главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||
А. Л. Айвазов Совершенствование использования финансовых ресурсов в системе здравоохранения субъектов РФВ статье рассматриваются основные пути совершенствования финансирования рынка медицинских услуг в Краснодарском крае. Показана актуальность вопроса эффективной организации финансирования здравоохранения, особенности процессов реформирования системы здравоохранения. Обозначены основные экономические проблемы финансирования здравоохранения Краснодарского края. Говорится о необходимости оптимального разделения финансовых рисков между страховщиками и государством в сфере деятельности системы здравоохранения. Annotation The article considers the main ways of financing medical service’s market perfection in Krasnodar region. Author describes actuality of effective financing health protection organization, peculiarity of reformation process of domestically health protection system. Also he emphasizes basic economic problems financing of health protection. Optimal combinations of insurance and department Krasnodar region in financing health protection system activity are necessary. Ключевые слова Рынок, медицинские услуги, система здравоохранения, реформирование, финансирование, экономические проблемы, финансовый риск, конкурентноспособность. Key words Market, medical service, health protection system, reforming, financing, economic problems, financing risk, competition. Главенствующим направлением экономики региона является обеспечение людей средствами существования и поддержание необходимых людям условий существования. Основным условием существования человека служит его здоровье, поэтому поддержание здоровья людей правомерно рассматривать как одну из определяющих задач экономики. Основными функциями, выполняемыми администрацией Краснодарского края в сфере здравоохранения, являются: 1. Регулирование деятельности субъектов здравоохранения 2. Производство медицинских услуг 3. Финансирование оказания медицинской помощи населению В настоящее время источниками финансового обеспечения охраны здоровья населения Краснодарского края являются: 1. государственное финансирование; 2. страховые взносы обязательного медицинского страхования; 3. страховые взносы добровольного медицинского страхования; 4. финансирование национального проекта «Здоровье»; 5. платные услуги; 6. безвозмездные взносы и спонсорство. Эти источники должны обеспечивать адекватное финансирование медицинской помощи, лекарственного обеспечения и бытовых услуг учреждений здравоохранения в соответствии с утвержденными финансовыми нормативами в объеме и на условиях государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи. Основная масса финансовых ресурсов поступающих в здравоохранение Краснодарского края составляют страховые взносы работодателей (единый социальный налог) через федеральную систему налоговых сборов (ФСНС) и платежи муниципальных образований за неработающее население в Федеральный фонд ОМС (рисунок 1).
Средства собранные Федеральным фондом ОМС (ФФОМС), аккумулируются и перераспределяются по территориальным фондам ОМС (ТФОМС) регионов Российской Федерации в зависимости от их социально-экономического развития. В свою очередь Территориальный фонд ОМС Краснодарского края полученные средства от Федерального фонда ОМС перераспределяет на оплату медицинской помощи в соответствии с утвержденным в установленном порядке комплексным планом, содержащем объёмные и финансовые показатели деятельности здравоохранения муниципального образования, т.е. муниципальным заказом – заданием каждого конкретного лечебно-профилактического учреждения всех уровней оказания медицинской помощи[1]. За счет средств ОМС финансируется территориальная программа ОМС, которая включает в себя первичную медико-санитарную, в том числе неотложную, и специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Краснодарского края На основании этого, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Краснодарского края осуществляет финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным подушевым нормативам. По данным на 01.01.2010г. в Краснодарском крае действуют пять страховых медицинских организаций: ОАО СМО «Сибирь», ЗАО МСК «Солидарность для жизни», ООО «Росгострах-Краснодар-Медицина», ООО «МСК г.Краснодара – Медицина» и ООО СК «ВСК-Милосердие» Страховые медицинские организации, действующие на территории Краснодарского края, выполняют следующие основные функции: • организация и финансирование обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой и договорами обязательного медицинского страхования; • осуществление контроля за объемом, сроками и качеством оказываемых медицинских услуг. Средства, поступившие от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с заключенным страховой медицинской организацией договором, носят целевой характер и используются на оплату медицинских услуг, формирование резерва по оплате медицинских услуг и финансированию предупредительных мероприятий, оплату расходов по ведению дела, в том числе на оплату труда работников медицинских страховых организаций по нормативам, установленным территориальным фондом. Таким образом, страховые медицинские компании финансируют медицинские учреждения, участвующие в системе ОМС из средств предоставляемых федеральным и территориальным фондами ОМС, т.е. государственными средствами. При этом за каждой страховой медицинской организацией на конкурсной основе закреплены определенные районы и города Краснодарского края. Таким образом, «передавая» средства от государства (ФФОМС и ТФОМС) в государственные муниципальные медицинские учреждения, частные страховые медицинские организации получают в свое личное пользование, так называемые расходы на ведение дела, около 1,5% от суммы перечисленных средств[2].
Рисунок 2 – Динамика показателей финансирования медицинских организаций и расходов на ведение дела страховых организаций. Таким образом, из рисунка 2 видно, что работающие на территории Краснодарского края страховые медицинские организации в 2008 году перечислили в ЛПУ края около 25,5 млрд. рублей. Из них, 388 млн. рублей государственных средств, которые собирались фондами ОМС на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС остались в страховых медицинских организациях на ведение дела, а это годовое финансирование здравоохранения муниципального образования с численностью населения около 200 тыс. человек[3]. Как показывает практика, средств на финансирование системы здравоохранения, согласно утвержденной территориальной программой ОМС часто не хватает. В данной ситуации СМО оформляет субвенцию в ТФОМС на разницу между плановыми и фактическими показателями деятельности субъектов ОМС, не являясь носителями данных финансовых рисков совместно с фондами ОМС[4]. В результате этого, финансирование территориальной программы ОМС через страховые медицинские организации носит убыточный характер, что свидетельствует о неэффективном использовании ограниченных финансовых ресурсов в сфере здравоохранения Краснодарского края. В сложившейся ситуации наиболее приемлемое решение для совершенствования системы финансирования здравоохранения – превращение страховщиков в носителей финансовых рисков. Они должны разделить ответственность с фондами обязательного медицинского страхования за отклонения фактических расходов на медицинскую помощь от плановых расходов, определяемых Краснодарским ТФОМС на основе дифференцированного норматива финансирования страховых медицинских организаций. В свою очередь, СМО оплачивают медицинскую помощь не только в пределах средств, полученных от государства, но и за счет собственных источников. Их неспособность уложиться в установленный порядок финансирования повлечет за собой прямые экономические потери. Создание системы разделения финансовых рисков должно проходить в несколько этапов. Поначалу финансовая ответственность СМО за незапланированные расходы на медицинскую помощь будет минимальна – около 3% совокупных финансовых рисков. Необходимо опасаться того, что высокие финансовые риски страховщиков могут усилить их стремление к отбору здоровых контингентов застрахованных, чьи расходы ниже. Но по мере активизации деятельности страховщиков процент финансовых рисков через 10 лет может составить 50-60% от незапланированных расходов системы здравоохранения. Страховые компании, существующие, и те, которые только собираются участвовать в системе здравоохранения должны будут предоставлять в Краснодарский ТФОМС стратегический план развития на 10 лет. Примерный механизм такого стратегического планирования представлен на рисунке 3.
В современных условиях, когда существующие источники финансирования здравоохранения не могут обеспечить медицинские учреждения финансовыми средствами в достаточном объеме, данное изменение в деятельности СМО позволит снять финансовую напряженность в системе здравоохранения Краснодарского края, за счет привлечения дополнительных источников финансирования из средств страховщиков, а также повысить заинтересованность и конкурентоспособность СМО на рынке медицинских услуг Краснодарского края. Реализация механизма приведенного на рисунке 3 обеспечит прогресс в реконструкции материально-технической базы медицинских учреждений края, увеличит приток качественных специалистов в систему здравоохранения. Первым этапом будет обучение и переквалификация врачей общих практик, т.е. специалистов первичного звена. Следующим этапом обеспечение данных специалистов местом работы, что повлечет за собой строительство нового или модернизацию уже действующего лечебно-медицинского учреждения первичного звена. И последний этап должен характеризоваться строительством нового лечебно-диагностического центра профилактики заболеваний. Все этапы преобразования системы здравоохранения будут сопровождаться увеличением принятых на себя страховыми медицинскими компаниями финансовых рисков, связанных с перевыполнением запланированной стоимости медицинских услуг, оказанных медицинскими учреждениями Краснодарского края. Вследствие этого, возложение финансовых рисков от незапланированных расходов системы здравоохранения на страховые медицинские организации сократит количество действующих страховщиков, т.е. останутся те которые смогут действительно обеспечить эффективное развитие здравоохранения в Краснодарском крае. Библиографический список 1. «Порядок выполнения государственных заказов- заданий учреждениями здравоохранения по территориальной программе ОМС Краснодарского края» Протокол заседания краевой комиссии №2 от 25.09.2007г. 2. Закон Краснодарского края от 29.12.2008г. №1880-КЗ «О бюджете краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год» 3. Форма федерального статистического наблюдения №62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению Краснодарского края за 2008г» 4. www.Kubanoms.ru – официальный сайт Краснодарского территориального фонда ОМС Bibliographical list 1. “Form realization state order – assignment a health protection system on territorial program of medical insurance of Krasnodar region” Protocol of session commission №2 on 25.09.2007. 2. Low of Krasnodar region ON 29.12.2008 № 1880 – KZ “About budget of Krasnodar territorial medical insurance fund on 2009” 3. Form of federal statistic supervision № 62 “Information about financing medical assistance nations of Krasnodar region on 2008” 4. www.Kubanoms.ru – official web of Krasnodar medical insurance fund | |||||||||||||||