главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.э.н. Ергунова О.Т.

Чувашский государственный университет, Россия

Формирование механизма регионального маркетинга в условиях ресурсодефицитного региона

В современных условиях развития рыночных отношений в странах Европы особое место занимают экономические регионы как субъекты национальной экономики. Особенно актуально функционирование регионального маркетинга и его значимость в условиях ресурсодефицитного региона, когда региональный маркетинг становится частью регионального маркетингового бренда и основным инструментом инвестиционной привлекательности. Исходя из этого в рамках административных субъектов стран Западной и Восточной Европы существует сложившаяся на сегодняшний день система регионального маркетинга, которая в силу ряда субъективных причин и предпосылок имеет разные уровни развития и различные задачи по совершенствованию. В настоящее время региональный маркетинг не является основной целевой задачей региональных органов власти, что привело в итоге к неструктурированности самого подхода по организации регионального маркетинга, размытости целей и задач регионального маркетинга территории на уровне управления регионом, что привело к дублированию функций, несистемности в проведении различных мероприятий по представлению региона во внешней среде, несовершенству регионального брендинга, что в целом снижает конкурентоспособность региона и уменьшает его инвестиционную привлекательность.

Не отрицая существование функций и задач регионального маркетинга в неявной форме в системе управления региональным развитием, на сегодняшний день становится необходимым более систематизировать процессы регионального маркетинга и комплексно представить весь процесс функционирования регионального маркетинга как механизма реализации функций регионального маркетинга на основе процессного подхода.

Для формирования такого механизма стало необходимым использовать методологию системного подхода в части системной организации объекта, применяя методы функционально-структурного проектирования. Для определения множества функций, необходимых для реализации целей и задач маркетинга территории, применим такой инструмент, как декомпозиция, осуществляемая по пространственно-временным признакам.

Исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы, касающейся системных инструментов и методов, а также формирования процессов моделирования динамической системы [1, 2], для формирования структуры и состава элементов механизма развития регионального маркетинга применены следующие этапы, представленные в виде системного алгоритма:

1. Определение целей и задач этапов регионального маркетингового цикла.

2. Декомпозиция целей и задач по этапам.

3. Представление декомпозиционного множества функций РМС и их структуризация по направлениям:

4. Агрегирование функций на микро- и макроуровнях.

5. Формирование связей и отношений в рамках модульного представления агрегированного состава функций (полиморфологизация функций).

6. Процессное представление механизма функциоинрования регионального маркетинга.

Реализация такого подхода на каждом этапе маркетингового цикла позволит создать объективную функциональную картину и сформировать задачи и цели каждого элемента механизма функционирования регионального маркетинга. В рамках этого этапа определяются цели механизма, что в итоге сводится к определению целей механизма регионального маркетинга в целом.

Используя методологию системного подхода в целях формирования объективного механизма, представим межрегиональный рынок и процессы, в нем происходящие, в виде однополярной схемы взаимодействия исследуемого рынка и внутренней среды, представленной в виде совокупности таких же субъектов рынка. Таким образом, отношения субъектов рынка на межрегиональном уровне сводим к отношению между рынком и внешней средой. При такой постановке модель отношений на межрегиональном уровне определяет необходимость формирования адекватного механизма регионального маркетинга, реагирующего на изменения внешней среды. В свою очередь, данный механизм должен определять направления и методы, инструменты регионального маркетинга в соответствии с постоянно меняющимися условиями внешней среды.

Таким образом, данный подход определяет сущность механизма регионального маркетинга с позиции развития последнего, т.е. регионального маркетинга исходя из того, что независимо от того, какие условия доминируют на рынке в настоящее время - позитивные или негативные, региональная экономика, преодолевая их, тем не менее находится в стадии развития и постоянного совершенствования. Исходя из такой постановки вопроса, в свою очередь, механизм регионального маркетинга как один из аспектов региональной экономической системы также должен ориентироваться на постоянное развитие в соответствии с целями и стратегией развития региональной экономики.

Литература:

1. Асанов А.З. Введение в математическое моделирование динамических систем: учеб. пособие / А.З.Асанов. – Казань: Изд-во Казанского Государственного университета, 2008. – 220 с.

1. Бабурин В. Л. Географические основы управления: курс лекций по экономической и политической географии: учеб. пособие / Бабурин В. Л., Мазуров Ю. Л. - М.: Дело, 2000.- 288 с.

2.Кадышев Е.Н. Проектирование интегрированной системы управления организацией на региональном уровне. – М.: Гелиос АРВ, 2000. - 210 c.