Каталог статей |
Кальнаус З.Е. О взаимосвязи планирования и бухгалтерского учетаГрамотно выстроенная планово-бюджетная система (далее - ПБС) помогает менеджменту распределить ограниченные ресурсы между направлениями работы, видами продукции и услуг оптимальным образом.Вместе с тем, возникает необходимость не только установить плановые показатели деятельности, но и узнать, насколько же они достигнуты по итогам периода. На первый взгляд тезис о том, что необходимо сравнивать все запланированные показатели с их фактическим исполнением, является очевидным. Но на практике случаются ситуации, когда после постановки ПБС в компании, не представляется возможным "собрать" данные о фактическом исполнении планов и, соответственно, провести план-факт анализ, что сводит практически на ноль всю ценность процесса планирования. Источником фактических данных для планово-бюджетной системы могут являться системы бухгалтерского, управленческого или оперативного (производственного) учета. В большинстве случаев наиболее достоверным и полным источником данных является именно бухгалтерский учет. Итак, на основе реального
опыта, была смоделирована ситуация, иллюстрирующая возможные проблемы компании
в получении фактических данных для планово-бюджетной системы и проведении
план-факт анализа.
Рис. 1 Примеры некоторых управленческих отчетов компании, иллюстрирующих разрезы (аналитики) разработанные в рамках планово-бюджетной системы.
Однако, когда пришло время
проводить тестовый план-факт анализ, выяснилось, что бухгалтерская отчетность
ведется несколько в другом формате и что она не позволяет заполнить
управленческие формы отчетов фактическими данными.
Рис. 2 Примеры основных форм бухгалтерской отчетности
Приведем рекомендации для этапов построения (реорганизации) интегрированной планово-бюджетной системы. 1. Необходимо
понимать, что разработка планово-бюджетной системы - это, в первую очередь,
совместная работа всех заинтересованных служб компании, в том числе
бухгалтерии. Конструктивное взаимодействие с экономистами на этапе разработки
ПБС позволит облегчить работу самой бухгалтерии, хотя бы из-за снижения
количества отдельных запросов смежных отделов о предоставлении данных.
Поскольку все нужные аналитики будут уже предусмотрены в системе, будет
возможна автоматическая "выгрузка" отчетов. 2. В любом случае, необходимо максимально использовать существующие наработки (аналитики, разрезы) уже существующие в бухгалтерии. Поверьте, что не столь существенно, если планируемая статья будет называться так же, как и в бухгалтерском учете (например, "коммунальные услуги"). В этом случае не является продуктивным придумывание "новых" названий для одинаковых по своей сути и содержанию статей расходов ("водоснабжение и энергоснабжение" или "услуги по обеспечению хозяйственной деятельности"). Если же за основу для разработки управленческих справочников брать бухгалтерские аналитики, то будет снята еще одна проблема. Дело в том, что сотрудники всех служб будут одинаково понимать, что входит в ту или иную статью, и будут не нужны справочники соответствия бухгалтерских и управленческих статей, описание состава управленческих расходов и т.д. 3. Там где недостаточно существующих аналитик - необходимо логически "надстраивать" и дополнять систему бухгалтерского учета, например следующими путями: - внедрением единых для всех служб и филиалов справочников с описанием групп и отдельных статьей расходов, доходов, платежей, поступлений, инвестиций, контрагентов; - добавлением в бухгалтерский учет аналитики Центров финансовой ответственности. Если, например, при обработке первичного документа бухгалтера будут присваивать операции признак "ЦФО", то впоследствии экономисты могут выгружать данные в разрезе видов расходов/доходов и платежей/ поступлений в разрезе этих ЦФО. - при учете
"небухгалтерских операций" необходимо предусмотреть соответствующие
механизмы трансформации бухгалтерских данных в управленческие. Например, для
определения "внутренней выручки" филиала от оказания услуг другим
филиалам. Механизмы такой трансформации являются достаточно обширной областью
для анализа, которые представляется нецелесообразным в полном объеме
рассматривать в рамках текущей статьи. Таким образом, совместная и конструктивная работа планово-экономических служб и бухгалтерии будет являться одним из факторов успеха при построении планово-бюджетной системы. Литература: 1 . Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях. Алматы, 2007.- 476 с. 2. Кабылова Н.К., Доспалинова Ш.А., Оразалинов Е.Н. Бухгалтер (Основы бухгалтерского учета). Астана, 2008.- 368 с.
|