Каталог статей

Смирнова Г.П.

Использование экономико-математических методов при формировании стратегии инновационного развития

Анализ зарубежного опыта в области управления системами инновационного развития свидетельствует о современных тенденциях, характеризующихся   ориентацией на глобальную стратегическую интеграцию и установление вертикальных и горизонтальных связей между отдельными субъектами,  регионами, странами.  (1)

Во многих развитых странах, благодаря государственной политике,  проводимой государственными органами управлениями, развитому правовому  обеспечению, различным  формам прямого и косвенного государственного регулирования инновационных процессов,  достоверной информации  о состоянии научно- технического,  промышленного потенциала и системы поддержки инновационной деятельности, сформированных рынков интеллектуальных продуктов и др.,  сложились «живые», т.е. постоянно функционирующие, «инновационные системы». Развитый сетевой маркетинг, надежная система экспертизы, а также готовность бизнеса включиться в инновационный процесс способствует оперативному продвижению перспективных научных и научно-технических новшеств в практические процессы.

Как свидетельствует наша  практика, в  стране не сложилась национальная инновационная система содействия инновационному развитию на всех уровнях управления, хотя предпринимается немало мер в этом направлении. Но все они, как правило, имеют фрагментарный характер.  Поэтому бытует мнение, что имеющиеся научные заделы не востребованы.  Сказанное не означает, что этой проблеме не уделяется внимания в нашей стране. На многих порталах и сайтах (РАН, УРО РАН, СО РАН и др.) размещается  информация о научных результатах и научно- технических достижениях.  Но, на наш взгляд,  эта информация имеет пассивный характер.    Актуальным становится создание системы продвижения имеющихся новшеств в процессы модернизации во всех сферах жизнедеятельности регионов и  производства конкурентоспособной продукции и услуг. Особо острой  эта проблема становится в регионах с высокой концентрацией научно- технического, образовательного и промышленного потенциала.                          

Для решения этой проблемы предлагается провести в регионах аудит состояния инновационного потенциала, которым они могут располагать. В результате аудита формируется информационная система, включающая следующие информационно-коммуникационные банки:  I-ый банк «Научный потенциал»  содержащий информацию о научных и  научно- технических   новшествах в формате проектов их практической реализации в качестве предложений науки; II-ой банк«Потребности в  научных и научно- технических новшествах» представляющий    множество вариантов модернизации в различных сферах жизнедеятельности региона в формате бизнес- планов; III-ий банк «Ресурсная поддержка инновационной деятельности», содержащий  информацию об инновационной инфраструктуре, структурированной по видам ресурсов и разнообразным формам и способам  поддержки в том числе функции   федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Эти информационные банки могут служить основой для  подбора подходящих  альянсов (пар):    предложения науки – потребности практики  с  обозначением требующегося ресурсного обеспечения. В результате формируется  IV–ый  (ИКБ) путем объединения научных проектов и бизнес- планов. В результате  складывается множество потенциальных  стратегических инновационных проектов, часть из которых может послужить основой для формирования инновационной стратегии региона.  Из  сформированного множества следует  выбрать наиболее перспективные инновационные проекты для включения их в Стратегию инновационного развития региона. Сложность задачи состоит  в ее многокритериальности, что  можно преодолеть путем использования  экономико-математических методов для  определения наиболее эффективных инновационных  проектов с     многокритериальностью  решения задачи с учетом разных сроков начала и завершения проектов, с эффективностью  использования имеющихся во временном пространстве ресурсов, увязывающих потребности разных проектов.

Рассмотрим математическую постановку задачи.  (5) Пусть  стратегическое планирование  предусматривается на дискретные периоды времени t=1,2,…, T, которые мы будем называть годами. Тогда  N - множество инновационных проектов, представленных определенными субъектами их реализации, которые  нумеруются индексом  j= 1,2,…n.  В процессе реализации стратегической программы в это множество могут включаться новые более эффективные  инновационные проекты.  Каждый  проект имеет свои сроки начала и окончания. При целесообразности сроки реализации инновационных проектов  могут сдвигаться. Осуществление  проекта j  в периоде t дает эффект cjt.. Для нормальной реализации jго  проекта  (j=1,2,. . . . ,n)   в каждом периоде требуется вполне определенное  количество ресурсов   aij, где  i -  номер ресурса (i=1,2,..m).      Для  каждого года t  известно  наличие   ресурсов :  bb2,…bm..Обозначим через  xjt  искомую интенсивность функционирования  j –го   проекта в t-ом году. Решение должно быть целочисленным, т.е. принимать значение  xjt = 1 (проект осуществляется) или   x ijt =0 (проект не осуществляется). С учетом всех введенных обозначений для рассматриваемого периода задача заключается в определении значений  всех  xJ (j=1,2,....,n), при которых достигается  максимум суммарного эффекта:

                                                                      (1)

при условиях

                                                                (2)

                                                               (3)

                                                                  (4)

                                                                                     (5)

Представленная модель имеет базовый характер. На самом деле предусмотрено решение  Т  задач (по количеству лет планирования) с «цепочным зацеплением», обеспечивающим преемственность и сохранение целостности реализации каждого проекта. Задача динамическая, дискретная, целочисленная, решаемая методами линейного программирования. Она может решаться как многокритериальная с различными критериями (другие могут учитываться в ограничениях). Ее особенность состоит еще и в том, что в нее включается информационно-поисковый блок для комплектации инновационных проектов. Для решения разных конкретных задач ее постановка может модифицироваться. Решение задач методами линейного программирования позволяет получать при решении двойственных задач  двойственные оценки ограничивающих условий и область их устойчивости. Эти оценки показывают, в пределах каких значений увеличение на единицу ресурса увеличит эффективность решения задачи.  Это означает, что предоставляются широкие возможности варьировать ресурсами.  Аналогично имеется возможность сдвигать сроки начала и завершения проектов, т.е. передвигать проекты в более благоприятное для них с позиции конечных целей и обеспечения ресурсами временное пространство.

В результате решения задачи определяются наиболее эффективные стратегические  инновационные проекты, ориентированные на достижение заданных целей по периодам и на предусмотренный горизонт инновационной стратегии. Отобранные проекты включаются в инновационную стратегию. В результате формируется стратегия по программно - целевому принципу с полным обеспечением реализации целостного инновационного проекта  для достижения ожидаемых результатов создается мониторинг за ее исполнением и  для ее корректировки. 

Литература

1. А. Боровская, Т.В. Морозова, Т.В. Федосова.  Основные тенденции в управлении инновационно- ориентированным взаимодействием экономических  субъектов:мировой опыт 2009 г. [сылка более недоступна}

2. Корбут А.А. Модели внедрения нововведений на предприятиях отрасли// В кн.: А.А. Корбут, А.Н. Ляпунов «Оптимизационные модели социально-экономического развития региона» (препринт научного доклада). Л., 1987, с. 6-17.