Каталог статей

Соломенцева Л.А., Драницкая К.Г.

Проблемы сбыта строительной продукции

Деятельность строительных предприятий на современном этапе рыночных преобразований предполагает реструктурирование всех функциональных сфер, в том числе сферы сбыта готовой продукции. Особую остроту приобретает организация эффективной сбытовой деятельности строительного предприятия, которая предусматривает учет покупательной способности потребителя; инфляции; конъюнктуры рынка; принятие оптимальных организационно-экономических решений.

В настоящее время сбыт строительной продукции принимает форму коммерческо-правовых и информационно-финансовых коммуникаций, при которых товародвижение выступает в качестве продвижения строительной продукции на рынок. Маркетинговая стратегия продвижения строительной продукции во многом обусловлена функциональной ролью строительства в воспроизводственном цикле и трансформацией производственно- экономических отношений в строительном комплексе в условиях реформирования отечественной экономики. При разработке маркетинговой стратегии продвижения необходимо исходить из следующих предпосылок: успех строительного предприятия зависит не только от рациональной организации производства, снижения издержек, эффективности использования ресурсов, роста производительности труда и других организационных и производственных факторов, но прежде всего, от его умения приспособиться к внешней среде, включая запросы потребителей, конкуренцию товаропроизводителей, каналы распределения и товародвижения.

 В конечном счете, стратегия и тактика маркетинга нацелены на удовлетворение платежеспособного спроса потребителей, что само по себе не может быть эффективно обеспечено без стимулирования сбыта строительной продукции [1].

К особенностям продвижения строительной продукции как товара на рынке недвижимости можно отнести следующие:

· вновь созданная строительная продукция на рынке сбыта сразу же попадает в серьезную конкурентную среду вторичного рынка недвижимости;

· строительная продукция может быть продуктом отложен­ного потребления, когда потребитель довольствуется имеющим­ся у него продуктом либо обращается на вторичный рынок за товаром худшего качества, намечая в перспективе приобретение другой недвижимости;

· строительная продукция ориентирована на длительное пользование, вследствие чего покупатель редко обращается на рынок за новым продуктом, чаще его будут интересовать улуч­шения продукта — ремонт, модернизация, реконструкция;

· локальная закрепленность продукции делает рынок подряд­ных работ локальным и его развитие может осуществляться только в совокупности с социально-экономическим развитием региона, в котором определены перспективы создания рабочих мест, благоприятные рекреационные условия и т.п.;

· производственно-коммерческий цикл создания строительной продукции продолжителен, поэтому необходима четкая процеду­ра финансирования, учет фактора времени, наличие информации, дающие возможность довести объект до завершения; длитель­ность производственно-коммерческого цикла требует также тща­тельного обоснования проектных решений, которые сократили бы риск морального старения продукции;

· требования к новизне строительной продукции в условиях рынка высоки, особенно если создается новое производство, кото­рое должно быть конкурентоспособным;

· создание каждой единицы продукции требует вовлечения большого числа участников, организация вступает в деловые от­ношения с целой группой новых партнеров, что является допол­нительным источником риска.

Можно отметить, что специфические особен­ности строительной продукции способны оказывать влияние, с одной стороны, на ее реализацию, а с другой - на деятельность проектных и строительных фирм как хозяйствующих субъек­тов, как при формировании активов, так и при производстве стро­ительной продукции. Практически ни одна из особенностей стро­ительного продукта не создает преимуществ для успешного функционирования на рынке по сравнению с другими производствами, а лишь делает проблемы подрядных фирм многоаспектными и более сложными [2].

Таким образом, сбытовая деятельность строительного предприятия характеризуется рядом организационно-экономических аспектов, выступающих одновременно конкретными целями его стимулирования. Маркетинговый успех строительного предприятия в долгосрочном периоде становится возможен при организации и проведении мероприятий по стимулированию сбыта строительной продукции. Достижению этой цели отвечает реформирование управления первичными звеньями строительного комплекса по пути усиления его стимулирующего воздействия на сбытовую деятельность с позиции закономерностей и принципов рыночной экономики.

Литература:

1. Терентьев А.Р.  Маркетинг в инвестиционный-строительной компании в современный условиях // Экономика строительство. – 2003. – № 12.

2. Асаул А. Маркетинговые аспекты деятельности строительной организации // Маркетинг. – 2002. – № 1.