Каталог статей |
Жусупова Г.Б. Развитие приграничного муниципального образованияЛогика развития приграничных территорий с одной стороны определяется пограничной политикой конкретного государства, с другой – стихийно развивается и трансформируется под воздействием объективных региональных и глобальных процессов.В соответствии с официально принятой трактовкой пограничная политика представляет собою концептуально обоснованную совокупность мероприятий, направленную на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности государства в его пограничном пространстве. Как видим, принятая в России трактовка пограничной политики фактически подразумевает главной её целью достижение приемлемого уровня пограничной безопасности с первоочередным акцентом на защиту от угроз посредством мероприятий, осуществляемых властными (в первую очередь силовыми) структурами. Никакой экономической составляющей в выше приведенной трактовке нет. Это входит в определенное противоречие с экономическими интересами приграничных территорий. Позитивное развитие приграничных территорий, позволяющее им обрести не только "иммунитет" от негативных воздействий, но и импульс к развитию благодаря пограничному положению, пока не имеет достаточного концептуального обеспечения. По критерию характера взаимодействия инициатора предпринимаемых мер с сопредельной страной Голунов предлагает выделять три стратегии обеспечения пограничной безопасности: «отгораживание» от соседней страны, формирование совместной с ней системы охраны границы и создание общего пограничного пространства с «вынесением» внутренних для интеграционного объединения пограничных и таможенных барьеров вовне. Первая из упомянутых «моделей» представлена опытом тех стран (США, Израиля, Индии, Саудовской Аравии и некоторых других), которые отгораживаются от соседей пограничными барьерами, дабы предотвратить проникновение на свою территорию террористов и нелегальных мигрантов. Такой путь является, однако, весьма дорогостоящим и далеко не всегда эффективным: нарушители со временем могут найти способы преодоления барьеров и даже получить немалую выгоду от своей «специализации» в этой сфере. Кроме того, возведение пограничных барьеров в большинстве случаев не способствует налаживанию дружественных отношений и плодотворного сотрудничества (в том числе и в сфере пограничной безопасности) с сопредельными государствами. Как показывает проведенный анализ, строительство пограничных заборов более эффективно как мера против многочисленных и периодически повторяющихся атак боевиков с соседней территории и менее действенно в качестве средства борьбы с массовой нелегальной миграцией. Заграждения на границе, как правило, малоэффективны для борьбы с наркотрафиком (преступники имеют слишком много возможностей для маневра, включая контрабанду наркотиков через пропускные пункты) и потому специально для этой цели практически не применяются. Другую «модель» демонстрирует опыт Евросоюза, политика которого сочетает устранение пограничных барьеров внутри объединения с ужесточением пограничного режима на внешних рубежах (причем граничащие с ЕС страны активно втягиваются в трансграничное сотрудничество в разных сферах, включая безопасность) и постепенной абсорбацией источников миграции из «бедных» европейских стран, приезжие из которых сравнительно легко ассимилируются. Европейскому Союзу в процессе расширения удалось практически «стереть» те границы, которые еще в 1990-е годы были для него наиболее проблемными: в частности, германско-польскую границу. Это произошло потому, что ЕС сделал ставку на развитие самого тесного (хотя и неравноправного) сотрудничества со странами-кандидатами, фактически продиктовав стандарты реформ в экономической, правоохранительной и других сферах. В результате, пройдя длительный переходный период, государства бывшего соцлагеря вошли в пограничное пространство Евросоюза и приступили к охране его внешних границ. По всей видимости, подобная стратегия будет осуществлена и в отношении беднейших балканских стран, после чего главным источником нелегалов — нарушителей границ (другая часть нелегалов въезжает в Евросоюз на законных основаниях) для ЕС останутся Северная Африка и Ближний Восток. Управление общей пограничной политикой Евросоюза осуществляется, главным образом, посредством не централизованных механизмов, а внедрения и соблюдения единых стандартов пограничной политики, обмена опытом и информацией. В сотрудничестве с окружающими его (или лежащими на пути трафика наркотиков и нелегальных мигрантов) государствами ЕС, как правило, является более сильной стороной, которая может оказывать давление или делать заманчивые предложения (в том числе, относительно либерализации визового режима) в обмен на укрепление границ таких государств. Все эти меры не позволили, однако, Евросоюзу добиться решительных успехов в борьбе с наркотрафиком и проникновением нелегалов через границы: нарушители закона по-прежнему имеют слишком широкие возможности использовать их проницаемость. В этом отношении пограничная политика ЕС кардинально не отличается по своей эффективности от аналогичной политики США по отношению к их мексиканскому рубежу. Литература: 1. Егоров К.О. Территориальное стратегическое планирование социально- экономического развития. Самара, 2008.- № 7 (45). – С. 33-36 2. Географические науки и районная планировка. – М., 1980. С. 84 – 85.
|