главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
К.с.н. Авилова Ж.Н. НИУ «Белгородский государственный университет», Россия Развитие инновационной среды: региональный аспектВ современных условиях реализация всего комплекса стратегических целей развития государства и регионов связана с инновационным типом развития, заключающемся в преимущественном использовании достижений науки для обеспечения экономического роста и развития человеческих ресурсов. Это предполагает непрерывность и целенаправленность реализации инновационной политики, создания оптимальной инновационной среды, формирования инновационной инфраструктуры. Организация инновационной деятельности в регионе предполагает сочетание принципов рыночной самоорганизации и государственного регулирования в пределах, не ограничивающих свободу научного и инновационного творчества. Формирование эффективных механизмов федеральной и региональной инновационной политики предполагает использование различных интересов субъектов рынка, что невозможно без создания единого информационного, финансового и инновационного пространства (среды), определяющего не только возможности простого воспроизводства, но и устойчивость хозяйствующих субъектов в перспективе. В настоящее время, в целом ряде российских регионов начинает активно осознаваться необходимость формирования политики инновационного развития, совершенствования ее правового сопровождения, при формировании региональных стратегий находят поддержку концепции инновационного развития, инвестирования, концентрации ресурсов на реализации высокоэффективных инновационных проектов. Инновационная среда Белгородской области, характеризующая готовность социально-экономической системы к инновационным преобразованиям, отражает уровень развития и результативность функционирования ее основных компонентов – региональных институтов, инфраструктуры, бизнеса и социума, и является предпосылкой успешной реализации национальных и межрегиональных инвестиционных проектов в сфере нанотехнологий. В правовом аспекте инновационная среда Белгородской области создается на основе ряда нормативных и программных документов федеральных органов государственной власти: Федеральный закон от 19 июля 2007 года № 139-ФЗ «О российской корпорации нанотехнологий»; Президентская инициатива от 24 апреля 2007 года № Пр-688 «Стратегия развития наноиндустрии»; Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 года № 498 «О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы»; остановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», а также программных и нормативных документов органов государственной власти Белгородской области: Постановление правительства Белгородской области от 18 января 2010 года № 9-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие наноиндустрии в Белгородской области на 2010 – 2014 годы»; Закон Белгородской области от 1 октября 2009 года № 296 «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области»; Стратегия социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года; Закон Белгородской области от 13 ноября 2003 года № 96 «О науке и научно-технической политике в Белгородской области»; Постановление губернатора Белгородской области от 29 августа 2008 года № 103 «Об образовании Совета по инновационной политике при губернаторе Белгородской области»; Постановление правительства Белгородской области от 25 января 2010 года № 28-пп «О финансировании проектов фундаментальных исследований». В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие наноиндустрии Белгородской области на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением правительства Белгородской области 18 января 2010 года № 9-пп, в качестве мер поддержки реализации инвестиционных проектов в сфере наноиндустрии предусмотрено предоставление государственных гарантий, налоговых льгот, грантов субъектам инновационной деятельности в сфере нанотехнологий. Высокая инновационная активность региональной власти, реализующих полномасштабных комплекс мер по развитию инновационной деятельности, на фоне позитивной бизнес-активности населения способствует формированию устойчивого спроса на высокотехнологичную продукцию и создает условия для инновационного развития экономической системы. В целом, инновационный потенциал Белгородской области, как интегральная характеристика уровня развития основных элементов региональной инновационной системы, значительно превышает средний уровень Центрального федерального округа и Российской Федерации в целом. Вместе с тем развитие региональной инновационной системы сдерживается недостатком финансовых институтов и площадок для обмена информацией, низкой обеспеченностью объектами трансфера технологий и прототипирования продукции, необходимыми для поддержки инновационных коллективов на ранних стадиях инновационного цикла. К числу ограничений, не позволяющих максимально эффективно использовать потенциал региональной инновационной системы необходимо отнести следующие: 1. Недостаток квалифицированных научных и управленческих кадров в сфере наноиндустрии. 2. Низкий уровень коммерциализации разработок наноиндустрии, несбалансированность инновационной инфраструктуры. 3. Недостаточная координация между субъектами региональной инновационной системы. 4. Низкая инновационная активность предприятий области. 5. Низкий уровень спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию. 6. Ограниченность финансовых ресурсов. 7. Недостаточная популяризация нанотехнологий в обществе. В целях повышения эффективности развития инновационной среды правительство Белгородской области разработало и реализует комплекс мер по стимулированию инновационной активности в регионе, в том числе путем создания благоприятного климата для разработки, привлечения и реализации инвестиционных проектов в сфере высоких технологий. С этой целью реализуется ряд мер государственной поддержки инновационной деятельности на территории Белгородской области: 1. Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам; 2. Государственные гарантии инновационным предприятиям; 3. Гранты субъектам инновационной деятельности в сфере нанотехнологий; 4. Фонд поддержки инновационной деятельности; 5. Подготовка промышленных площадок для реализации инновационных проектов; 6. Финансовая поддержка инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства; 7. Финансовая поддержка малых инновационных предприятий; 8. Льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, в части арендной платы предприятиям; 9. Льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, в части подключения к энергосистемам; 10. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности в сфере нанотехнологий; 11. Система информационного обеспечения инновационной деятельности в сфере нанотехнологий. С целью комплексного развития инновационного потенциала региона Постановлением губернатора Белгородской области от 19 августа 2010 г. N 60 сформирована Межведомственная комиссия по развитию наноиндустрии в Белгородской области, на которую возложена функция системного интегратора инновационного развития по направлениям: кадровое обеспечение; информационно-аналитическое обеспечение; финансовое обеспечение; нормативно-правовое обеспечение; консультационная поддержка; мониторинг. Особое внимание при этом уделяется развитию научно-образовательных субъектов инфраструктуры инновационной деятельности региона. На данный момент, инфраструктура инновационной среды Белгородской области представлена, в первую очередь: 1. учебными заведениями: Белгородская Государственная Сельскохозяйственная Академия (БелГСХА); Белгородский Государственный Университет (БелГУ); Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова); Старооскольский технологический институт «Национальный исследовательский университет «МИСиС» (СТИ НИТУ МИСиС), Школа менеджмента «Бирюч»; 2. организациями, функционирующими в сфере коммерциализации научных разработок: технопарк БелГУ; технопарк БелГСХА; инновационно-технологический центр при БГТУ им. В.Г. Шухова; инновационный бизнес-инкубатор при БГТУ им. В.Г.Шухова; инновационно-технологический центр «Трансфер»; центр инновационных технологий; Инновационный бизнес-инкубатор ОГУ «БРРИЦ»; Промышленный парк «Северный»; Научно-инновационный образовательный центр в области наносистем в строительном материаловедении; 3. информационно-консалтинговыми структурами: Региональный центр интеллектуальной собственности при БелГУ; ОГУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр»; Автономная некоммерческая организация «Белгородский инновационно-технологический центр «ТРАНСФЕР» ОГУ «Инновационно-консультационный центр АПК»; Центр инновационного консалтинга БелГУ. Особое место в инфраструктуре инновационной деятельности региона занимает создающаяся инновационная зона – региональный центр инноваций «Аврора-Парк», который является первым шагом в направлении формирования белгородской интеллектуально-инновационной системы «Ковчег». Развитие инновационных деловых центров в «Аврора-Парке», планируется осуществлять по следующим основным направлениям: агробиотехнология, высокотехнологичная медицина, развитие городской среды и управление городами, энергоэффективные технологии, высокотехнологичное профессиональное обучение, межрегиональная логистическая интеграция, информационные и медиатехнологии, а также культурное взаимодействие славянских стран. По мнению ученых, у Белгородской области есть потенциальные точки инновационного роста во всех сферах. Такой спектр объектов инновационной инфраструктуры в регионе создает условия, необходимые для реализации высокотехнологичных проектов, ускоряющих процесс диффузии инноваций. Уже сейчас доля организаций инновационной инфраструктуры Белгородской области в общем числе организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, превышает среднероссийское значение более чем в два раза. На базе ВУЗов Белгородской области в агропромышленном, горно-металлургическом, медико-биологическом комплексах, промышленности строительных материалов созданы профильные инфраструктурные объекты, в том числе: научно-образовательные центры – «Наноструктурные материалы и нанотехнологии», «Наноструктурные конструкционные материалы», «Керамические и композитные материалы»; Центр коллективного пользования «Диагностика структуры свойств наноматериалов» и др. Базовыми элементами, входящими в региональную инфраструктурную систему, являются объекты инновационной инфраструктуры на базе БелГУ и БГТУ им. В.Г. Шухова, созданные с целью увеличения доли коммерциализируемых технологий в сфере наноиндустрии. Белгородский государственный университет имеет опыт руководства инновационными консорциумами и способен обеспечить трансфер наукоемких технологий в производство посредством создания на своей базе пояса внедрения из компаний малого и среднего бизнеса. На данный момент уже создан ряд малых инновационных предприятий в которых успешно осуществляется трансфер инновационных технологий, созданных при поддержке белгородских ученых: ООО «Геомонитор-БелГУ», ООО «Наноапатит», ООО «ТермоЭНЕРГИЯ БелГУ», ООО Общество с ограниченной ответственностью «Наносорбент-БелГУ», ООО «Металл-деформ», ООО «Научно-производственное предприятие «Энергетические и информационные технологии» Белгородского государственного университета, ООО «Центр дистанционного обучения «ПЕГАС-САРАНСК», ООО «Научно-производственный центр «Пегас-БелГУ», ООО «Научно-технологический центр «Строительные технологии БелГУ», ООО «МАТРИЦА-БЕЛГУ», ООО «Флора-БАВ», ООО «Электронные системы БелГУ». Инфраструктурная система области в будущем будет расширена в результате взаимодействия правительства Белгородской области с зарубежными венчурными фондами, создания технопарка в сфере металлургии, формирования сети инновационно-технологических центров. Реализация образовательных спецпроектов по переподготовке государственных служащих позволит повысить качество управления региональным инновационным развитием. Значительный научно-технический потенциал, сформированный на базе ВУЗов региона, высокая инновационность экономики, а также инновационная активность населения и органов власти определяют широкие перспективы развития наноиндустрии в Белгородской области. Литература: 1. Закон Белгородской области от 1 октября 2009 года № 296 «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области». 2. Постановление правительства Белгородской области от 18 января 2010 года № 9-пп «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие наноиндустрии в Белгородской области на 2010 – 2014 годы». 3. Матвиенко С.В. Теория и методология развития региональной экономики на инновационной основе: Автореф. дис. … д.экон.наук. — Санкт-Петербург, 2008. 4. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006. - 280 с. 5. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010–2019 годы. |