Каталог статей

Сулеманова Э.Р.

Проблемы введения в России налога на недвижимость

Сейчас граждане платят налог на имущество физических лиц, ставки которого установлены НКРФ в пределах от 0,1% до 2% от стоимости имущества, которую определяет Бюро технической инвентаризации (БТИ). Для предприятий существует схожий налог на имущество организаций. Кроме того, организации и физические лица платят земельный налог, величина которого с 2006 года исчисляется от кадастровой стоимости земельного участка. Налог на имущество физических лиц, земельный налог зачисляются в местный бюджет, а налог на имущество организаций – в региональный бюджет. Но такая система несовершенна: стоимость объектов недвижимости для налогообложения часто значительно отличается от реальной рыночной. Из этого следует, что бюджеты недополучают существенные суммы налогов. Для решения этой проблемы предлагается ввести налог на недвижимость, который включал бы в себя оба налога. Введение этого налога соответствует политике государства по снижению количества взимаемых налогов.

Препятствием к введению нового налога является отсутствие критериев оценки объектов недвижимости. Из трех методик оценок: инвентаризационная, кадастровая, рыночная – наиболее оптимальна кадастровая оценка. Инвентаризационная стоимость далека от реальной оценки недвижимости, следовательно, суммы налоговых поступлений ничтожны. Рыночная стоимость часто бывает «вздута» спросом на те или иные объекты недвижимости. Кадастровая стоимость гораздо ближе к рыночной, но в отличие от нее более объективна и не имеет склонности к резким скачкам.

Также проблемой является отсутствие эффективных механизмов защиты интересов малоимущих граждан, которые, очевидно, могли пострадать в результате такой реформы. Можно ввести необлагаемый минимум налоговой базы. Нельзя забывать и о пенсионерах, военных, инвалидах и других категориях граждан, которым должны быть предоставлены льготы. Но льготы необходимо четко разграничить, чтобы не было злоупотреблений со стороны налогоплательщиков.

Еще одной проблемой является необходимость реформирования системы органов Роснедвижимости и БТИ, скорее всего путем их объединения и создания нового учреждения. Естественно, это потребует значительных затрат бюджетных средств на повышение квалификации персонала, на разработку и внедрение новых методик оценки и другие подобные расходы.

Что касается принадлежности к уровню бюджета, то данный налог должен быть местным. Но возникает вопрос: как будут компенсироваться суммы  налога на недвижимость организаций в региональный бюджет. Это возможно лишь через механизм межбюджетных отношений. Сейчас большинство муниципальных образований не в состоянии самостоятельно существовать за счет своих средств и являются дотационными. Так введение налога на недвижимость было бы существенной поддержкой муниципалитетов, и данные средства могут быть направлены на финансирование муниципальных программ и развитие коммунальных инфраструктур. Относительно ставок налога на недвижимость можно воспользоваться примером налога на имущество, то есть, установить в НКРФ минимальную и максимальную границу ставки налога, а муниципалитеты уже смогут сами решать, какую ставку можно ввести на своей территории.

Возможность получения дополнительных финансовых ресурсов наиболее актуальна в условиях нынешнего мирового финансового кризиса, поэтому с введением налога на недвижимость тянуть нельзя.