Каталог статей

Ильченко К.Е., Попова Н.И.

Креативный учет: мировой опыт

В последнее время в развитых странах мира проявилась тенденция крупных компаний к повышению их биржевой стоимости, необоснованной выплате повышенных дивидендов, завышению чистой прибыли. Это стало возможно в результате «креативного» подхода к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Сама по себе идея построения системы учета, обеспечивающей непрерывное генерирование финансового результата, весьма привлекательна. Но если бы не было никаких ограничителей, то свобода творчества в приукрашивании неизбежно сделала бы финансовую отчетность недостоверной. Поэтому изучение данной темы является актуальным.

Вопросам изучения креативного учета посвящено много исследований ученых разных стран, накоплен значительный опыт. В литературе креативный учет рассматривали М.Р. Мэтьюс,  М.Х.Б. Перера,  И.Р. Сухарев, Т.Н.Бабченко, Л.Н. Мякинина, Г.М. Азаренкова, О.М. Головащенко, И. О. Лукашова и многие другие.

К наиболее распространенным приемам креативного учета относят:

- списание расходов не на те счета учета, которые определены законодательством;

- операции по продаже одного и того же товара между компаниями по сговору в целях увеличения объема продаж;

- бартерные сделки по обмену услуг на акции, программное обеспечение или иные технологии, которые проводятся не по рыночным, а по договорным ценам и приводят к заведомому искажению доходов и прибылей данной компании;

- забалансовое финансирование, источники которого не отражены в балансе, искусственно улучшает структуру капитала, что, в свою очередь, позволяет привлекать дополнительное финансирование по более низким ценам [2].

Все перечисленные меры способствуют раздуванию на бумаге объемов продаж, доходов, а в итоге - рыночной стоимости предприятия. При этом руководители могут преследовать различные цели:

- улучшить перспективы развития компании;

- добиться любым способом высокой рыночной стоимости компании в целях извлечения выгод для себя через систему опционов и получения доходов от владения акциями.

На первом месте во многих случаях стоит наиболее очевидное желание оправдать ожидания инвесторов. В большинстве случаев действует простое правило: если опубликованные результаты соответствуют ожиданиям инвесторов, стоимость компании или доли компании повышается.

Креативный учет, по своей природе,  представляет собой выбор из всего числа альтернатив, которые предлагает  законодательство государства, для обеспечения  возможности формирования отчетности с учетом интересов управленческого персонала  компании.

Проведенные западными аналитиками социологические исследования, показывают, что отношение к креативному учету дифференцированно  по странам. В качестве базы сравнения были взяты две европейские страны - Испания и Великобритания. Исследование дало очень интересные результаты: отношение к легальности креативного учета, как инструмента бизнеса, оказалось примерно равным, а  отношение к разрешимости проблемы креативного учета в Великобритании и  Испании оказалось прямо противоположным.  91 % британских респондентов признали креативный учет неразрешимой проблемой, а в Испании этой же точки зрения придерживаются лишь 38 % опрошенных.

Чтобы ознакомиться с элементами креативного учета, рассмотрим пример учета основных средств  -  определение срока полезной службы актива. Согласно положениям МСФО (IAS) 16 «Основные средства», амортизируемая стоимость актива подлежит распределению на систематической основе на его срок полезной службы.

Для примера в таблице 1 приводится спектр вариаций установленных сроков полезной службы для самолетов и моторов, используемых в отчетности авиационных групп Lufthansa, BritishAirways и AirFrance – KLM [4].

Таблица 1

Сроки полезной службы для самолетов и моторов групп Lufthansa, BritishAirways и AirFrance–KLM

Компания

Метод амортизации

Срок полезной службы

Ликвидационная стоимость

Эффективный срок полезной службы

1

2

3

4

5

Lufthansa

Новые самолеты и моторы

Линейный

12 лет

15%

14 лет

BritishAirways

Флот

Линейный

18-25 лет

Величина ликвидационной стоимости отсутствует

От 3.9 до 4.9% в год или 20-27 лет

Моторы, используемы в контрактах

Линейный

18-25 лет

Величина ликвидационной стоимости отсутствует

От 3.9 до 4.9% в год или 20-27 лет

Расходы на капитальный ремонт моторов

Линейный

54-78 месяцев

Без ликвидационной стоимомсти

54-78 месяцев

AirFrance – KLM

Флот

Линейный

В среднем 20 лет

Без ликвидационной стоимомсти

В среднем 20 лет

Проанализируем  финансовую отчетность компаний в отраслях со значительными основными средствами.  В балансе сравнение раскрытой информации о сроках полезной службы с информацией о конкурентах дает пользователям финансовой отчетности первое представление о преследовании агрессивной политики учета в данной области. В приведенном примере, анализируя информацию, можно предположить, что из трех групп BritishAirways преследует наиболее агрессивную политику. Дополнительным фактом, раскрытым в последней опубликованной годовой консолидированной финансовой отчетности BritishAirways, выступает увеличение амортизационного периода расходов на капитальный ремонт моторов, используемых в определенных видах самолетов, с 54 до 78 месяцев, что уменьшает расходы на амортизацию в год на 32,5 млн. фунтов.

Для выявления возможных случаев агрессивной политики пользователями финансовой отчетности может быть  рассчитано соотношение годовых расходов на амортизацию и средней валовой балансовой стоимости основных средств, подлежащих амортизации. Рассчитанный показатель сравнивается с показателями предыдущих периодов и с показателями других компаний из той же отрасли.

Креативный учет, следовательно,   может привести к обману и введению в заблуждение внешних и внутренних пользователей финансовой отчетности.There are various ways to detect creative accounting.

В развитых странах Европы и США проблему бухгалтерских манипуляций решают путем повышения уровня профессиональной этики бухгалтеров и аудиторов. Активизация работ над созданием кодекса бухгалтерской этики, в первую очередь в США, знаменует собой попытку искоренить подобные злоупотребления силами самого учётного сообщества. В этом плане большой оптимизм у бухгалтерских ассоциаций вызывает опыт Новой Зеландии, где система бухгалтерских стандартов и законодательное регулирование учёта в совокупности с деятельностью саморегулирующихся организаций счетоводов предельно снизили возможности для использования технологий творческого учёта.

Следует также учесть, что развитие бухгалтерского учета идет по пути усложнения правил признания активов и обязательств, оценки и отражения фактов и явлений хозяйственной жизни. Конечно же, чем сложнее правила, тем легче их истолковать в нужном аспекте, спрятать искажающие записи и ввести в заблуждение,  как аудиторов, так и пользователей финансовой отчетности. Поэтому одним из направлений борьбы с фальсификацией финансовой отчетности, наряду с ужесточением мер ответственности, должно стать упрощение правил финансового учета и сокращение их до разумно необходимого объема.

На сегодняшний день в Украине существуют все необходимые условия для широкого применения методов креативного учета с целью формирования финансовой отчетности с учетом интересов управленческого персонала.  Действенным методом  защиты от манипулирования данными финансовой отчетности должна стать корректировка украинского законодательства.

Литература:

1. Голов С. Креативный учет — угроза профессии и обществу /

С. Голов // Бухгалтерский учет и аудит. - 2011. - №1. - С. 31 — 41

2. Заббарова О.А. Креативный учет и балансовая политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. Легенчук С.Ф. Креативний облік в національній системі бухгалтерського обліку / С.Ф. Легенчук // Міжнародний збірник наукових праць. Теорія та методологія бухгалтерського обліку, контролю і аналізу. Випуск 2(14) – 2009. – С. 88-101

4. Швир Ю.В. Креативный учет в системе МСФО / Ю.В.Швир // Корпоративная финансовая отчетность. – 2009. - №3.-  [Электронный ресурс].- Режим доступа: // [сылка более недоступна}