< <Разновидности штриховых кодов
Товароведение (Кушнир И.В.)

Разновидности штриховых кодов

Имеются несколько видов кодов, среди которых наиболее распространенными являются европейские коды типа EAN и американские типа UPC. Коды EAN в зависимости от числа знаков символов подразделяют на EAN-8, EAN-13 и EAN-14. При нанесении штрихкода на товар или на его внутреннюю упаковку применяют тринадцати– или восьмизначные символы Международной ассоциации товарной нумерации EAN (EAN-13 и EAN-8), а также американские универсальные коды UPC. Для маркировки транспортной упаковки используют символы кода EAN-13 и EAN (ITF)-14. Коды EAN-14 имеют более крупные размеры, чем EAN-13 и не требуют высококачественной печати. Однако, если товар продается покупателю вместе с упаковкой, применяют только коды EAN-13, так как код EAN-14 не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазинах.

Классификация штриховых кодов по структуре: дискретные: знаки разделены межзначными интервалами; непрерывные: знаки-разделители отсутствуют; двунаправленные: можно считывать в двух направлениях – слева направо и справа налево.

Номер штрихового кода EAN-13 включает:

  • первые 2 (3) знака – код банка данных организации, зарегистрировавшей предприятие-изготовитель и товар (выдавшей товарный номер);

последующие:

  • 5 (4) знаков – код предприятия, производящего или реализующего товар;
  • 5 знаков – код товара;
  • 1 знак (последний) – контрольная цифра рассчитывается путем арифметических операций и предназначена для проверки правильности считывания (сканирования) штрихового кода.

Правила нанесения штрих-кода:

  1. требования к размеру штрихового кода: минимально возможные размеры кода – 21,0 х 30,0 мм; максимальные – 52,5 х 74,6 мм.
  2. цветовое исполнение: цвет штрихов может быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; в качестве фона рекомендуется применять белый цвет, но можно также использовать желтый, оранжевый и светло-коричневый. Красный и желтый тона для печатания штрихов не применяют, так как они не различаются сканером.
  3. размещают штриховой код на задней стенке упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм
  4. на каждой упаковке размещают лишь один код EAN или UPC, однако, если товар зарегистрирован в двух ассоциациях, в противоположных концах упаковки наносят два кода.

Нанесение штрихового кода на товар или его упаковку: полиграфический способ: высокое качество печати обеспечивают оригинал-макеты (мастер – фильмы), изготавливаемые специализированными фирмами; в виде самоклеющихся этикеток, ярлыков и т.д.

Оборудование для считывания штрихового кода:

  1. стационарные и портативные лазерные сканеры позволяющие считывать штриховой код на различных расстояниях от товара: от 60 см до 5—6 м;
  2. кассовые терминалы, оснащенные системами считывания штрихового кода;
  3. оптические контактные считыватели в виде ручек, карандашей, лазерных пистолетов и др.


Кушнир И.В. Товароведение