главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н. Труба Л.А. Дагестанский государственный университет, Россия Особенности приватизации в Республике ДагестанК началу рыночных реформ и инициирования в их рамках процесса приватизации Дагестан окончательно сформировался как депрессивный регион с преимущественно аграрной экономикой. Для него характерно устойчивое отставание в развитии производственной и социальной инфраструктуры от среднероссийского уровня и отсутствие возможностей и стимулов для саморазвития. Дагестанская промышленность в целом не была ориентирована на выпуск конечной, готовой к потреблению продукции, высока была доля предприятий оборонного комплекса, что усугубило трудности переходного процесса от командно-административной системы хозяйствования к рыночной. С такими стартовыми условиями Дагестан вошел в приватизационный процесс, который усложнился еще и специфическими проблемами республики. Низкая «фондовооруженность» экономики Дагестана и довольно большая численность населения создали на начальном, «ваучерном» этапе, проблему «отоваривания» приватизационных чеков. А хроническая бедность населения не способствовала решению проблемы коммерческой реализации государственного имущества. При этом необходимо было учесть, что стереотипы мышления и поведения, общая социализация сознания у дагестанцев исторически развиты гораздо сильнее, чем у жителей экономически развитых регионов России, поскольку в Дагестане до революции не было сколько-нибудь значительно развитых капиталистических отношений. Будучи глубоко отсталой провинцией России, Дагестан, так и не узнав рыночного способа ведения хозяйства, вступил в социалистические отношения, что не могло не сказаться на экономическом и политическом сознании людей. Анализ системы социально-экономических отношений, сложившейся в Республике Дагестан (РД) на начало ХХI века, показывает наличие значительных противоречий как в экономике, так и в обществе, усугубляющих макроэкономические последствия начала рыночных реформ и, соответственно, институциональных преобразований собственности. В таблице 1 приведены соотношения предельно-критических и реальных показателей, характеризующих экономическое, социальное и экологическое состояние республики. Результат сравнения показателей по РД за 2000 год с предельно-критическими значениями, принятыми в мировой практике, показал, что общее состояние Республики Дагестан в экономической, социальной и экологической сфере значительно хуже общемировых критических значений. Таблица 1 Соотношение предельно-критических и реальных показателей развития Республики Дагестан
Источник: Основные положения Программы социально-экономических преобразований в Республике Дагестан на период до 2010 года. Часть I. Состояние экономики и социальной сферы РД начало ХХI века В экономике республики наблюдались: ¨ критическая степень бюджетной зависимости от федеральных трансфертов и субсидий; ¨ активизация процессов деиндустриализации региона, требующая структурной перестройки всего народнохозяйственного комплекса республики; ¨ значительное технологическое отставание, вызванное свертыванием производства для военно-промышленного комплекса, отсутствием выпуска готовой продукции на экспорт, оттоком русскоязычного высококвалифицированного населения, неблагоприятным инвестиционным климатом в регионе; ¨ чрезвычайная зависимость структуры экономики от импортируемых товаров. Нет ориентации на глубокую переработку добываемого сырья и экспорт готовой продукции; ¨ инвестиционный процесс в республике приобрел весьма негативные специфические черты. Главной особенностью, характеризующей всю совокупность финансово-экономических отношений в Дагестане, как и в России в целом, стала парадоксальная, противоположная объективно присущей рыночной экономике, направленность денежных потоков: отток капитала из производственного сектора в финансовый. Это, с одной стороны, усугубило инвестиционный кризис в производственной сфере, а с другой - обеспечило неустойчивость финансово-банковской системы, лишившейся стабильной воспроизводственной основы; ¨ в социальной сфере в полной мере проявилось негативное влияние экономики на социальные процессы: низкий уровень доходов населения; нехватка рабочих мест; невостребованность высококвалифицированных кадров. Все это создало предпосылки для постепенного обнищания граждан, снижения уровня профессиональной подготовки специалистов, роста недовольства и социального напряжения; ¨ неудовлетворительное состояние экологии. Высокая загрязненность окружающей среды оказывает негативное влияние на состояние здоровья граждан, снижает привлекательность республики как рекреационной зоны, угрожает безопасности региона. Процесс реформирования экономики в целом и институциональных преобразований собственности в частности усложняется в связи с обострением региональных проблем. В Дагестане все недостатки российской приватизации усилились и к ним добавились свои. Многие решения о ходе процесса приватизации, принятые на общероссийском уровне, так называемые алгоритмы действия и правила поведения, не вписались в дагестанскую специфику, диссонировали с национальными традициями и представлениями об отношениях собственности, праве на ее владение и способах приобретения такого права. Все это не могло не сказаться на итогах приватизации в республике. v Во-первых, большую роль сыграл национальный фактор. Со времен советской власти в экономике республики сложились национальные «управленческие» пропорции: номенклатурные места (по количеству и значимости), занимаемые представителями той или иной коренной, «титульной» национальности, а в Дагестане их 14. Обычно со сменой начальника или директора представителям соответствующей национальности обеспечивалась преемственность. С началом приватизации это негласное соотношение не было отменено и, конечно, повлияло на результаты трансформации собственности. Это явилось тормозом на пути развития производственных отношений. Ведь при назначении или выборах руководителя, даже в новых рыночных условиях, на первый план все равно выходит национальная принадлежность, а потом уже – деловые качества. Другой пример. В приграничных с Чечней районах при приватизации было обеспечено лоббирование со стороны местных администраций в пользу коллективов, поскольку существовала опасность, что в результате «малой» приватизации значительная часть объектов (торговля, общепит, сфера услуг) перейдет в собственность чеченцев, не проживающих на данной территории. Поэтому предприятия продавались коллективу без конкурсов и аукционов с небольшим поправочным коэффициентом. Таким образом, при проведении приватизации для многонациональной республики с низким уровнем социально-экономического развития было важно обеспечить соблюдение национальных и межнациональных интересов, не допустить ущемления интересов национальных меньшинств, закрепить равноправие всех слоев населения, что реально снизило экономическую эффективность процесса. v Во-вторых, в государственной собственности, исходя из интересов Республики Дагестан, сохранены целые подотрасли экономики, приватизированные в других регионах (Махачкалинский международный морской торговый порт, ГУП «Авиалинии Дагестана», ГУП «Дагвино», ГУП «Дагнефтепродукт», Махачкалинское отделение СКЖД, ГУ «Дагестанавтодор» и т. д. вплоть до Махачкалинского пивоваренного завода). v В-третьих, темпы приватизации были существенно снижены как по объективным, так и по субъективным причинам. На уровне Госкомимущества РД проводилась крайне осторожная, умеренная политика, объясняющаяся тем, что органы приватизации учитывали экономическую и национальную ситуацию на предприятиях и подготовленность коллективов к восприятию проводимого передела собственности. v В-четвертых, большое количество предприятий приватизировано путем выкупа ранее арендованного имущества по остаточной стоимости. Если по итогам первого года приватизации в республике по муниципальной собственности преобладающими формами приватизации были конкурсы (56,7 %) и аукционы (43,3 %), то есть свободная продажа объектов, то по республиканской – аренда с выкупом, которая заняла 71,4 % из общего числа реализованных предприятий. При этом выручка от конкурсной продажи оказалась в 64 раза выше стартовой цены, от аукционной – в 49 раз, а от аренды с выкупом – на уровне начальной оценки выкупаемого имущества. v В-пятых, «чекоизбыточность» региона на первом «ваучерном» этапе. Совокупная стоимость государственного и муниципального имущества, подлежащего приватизации, составляла на начало 1992 года около 5 млрд рублей, а населению было выдано приватизационных чеков на общую сумму по номиналу в 20 млрд рублей, что привело к тому, что обеспечение одного чека имуществом оказалось в 4 раза меньше требуемого и почти в 3 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации. v В-шестых, в республике не сложился предпринимательский и менеджерский корпус, который мог бы умело вести частный бизнес в условиях перехода к рыночным способам хозяйствования. Почти на всех промышленных предприятиях республики после приватизации у руля остались прежние директора, или пришли новые, но получившие «благословение» старых. При том, что фактически в республике стали лучше работать те акционерные общества, на которых сменился управляющий. v В республике исторически сложилась такая структура экономики, при которой большинство отраслей народного хозяйства изначально не были нацелены на выпуск конечного продукта. Поэтому и предприятия оказались объективно не готовы к рыночным условиям хозяйствования. v Доля теневого сектора экономики в регионе значительно выше среднероссийского уровня (по разным оценкам от 50 до 60 %), поэтому и республиканские доходы от приватизации невелики. v Рыночная инфраструктура региона слабо развита в силу общей отсталости республики от промышленно развитых центров, а ее отдельные составные элементы проходят стадию формирования. В процессе приватизации российских и дагестанских предприятий, наряду с вышеописанными особенностями, часто встречающимися нарушениями и недостатками стали следующие: Таковы основные результаты, особенности и недостатки проведенной в Республике Дагестан приватизации государственного и муниципального имущества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||