Каталог статей | ||||||||
Манакина В.А., Цупова И.В. Внедрение управленческого учета на основе усовершенствования системы информацииВ современных условиях хозяйственная деятельность организаций, даже, несмотря на динамичное развитие, осуществляется в условиях конкуренции и нарастающей неопределенности бизнес-ситуации, неясности и неуверенности в конечных результатах. Именно поэтому перед организациями объективно возникает постановка задачи по-новому решать проблему выживания и развития, создавать механизмы, дающие возможность принимать скоординированные и эффективные управленческие решения.На сегодняшний день актуальность этой темы состоит в том, что современная экономика немыслима без эффективного управления. Успех управления во многом определяется эффективностью принятия интегрированных решений, которые учитывают самые разносторонние факторы и тенденции динамики их развития. Важная категория интегрированных решений – система обработки информации предприятия. Цель написания работы – это определение значимости внедрения управленческого учета на предприятии на основе обработки информации для повышения эффективности работы компании, учреждения или организации. Система обработки данных должна быть организована так, чтобы обеспечивать получение общих и детализированных данных по итогам работы, позволять легко определять тенденции изменения важнейших показателей, обеспечивать оперативное получение информации, что позволит выполнять точный и полный анализ данных. Задачи, решаемые при создании системы подготовки информации для принятия управленческих решений, находят свое отражение в управленческом учете. Перед предприятием стоит задача организации такого учета [1]. Бизнес-деятельность представляется в виде информационного потока, протекающего во времени и пространстве. Современный бухгалтерский учет как система финансового, управленческого и налогового учета формирует основную часть данного информационного потока. Таким образом, бухгалтерский учет обеспечивает количественной информацией процесс принятия и реализации управленческих решений [2]. В условиях неопределенности и ужесточения конкуренции эффективное управление информацией превращается в важнейший фактор сохранения предприятием своих позиций на рынке и повышения его конкурентоспособности. Принятие решений для каждого экономического субъекта связано с неопределенностью, возникающей вследствие недостатка информации. Неотъемлемой чертой принятия управленческих решений (как экономических, так и любых других) служит недостаточно полное знание обо всех имеющихся возможностях и факторах, способных повлиять на результаты решений. Информация же выступает именно средством решения этой неопределенности, средством упорядочения экономического видения в условиях рыночного хаоса. Собственно информация – понятие, прямо противоположное термину «неопределенность». Помимо термина «информация» в экономической теории фигурирует понятия «данные» и «знания». Под данными обычно понимают сведения, представленные в определенной знаковой системе и на определенном носителе для обеспечения их хранения, передачи, приема и обработки и необязательно несущие смысловую нагрузку. Информация же – это сведения, имеющие смысл для конкретного пользователя информации (в нашем случае это предприятие). Если какие-либо данные обладают смысловой ценностью для конкретного предприятия и способствуют снижению неопределенности в условиях соответствующей среды, то они являются для нее информацией. Значит, информация – это набор данных (сведений), несущий содержательный характер, являющийся результатом интеллектуальной деятельности человека или группы людей, обладающий определенной ценностью для потребителя этих сведений в свете возможности снижения неопределенности при принятии решения [3]. В ходе своей деятельности любая компания регистрирует значимые для нее события. Это не только финансовые или хозяйственные соглашения, операции, а принятие или увольнение сотрудника – это также важное событие, в особенности, если работник хороший специалист, смена технологии изготовления продукции и т.д. Необходимо вести строгий учет этих событий для правильных принятий решений на предприятии в будущем. Управленческий учет – это процесс идентификации, оценки, сбора, анализа и интерпретации информации, необходимой руководству и менеджерам для планирования, оценки и контроля деятельности компании. Одной из задач управленческого учета является формирование управленческой отчетности, которая предназначена для внутренних пользователей и используется для принятия решения по управлению бизнесом. Особенностью управленческой отчетности является то, что большая степень детализации часто бывает излишней, поскольку управленческий учет рисует бизнес большими штрихами и поэтому для него допустимо использование неполной информации. Пользователь управленческого отчета должен иметь возможность трансформировать форму предоставления информации исходя из нужд ее анализа. Форма отчета является вторичной, первичной является сама информация, содержание и качество которой обуславливает качество отчета как такового [4]. Логично предположение, что, чем более специфичен информационный ресурс, тем целесообразнее его использование на предприятии, так как он менее доступен другим предприятиям. Специфическая управленческая информация чаще всего связана с особенностями системы управления конкретного предприятия: собственные методы, управленческие разработки и наработки, возникшие внутри предприятия и наиболее эффективные при использовании именно на нем. Получение технической информации, технических разработок и ноу-хау, произведенные внутренними источниками предприятия, способствуют повышению его конкурентоспособности [3]. Управленческий учет на предприятии – это получение массива информации для принятия управленческих решений. Но эта информация является полезной и принятой только при условии: она должна быть вовремя и качественной [4]. Каков поток информации, вид ее, объем, сколько времени прошло после события, насколько правдив поток информации, кому это тоже известно, играет важную роль при получении информации на предприятии и принятие на ее основе дальнейших решений [5]. Информация не должна зависеть от субъективных решений. Право на такие решения имеет управленческий персонал, но принимать их нужно на основе объективных данных. Эта информация должна быть легко модернизированной с точки зрения формы ее предоставления, она должна быть адресной [4]. Подход к обработке информации как к производственному процессу широко принят специалистами по автоматизации систем организационного управления. Считается, что рационализация информационного процесса с распространением на него элементов производственной деятельности (нормирование, технология) повышает эффективность управленческого труда. Именно поэтому одним из основных показателей эффективности работы предприятия является его продуктивность, что обеспечивается качеством, количеством и скоростью обработки информации. Любая организация обрабатывает информацию для выработки двух видов «продукции»: информации (данных, документов, речевой информации) и решений (оперативных и стратегических). Организация получает начальную (входящую) информацию в различных видах: документы, доставляющие информацию в виде слов и цифр; речевая информация по телефону; данные от ЭВМ, часто в электронной форме. Конечная (исходящая) информация вырабатывается в таких же видах. Производственный цикл организации может включать перекомпоновку информации, объединение данной информации с другой, накопление информации. Анализ деятельности предприятий позволяет классифицировать задачи, решаемые предприятием. Грамотно обработанная и систематизированная информация является в определенной степени гарантией эффективного управления производством, а отсутствие достоверных данных может привести к неверному управленческому решению и, как следствие, к серьезным убыткам [1]. Под объектами системы управленческого учета понимают значимые для бизнеса тематические сущности, относительно которых принимаются решения на основе информации. Объекты системы управленческого учета обязательно должны быть систематизированы и упорядочены, ведь система управленческого учета намного шире, чем финансовые данные. Поэтому систематизировать объекты системы управленческого учета по аналогии с учетными бухгалтерскими книгами нельзя. Метод в системе управленческого учета можно определить как способ обработки данных для получения управленческой информации. Субъекты системы управленческого учета определяются как службы (подразделения), к функциональным обязанностям которых входит обеспечение сбора, трансформации, визуализации информации, сопровождение соответствующих технологических систем и служб (подразделений), которые используют управленческую информацию для принятия решения. Сегодня все тенденции ведут к необходимости обеспечения полноценной технологической инфраструктуры системы управленческого учета, структуру которой можно представить в виде таблицы 1. Наличие полноценной технологической инфраструктуры системы управленческого учета гарантирует бесперебойное функционирование системы. Она является абсолютно необходимой в случае создания системы управленческой информации в промышленных масштабах [4].
Таблица 1 Технологическая архитектура системы управленческого учета
Таким образом, можно отметить, что в условиях острой конкуренции обладание ценными информационными ресурсами является серьезным условием стабильного развития предприятия и эффективного управления им. Данные о финансовом состоянии предприятия, отчетность, состояние и наличие конкурентов, текущее положение на рынке, маркетинговая информация, сведения о поставщиках и клиентах, внутрифирменная информация – все эти информационные ресурсы обладают безусловной ценностью. Своевременное изучение информационных потребностей предприятия позволяет значительно повысить эффективность управления [3]. Таким образом, система управленческой информации – это сложная совокупность объектов и субъектов управленческого анализа, инструментов и методов обработки данных, технологий формирования и визуализации информации, регламентации и сопровождения информационных потоков. Эту систему необходимо внедрять на предприятиях для принятия правильных управленческих решений, для повышения эффективности работы самого предприятия, для повышения его конкурентоспособности на современном рынке, а также для принятия рациональных управленческих решений. Важным условием при этом является то, что информация, полученная предприятием, должна быть проверенной в ее достоверности, правильно и логически обработанной, систематизированной, иначе неправильное управленческое решение может привести предприятие к убыткам.
Литература: 1. www.home-money.org 2. Бойцова Н., Суворова С. Методические аспекты стратегического управленческого учета затрат строительного производства // Проблемы теории и практики управления. – 2006 . − № 5. - С.57 – 63. 3. Попов Е., Коновалов А. Управление издержками производства и потребления информации // Проблемы теории и практики управления. – 2007. − № 2. - С. 16 − 25. 4. Романченко О. Управлінський облік і система управлінської інформації // Вісник НБУ – 2008. - № 6 (червень). - С. 15 – 18. 5. Момот А.И., Горчакова Е.Н. Совершенствование элементов информационного обеспечения технического контроля на примере компонента «фиксация» // Экономика промышленности. – 2006. − № 3 (34). - С. 105 – 111. | ||||||||