Каталог статей |
Кизыма Т.А. Бюджетные ограничения домашних хозяйств: сущность и факторы влиянияВажной составляющей финансовой системы государства являются финансы домашних хозяйств. Домохозяйство, как и любая другая экономическая единица, управляя собственными финансовыми активами и финансовыми обязательствами, вынуждено действовать в условиях бюджетных ограничений, оптимально формируя свой бюджет и отслеживая его выполнение.Бюджетное ограничение домохозяйства определяют как ограниченность расходов домохозяйства величиной его доходов [1, с.20]. Иными словами, бюджетное ограничение определяет множественность товаров и услуг, доступных потребителю, то есть учитывает его финансовые возможности. Под воздействием различных факторов, которые прямо или косвенно влияют на доходы семьи (например, государственных мероприятий по поддержке домашних хозяйств; наличия вакансий на рынке труда; возможности человека получать соответствующее образование; доступа членов домохозяйства к разнообразным факторам производства и, соответственно, разным источникам доходов) бюджетное ограничение домохозяйства может испытывать существенные изменения. При переходе от административно-командной к смешанной экономической системе наблюдаются две взаимодополняющие друг друга тенденции относительно бюджетного ограничения домохозяйства: его сужение (это связано с тем, что получаемые ранее от государства бесплатные блага в современных условиях гражданам уже приходится оплачивать) и его расширение (в условиях рынка, кроме трудовых, появилось много других источников доходов, а также возможностей получить различные кредиты) [1, с.20]. На формирование бюджетных ограничений домохозяйств активно влияет государство, преследуя при этом определенные цели. Скажем, в ряде стран от подоходного налогообложения освобождаются суммы, направляемые домохозяйствами на оплату учебы, с целью стимулирования процессов повышения образовательного уровня населения и накопления человеческого капитала. В соответствии с Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22 мая 2003года №889-IV, к перечню расходов, разрешенных для включения в состав налогового кредита, принадлежат в частности средства, оплаченные налогоплательщиком в интересах учебных заведений для компенсации стоимости учебы такого налогоплательщика или другого члена его семьи первой степени родства [2, с.31]. Политика государства относительно расширения бюджетных ограничений домохозяйств иногда может иметь сугубо адресный характер. Например, Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц» предусмотрено предоставление налоговых социальных льгот таким категориям налогоплательщиков как одинокие матери и родители, имеющие на иждивении ребенка-инвалида или трех или больше детей в возрасте до 18 лет [2, с.34]. Расширение или сужение бюджетных ограничений домохозяйств со стороны государства может осуществляться с помощью изменения величины заработной платы работникам бюджетной сферы; изменения размера социальных выплат, включая пенсии; изменения системы налогообложения доходов граждан; регулирования соотношения доходов населения и цен на потребительские товары и т. д. В последнее время в Украине в каждом из этих направлений происходят существенные сдвиги. В частности, значительно расширились бюджетные ограничения домохозяйств, имеющих высокие доходы, которые раньше были объектом прогрессивного подоходного налогообложения. Серьезные изменения происходят и в системе государственного социального обеспечения и страхования. Например, монетизация льгот, проведенная в некоторых постсоветских государствах, изменяет характер бюджетного ограничения домохозяйства: вместо целого ряда льгот (бесплатный проезд в общественном транспорте, бесплатные лекарства и т. п.) соответствующие категории граждан получают определенную денежную сумму. Распространенным явлением в рыночной экономике является расширение бюджетного ограничения домохозяйства с помощью кредитов и ссуд. Актуальной на сегодняшний день для Украины является проблема расширения бюджетного ограничения домохозяйства за счет предоставления ему долгосрочных кредитов на покупку жилья. В последние годы характерной особенностью отечественных реалий стало расширение бюджетных ограничений домохозяйств за счет теневых доходов, в частности выплаты заработной платы «в конвертах». Возник своеобразный парадокс: в 2004 году в среднем по Украине затраты населения превышали их официальные доходы на 42,3 %, а величина теневых доходов в расчете на одного человека составляла 45 гривен (около 9 долларов США) в месяц, то есть по самым скромным подсчетам общая сумма таких доходов достигала 1,3 млрд. дол. США в год [3, с.26]. К сожалению, ситуация в этой сфере кардинально не изменилась и по сегодняшний день. К формам расширения бюджетного ограничения домохозяйств принадлежит и предоставление личных ссуд или взаимное кредитование домохозяйствами друг друга. Таким образом, осуществляемые государством мероприятия, направленные на изменения в социальных стандартах жизни, влияют на экономическое поведение домохозяйств и, соответственно, принятие ими финансовых решений в условиях бюджетных ограничений. Литература 1. Мортіков В. В. Бюджетне обмеження домогосподарства: питання теорії та державної політики //Фінанси України. – 2007. – №10. – С. 19–26. 2. Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003г. №889-IV (с изменениями и дополнениями) // Право и практика. – 2005. – №15. – С. 3–76. 3. Тресвятська Т. Умови та проблеми становлення середнього класу в Україні //Україна: аспекти праці. – 2005. – №7. – С.22–30. |