главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

к.э.н. Остапенко Е.А.

Ставропольский государственный аграрный университет, Россия

Инвестиционная привлекательность региона

Укрепление рыночных отношений обуславливает необходимость поиска рациональных экономических механизмов привлечения ресурсов в развитие территориально-производственных комплексов и социальной сферы. Основу создания таких механизмов составляет инвестиционная привлекательность регионов, отраслей, хозяйствующих субъектов.

Следствием высокой степени привлекательности территории должно стать повышение социально-экономической результативности функционирования регионального воспроизводственного комплекса.

Интенсивность привлечения инвестиций зависит от многих факторов, которые условно можно структурировать следующим образом. Первую группу формируют объективные характеристики для размещения инвестиций, т.е. инвестиционный потенциал территории, который складывается из следующих составляющих: трудовой, потребительской, инфраструктурной, производственной, финансовой, инновационной, институциональной, природно-ресурсной.

Вторая группа – показатели характеризующие, экономическую динамику социальной сферы и институциональные факторы. Данная группа характеризует вероятность возникновения инвестиционных рисков, т.е. опасность полной или частичной потери инвестиционных ресурсов, что особенно опасаются зарубежные инвесторы.

Основным инструментом управления процессами вложения средств в экономику региона должна стать территориальная инвестиционная политика, реализуемая региональными и муниципальными органами власти.

Формирование региональной инвестиционной политики должно основываться на определенных принципах:

Принцип 1 – государственность. Инвестиционный процесс в предпринимательской деятельности должен осуществляться под воздействием государства и в соответствии с его интересами.

Принцип 2 – разделение полномочий. Инвестиционный процесс в предпринимательстве должен осуществляться на четко законодательно закрепленном разделении полномочий между органами федеральной и региональной власти.

Принцип 3 – единовластие. В целях эффективного целенаправленного управления инвестиционными процессами в предпринимательстве следует сконцентрировать функции регулирования процессами инвестиционной деятельности в одном органе власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Принцип 4 – реальность и обоснованность. Инвестиционная политика в предпринимательстве должна быть реальной и обоснованной, и основываться на определенных программах.

Принцип 5 – синергичность и эффективность. Одной из важнейших целей воздействия государства на инвестиционный процесс обеспечения высокой эффективности в виде создания синергитического эффекта.

Принцип 6 – стратегическая целеустремленность. Разработка и реализация государственной стратегии инвестиционного процесса в качестве составного блока социально-экономического развития региона.

Принцип 7 – научность. Воздействие государства на инвестиционный процесс должно строиться на научной основе.

Принцип 8 – системность. Системный подход является основанием разработки мер воздействия государства на инвестиционную деятельность в предпринимательстве.

Принцип 9 – оптимальность планирования. Инвестиционный процесс должен носить оптимальный характер и быть сбалансированным по ресурсному обеспечению и этапам реализации.

Принцип 10 – ресурсная обеспеченность. Инвестиционный процесс должен исходить из оценки ресурсной обеспеченности с учетом возможного ее приумножения посредством соединения.

Принцип 11 – экономическая заинтересованность. Государственное воздействие на инвестиционный процесс должно сосредоточиваться на организации экономических интересов предпринимательских структур.

Принцип 12 – информированность. Необходимо обеспечить информированность об инвестиционной деятельности предпринимательских структур в регионе.

Принцип 13 – экономическое стимулирование. Необходимы экономические меры стимулирования притока инвестиций в предпринимательские структуры региона.

Принцип 14 – государственный контроль. Инвестиционный процесс не может осуществляться без государственного контроля.

Принцип 15 – внешняя дополняемость. Внешнеэкономические связи с другими странами – это важный фактор в развитии инвестиционного процесса в предпринимательской деятельности.

Из изложенного следует, что концепция региональной инвестиционной политики предусматривает создание эффективного и конкурентного рынка капиталов, системы управления его движением, что является важным условием привлечения новых инвестиций, их расширения в интересах подъема экономики региона.

Литература

1. Кузьменко, В.В. Инвестиционная привлекательность в системе региональной экономической политики / В.В. Кузьменко // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 2. – С. 16-18.

2. Остапенко Е.А. Формирование благоприятной предпринимательской среды в санаторно-курортном бизнесе (на материалах Кавказских Минеральных Вод): автореф.дис…..канд.экон.наук / Е.А. Остапенко. – Ставрополь, 2008. – 25 с.