главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Ефимов А.В.

Проблемы и перспективы межрегиональной экономической интеграции как фактора развития строительного комплекса региона

Статья посвящена изучению воздействия внешнеторговых связей региона на межрегиональную экономическую интеграцию. В работе выделены факторы интеграции регионов в глобальную экономику, исследованы мировые тенденции стратегического развития региональных экономических систем на фоне интеграционных процессов, изложены основы формирования региональной интеграционной стратегии.

Abstract

The article examines the regional foreign trade relations impact on inter-regional economic integration. We identified the factors of regional integration in the global economy, investigated the global strategic development trends of regional economic systems on the background of the integration processes, expounded the basics of forming a regional integration strategy.

Ключевые слова: диверсификация, государство, структурная политика, экономическая типология, классификация региональных экономических систем, уровень диверсифицированности.

Keywords: diversification, state, structural policy, economic tipology, classification of the regional economic systems, level of diversification.

Регион зачастую рассматривается как географическое понятие, т.е. территория, отличающаяся совокупностью взаимосвязанных экономико-географических характеристик /1/. В современной регионалистике регион -территориальный субъект государственного управления, обладающий исполнительной и судебной, а в федерациях - и законодательной властью. Микрорегион — часть региона - самоуправляемое поселение (город, село и т.д.) или агломерация (совокупность поселений с единой инфраструктурой). Макрорегион - интеграционная группировка регионов одного или нескольких государств, имеющая общие надрегиональные (наднациональ­ные) органы управления /2/.

В качестве региона в России выступают субъекты РФ, а в других федерациях - штат (США, Австралия, Индия), земля (ФРГ), провинция (Канада), кантон (Швейцария). В большинстве федераций (за исключением России и Индии) регионы образованы не по этническому, а по экономическому принципу (общность инфраструктуры, специализации, потенциал самоокупаемости, наличие центра, функционально связанного с остальными поселениями). В России в последние годы также наблюдается тенден­ция к добровольному включению автономных национальных образований в состав более крупного региона (Пермский и Красноярский край), а также к разделению объема полномочий самоокупаемых и дотационных регио­нов по распоряжению бюджетными ресурсами и выходу на рынок заимст­вований.

Во всяком случае, определение региона как «территории, обладаю­щей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий» /3/, не обязательно совпадающей с границами субъекта государства, т.е. не являющейся хозяйственным субъектом, недостаточно для исследования межрегиональной интеграции. Следует отме­тить, что в унитарных государствах регионам в последние годы предоставляются все более широкие права в области управления (Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия в Великобритании, Страна Басков, Каталония и Ва­ленсия в Испании и т.д.).

Следует уточнить сущность, показатели и факторы социально-экономической дифференциации регионов. Она представляет собой разли­чие в качестве жизни, определяемое конкурентоспособностью региональ­ной экономики (внутренний фактор) и трансфертами из других регионов и государственного центра (внешний фактор).

Качество жизни определяется уровнем доходов населения по отношению к прожиточному минимуму, состоянием демографии, миграции, окружающей среды (включая природные и техногенные условия) и доступностью социальных благ, необходимых для развития личности (комфортное жилье, образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь и телекоммуникации, бытовые и социальные услуги). Производство вало­вого регионального продукта (ВРП) на душу населения является весьма важным, но далеко не единственным и, во всяком случае, не конечным показателем качества жизни.

Социально-экономическая дифференциация регионов - объективный и неустранимый феномен, поскольку конкурентоспособность региональ­ной экономики определяется социальными институтами, в т.ч. историческими традициями, особенностями образа жизни и трудовой куль­туры населения региона, которые сближаются в условиях глобализации, но не могут и не должны нивелироваться /4/. Особенно это относит­ся к северным регионам с особо высокими издержками производства.

Таким образом, регионалистика призвана обосновать способы преодоления не любой, а избыточной, чрезмерной дифференциации, угрожающей социально-экономической безопасности региона.

Межрегиональную экономическую интеграцию можно определить как соответствующую целям региональной политики совместную (путем объединения ресурсов хозяйственных субъектов нескольких регионов) разработку, производство, распределение и реализацию материальных благ и услуг. В отличие от обычной межрегиональной торговли самостоятельно произведенными продуктами эта интеграция характерна для современного этапа глобализации мировой экономики.

Примером международной межрегиональной кооперации может служить программа «Северное измерение» с участием России, Норвегии и Финляндии. «Северное измерение» охватывает наиболее динамично развивающийся регион мира с населением в 100 млн.чел., с 40% нетропических лесов планеты, с 40% мировых запасов газа и 13% мировых запасов нефти. Главная идея «Северного измерения» - создание, так называемой, позитивной зависимости стран-участниц на основе скоординированной политики в области энергетики, природных ресурсов и транспорта.

В экономической литературе проблема межрегиональной экономической интеграции стала активно исследоваться в 90-х гг. Специальные исследования были посвящены кооперации регионов США, Мексики и Канады, созданию трансевропейских сетей, моделированию межрегиональной интеграции, интеграции балтийских регионов. Особый ин­терес для Якутии представляет анализ тенденций межрегионального сотрудничества в Тихоокеанском макрорегионе и странах Азии.

В итоге зарубежные исследователи пришли к выводу о развитии но­вого регионализма, основанного на прямых экономических связях регио­нов различных государств, глобальной экономической трансформации. Новая европейская экономика становится экономикой регионов, государ­ственная политика в новых условиях должна способствовать развитию внешнеэкономических связей регионов, но без ущерба для социально-экономической безопасности.

В последние годы за рубежом опубликован ряд монографий по вопросам межрегиональной экономической интеграции. Она рассматривает­ся как основа социально-экономической безопасности и стабильности в Европе, экономического развития азиатско-тихоокеанского макрорегио­на, преодоления разрыва в уровне жизни в регионах Австралии.

Исследования по истории региональной науки и моделирование динамики межрегиональных связей подтверждают их растущий в условиях глобализации синергический эффект, превышающий сумму эффектов независимого развития регионов. Особую роль в развитии межрегиональной экономической интегра­ции в глобализирующемся мире играет создание региональных инноваци­онных систем и повышение качества стратегического управления в регионах. /5/ Экономика, основанная на знаниях приводит к преобразованию региональной экономической структуры и созданию межрегионального рынка капиталов.

Организационно-экономической формой межрегиональной коопера­ции все чаще служат не обычные корпорации, а межфирменные сети и та­кие новые региональные институты как логистические и информационно-маркетинговые центры. Современные информационные технологии позволяют развивать кооперацию даже тех регионов, которые непосредственно не граничат друг с другом. В межрегиональной экономике иерар­хия вертикального подчинения заменяется горизонтальными сетевыми связями, а торговля готовыми изделиями - совместной разработкой, производством и сбытом конечной продукции на основе устойчивого разделения труда.

Можно выделить следующие условия и факторы межрегиональной экономической интеграции:

- наличие у региона конкурентных преимуществ в той или иной
области;

- хозяйственная и финансово-налоговая самостоятельность региональной власти;

- развитие транспортно-логистической, коммуникационной, рыночной и социальной инфраструктуры, благоприятного делового и инвестиционного климата;

- развитие государственно-частного партнерства;

- создание региональной и межрегиональной инновационно-образовательной системы, обеспечивающей создание, освоение и коммерциализацию нововведений.

Специалисты Минэкономразвития лоббируют новую концепцию районирования: территория России разделяется на шесть зон — от «дискомфортных» (север) до «относительно комфортных» (юг России). В методике рассматриваются только физические факторы: низкие температуры, распространенность зоны вечной мерзлоты, высота снежного покрова, длительность зимнего периода, землетрясения. Когда речь идет о человеке, необходимо оперировать факторами, которые связаны со здоровьем, т.е. не только физическими, но и медико-биологическими /6/.

Межрегиональная экономическая интеграция требует от кооперирующихся регионов создания благоприятного инновационного климата, уровня квалификации кадров и соответствующего научно-технического уровня производства. В ряде публикаций рассмотрены организационно-экономические аспекты инновационного процесса в регионе, связанные с созданием регионального механизма устойчивого инвестиционного разви­тия.

Еще со времен плана ГОЭЛРО в России накоплен опыт формирова­ния региональных научно-технических программ. Он подвергся анализу и корректировке с учетом перехода от централизованного командного управления к рыночной экономике /7/.

Условия мирового рынка и мировой конкуренции оставляют мало шансов странам и регионам, имеющим в основе своей конкурентоспособности лишь природно-ресурсные, а не технологические преимущества. Конкурентоспособная страна и регион должны присутствовать на быстроразвивающихся рынках высокотехнологичных продуктов, поскольку дос­туп и закрепление на них — одна из основных задач эффективного вхожде­ния в глобальную экономику.

Для создания надежной информационной базы целесообразно в каждом регионе под эгидой администрации субъекта РФ создать аналитиче­ский центр с единой базой данных /8/. Эта база должна включать данные:

- статистических органов, включая формы региональной отчетности по финансовым, производственным, трудовым и ресурсным балансам;

- министерств (комитетов) по экономике, финансам, управлению
имуществом, научно-техническому развитию, конверсии, малому и среднему бизнесу, внешнеэкономическим связям региональной администрации;

- регионального ГУ Центробанка, налоговой инспекции, Управления казначейства РФ;

- регионально ориентированных подразделений федеральных органов;

- региональных отделений федеральных фондов технологического
развития, фундаментальных исследований, содействия малому бизнесу и предпринимательству, занятости, экологического развития, конверсии и т.д.;

- других региональных коммерческих и общественных структур,
располагающих информацией по научно-техническому и инвестицион­ному маркетингу и заинтересованных в се получении, включая РАН, бо­лее 40 других академий, Торгово-промышленные палаты и т.д.;

- данные специальных периодических исследований по мониторингу промышленных предприятий и НТО, научно-техническому и инвестиционному маркетингу, конкурсной оценке бизнес-планов, представленных региональному экспертному органу и т.д.

Среди форм интеграции с преимущественно государственным участием выделяется добровольное или инициированное государством (при хронической финансовой несостоятельности региона) объединение субъектов РФ, заключение межрегиональных инвестиционных соглашений, создание инновационных и инфраструктурных центров, особых экономических зон (ОЭЗ) на базе государственно-частного партнерства.

Проблемам региональной экономической безопасности посвящены специальные исследования /9/.

Принципиальное значение для межрегиональной интеграции имеет развитие государственно-частного партнерства, объединяющего ресурсы богатых и бедных регионов для совместных проектов.

В США проблема такого партнерства регионов была весьма острой в послевоенные годы, однако затем была решена путем законодательного закрепления за штатами, городами и местными общинами своих источни­ков доходов. Федеральные средства привлекаются лишь для реализации на данной территории государственных программ.

Важное значение для межрегиональной кооперации имеет автоном­ная база налогов. Ряд стран Азии (Ю.Корея, Таиланд, Турция, Малайзия и др.) предоставили местным властям право в установленных законом пре­делах вводить, отменять или изменять налоги на имущество, землю, дохо­ды и т.д. сообразно местным условиям. В ряде случаев это позволило ог­раничить неконтролируемый рост крупных городов и развить предприни­мательскую активность в небольших городах и поселениях со свободными трудовыми ресурсами, где размещаются филиалы компаний из других стран и регионов.

По зарубежному опыту долевое финансирование может осуществляться в четырех основных формах:

1.Венчурное — для программ приоритетных НИОКР (возврат вложений предусматривается лишь в случае успешного завершения проекта, в основном, за счет реализации соответствующих ценных бумаг).

2.Кредитное - для проектов и программ, завершающихся сооружением новых объектов, реализацией новых товаров и технологий (безус­ловный возврат вложений).

3. Ипотечное - для инвестиционных программ, направленных на развитие социальной инфраструктуры, оказывающей бесплатные или льготные услуги физическим и юридическим лицам (безусловный возврат вложений под залог городского имущества или доходов).

4. Лизинговое - для программ, предусматривающих использование
дорогостоящего импортного, а также отечественного оборудования.

В качестве объектов финансирования приоритетных инвестицион­ных проектов (ИП) на долевой основе с государственными органами вы­бираются проекты, удовлетворяющие следующим требованиям:

- обеспечивать существенный вклад в развитие перспективных отраслей производства и кластеров, направлений развития науки и техники и критически важных технологий, утвержденных решением парламента или региональных представительных органов (порядок выбора приори­тетов регулируется специальным нормативным актом), либо в реализа­цию государственных и региональных социально-экономических и на­учно-технических программ;

- выполняются с участием (в качестве генерального подрядчика)
организаций и учреждений, расположенных и зарегистрированных в России;

- пройти конкурсный отбор на основе представления и экспертной
оценки инвестиционных предложений и бизнес-планов (порядок их представления и оценки регулируется специальным положением).

Привлечение инвестиций в региональную экономику и создание инфраструктуры для их эффективного использования требует соединения функций инвестиционных фондов, банка развития и коммерческих банков региона, формирования базы данных об инвестиционных проектах и программах, создания в регионе таможенной зоны, строительства терминалов, логистических центров и высокоскоростных магистралей, создания биз­нес-центров.

При финансировании крупномасштабных инвестиционных проектов за счет средств бюджетов, российских и иностранных инвесторов инвестиционный банк выступает в качестве агента, а при предоставлении ино­странных кредитов и размещении ценных бумаг как финансовый посредник. Банк также выполняет функции агента по контролю за эффективно­стью использования инвестиций в регионе и соблюдением сроков их по­гашения, обеспечивает интересы компаний при приватизации промышлен­ных предприятий на инвестиционных торгах, при продаже залоговых обя­зательств, находящихся в собственности банка и т.д. Для развития межре­гиональной экономической интеграции банк оказывает содействие в про­работке инвестиционных проектов, поиске отечественных и зарубежных инвесторов, организации совместного финансирования проектов.

Сбалансированная налогово-бюджетная система региона снижает уровень налоговых изъятий у эффективных участников межрегиональной кооперации, хотя этому мешает отсутствие механизма разграничения со­вместной компетенции Федерации и ее субъектов в этой области.

В Италии по предложению местных ученых была разработана процедура плановых соглашений о совместном участии государства, местных властей и частных фирм в развитии инфраструктуры и других инвестици­онных проектах в депрессивных южных регионах (Калабрия, Сицилия, Сардиния), где ВРП на душу населения на 40% ниже, чем на Севере. Ко­митеты регионального планирования разрабатывают программы инвестиций отдельных зон на основе перехода от безадресных дотаций к целевым субвенциям и расширения сотрудничества развитых северных и депрес­сивных южных регионов.

Весьма интересен опыт Канады — второй по территории после Рос­сии страны мира, где 10 провинций и 3 федеральных территории на Севере самостоятельно принимают решения по вопросам налогообложения и внутреннего конституционного устройства, причем доходы от использова­ния природных ресурсов используются, в основном, на социальное разви­тие, образование и профессиональное обучение кадров.

В России межрегиональной интеграции в последние 15 лет препятствовал сепаратизм региональных властей, их стремление получить макси­мальный контроль над предприятиями, расположенными на территории региона. Курс на неограниченное расширение самостоятельности и суве­ренитета регионов, провозглашенный в 90-х гг., привел к резкому усиле­нию центробежных тенденций, к разрушению сложившихся кооперацион­но-технологических цепей и дроблению производственных комплексов, к существенному росту транзакционных издержек. Поддержка государством процессов рациональной региональной интеграции становится одним из необходимых шагов на пути к преодолению структурной раздробленности промышленных отраслей и комплексов, налаживанию устойчивых хозяй­ственных связей между предприятиями.

Список литературы

1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983.

2. Урекян С.А. Муниципальный менеджмент и региональная экономика. – Кишинев, 2002. - С.13-15.

3. Гладкий М.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. – СПб., 1998. – С.32.

4. Горецкая Е.О. Интеграция регионов России в международный инвестиционный процесс / Автореферат дис. … доктора экон. наук. – Краснодар, 2008.

5. Управление региональной экономикой /Г.В.Гутман, А.А.Мироедов, С.В.Федин; Под ред. Г.В.Гутман. - М: Финансы и статистика,2001.

6. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. Мысль- М.,-1969.

7. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации. – М., 2000. – 170 с.

8. Мироедов А.А. Совершенствование управления региональной экономикой на базе новой концепции его информационного обеспечения / Автореферат дис. … доктора экон. наук. – Иваново, 2007.

9. Гулькова Т.М., Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов России. – М., 2000.

References

1. Аlaev E.B. Social and economic geography: the Conceptually-terminological dictionary. – М: Thought, 1983.

2. Urekyn S.A. Municipal management and regional economy. – Kishinev, 2002. - С.13-15.

3. Smooth M. Н, Chistobaev A.I. Bas of a regional policy: the Textbook. – SPb., 1998. – С.32.

4. Goretsky E.O. Integration of regions of Russia in the international investment process / the Author's abstract dis. … doctors ekon. Sciences. – Krasnodar, 2008.

5. Management of regional economy / G.V.Gutman, A.A.Miroedov, S.V.Fedin; Under the editorship of G.V.Gutman. - M: the Finance and statistics, 2001.

6. Kolosovsky N.N. Тheor of economic division into districts. Thought - М,-1969.

7. Purpose-oriented programmes of development of regions: recommendations about perfection of working out, financing and realisation. – М, 2000. – 170 with.

8. Miroedov A.A. Perfection of management of regional economy on the basis of the new concept of its supply with information / the Author's abstract дис. … doctors экон. Sciences. – Ivanovo, 2007.

9. Gulkova T.M., Zenjakin V. E, Krukov V.V. Ekonomicheskaja's Hooks safety of regions of Russia. – М, 2000.