на базе методологии и стандарта СММ (Capability Maturity Model);

– анализа и управления стоимостью бизнес-процессов. АВС (Activity-Based Costing)/ABM (Activity-Based Management), DEA (Date Envelopment Analysis), ABB, ARP, SMC;

– проведения реинжиринга (Business Process Reengineering-BPR);

– бизнес-процессов: KANBAN, JIT, TQM, Kaizen, «5M», BPI (Business Process Improvement), «7C», Balanced Scorecard и «benchmarking».

2. Международные и корпоративные стандарты:

– системы менеджмента качества: ISO-9000, ISO-14000, ISO-15504, ISO-9126;

– модели открытых систем OSI/OSE;

– корпоративные стандарты и нормативно-правовые акты организации и отрасли.

3. Инструментарии:

– корпоративные информационные системы или системы документооборота на базе клиент-серверной архитектуры или Web-технологий;

– системы типа SCADA (Supervisory Control And Data Acquisition);

– системы управления ERP (Enterprise Resource Planning) (и MRP/MRPII), CRM (Customer Rela-tionship Management), CSRP (Customer Synchronized Resource Planning)/SCM (Supply Chain Management);

– системы сопровождения жизненного цикл изделий: CALS, ARIS.

4. Информационные технологии. Date Warehouse, OLAP (On-Line Analytical Processing), Knowl-edge Management, XML (Extensible Markup Language), HRM (Human Resources Management).

Приоритеты реализации индустриально-технологической политики РК в сфере ИТ в предстоящее годы включают модернизацию и развитие инфокоммуникационной структуры, цифрового вешания, казахстанского сегмента Интернета, внедрение электронного образования в сфере инфокоммуникаций, развитие сектора программного обеспечения, электронных услуг и «электронного правительства», производство высокотехнологичного оборудования.

В дальнейшем перед Правительствами стран мира стоит задача по оптимизации IT-решений, достижения успешного выполнения поставленных целей и предоставления качественных услуг своим гражданам. Сегодня, работая над решением управленческих задач, государства делают особый акцент на развитии и применении IT-стратегий, необходимых для достижения максимальной эффективности и результативности, а также предоставления основных услуг своим гражданам, одновременно повышая степень безопасности.

Литература:

1. Муканов Д. Индустриально-инновационное развитие Казахстана: потенциал и механизмы реализации. – Алматы: Дайк-Пресс, 2004. – 274с.

2. Информационные технологии управления: Учебное пособие / Под редакцией Ю.М. Черкасова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 216с.

3. Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 415с.

4. Теория системного менеджмента: Учебник / Под общей редакцией П.В.Журавлева, Р.С. Седегова, В.Г. Янчевского. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 512с.

5. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 336с.

6. Бралиев А. Информационные технологии как неотъемлемый фактор повышения конкурентоспособности // Промышленность Казахстана. – 2008. - №6. – 2009. - №1. – С.70-71.

7. Сюнтютенко О.В. Информационное общество и информатизация науки.http: // intra. rfbr. ru /pub/vestnik / V 3_99/1_6. htm. 23 апреля 2002.

8. Лазарев И.А., Хижа Г.С., Лазарев К.И. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚», 2006. – 240с.

9. Алибекова Р. Задача – оптимизация IТ-решений// «Казахстанская правда», 23 сентября 2011 г., С.6.

10. Антончева С., Турежанова М. Взаимный IТ-интерес// «Казахстанская правда». 16 сентября 2011 г.. С.5.

11. Алибекова Р. Ускоряя информационный шаг // «Казахстанская правда», 24 сентября 2010 г., С.7.