главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Д.э.н. Крутова И.Н.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия

Современная практика региональных фондов ЕС

Наиболее значимые региональные фонды Европейского союза (ЕС) находятся под юрисдикцией Генерального директората региональной политики (ГД). Его миссией является достижение экономической, социальной и территориальной однородности путем снижения различий в уровне развития регионов и стран ЕС. Как следствие, данная политика благотворно влияет на показатели экономического развития союза в целом.

Для осуществления миссии ГД реализуется выравнивающая политика, направленная на продвижение конкурентных преимуществ и преференций в области занятости населения. Деятельность ГД направлена на софинансирование инфраструктурных проектов, развитие информационного общества, распространение «ноу-хау», поддержку инвестиций в человеческий капитал, стимулирование межгосударственной кооперации. Посредством реализации указанных задач, в ЕС решаются проблемы регионов, испытывающих трудности из-за проведения структурных реформ, достигается устойчивый рост показателей экономического развития. Политической подоплекой в ЕС в данной связи является реализация принципа солидарности стран - участников.

Для осуществления миссии и задач ГД, в его ведении находятся три основных фонда денежных средств:

- Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), деятельность которого осуществляется во всех странах – членах ЕС с самыми низкими показателями ВВП на душу населения путем софинансирования инвестиций;

- Фонд единства (ФЕ) софинансирует инвестиционные проекты в области транспорта и окружающей среды в странах-членах ЕС с показателями ВВП менее 90 % от среднего по ЕС уровня;

- Фонд денежных средств, получивший название Инструмент помощи странам-кандидатам на членство в ЕС (ИП), способствует развитию транспортной инфраструктуры и улучшению экологической ситуации;

Кроме того, ГД реализует свою политику посредством финансовых ресурсов следующих фондов и организаций:

- Европейского фонда солидарности (ЕФС), немедленная деятельность которого осуществляется в случае природных и техногенных катастроф;

- Координационной группы по вопросам периферийных регионов (КГПР);

- Программы мира (ПМ), в соответствие с которой проводятся финансовые вливания в Международный фонд Ирландии.

Таким образом, в целом, деятельность ГД направлена на реализацию эффективной структурной политики, инструменты которой доступны гражданам ЕС и приносят им выгоды, направлены на создание условий для успешного расширения ЕС.

Кроме того, региональными фондами в ЕС являются:

- Европейский социальный фонд (ЕСФ), деятельность которого сфокусирована в четырех ключевых областях:

- рост и адаптивность трудящихся и предприятий,

- обеспечение доступности трудоустройства и найма на рынке труда,

- усиление социального участия людей с ограниченными возможностями путем борьбы с дискриминацией и обеспечения доступности рынка труда,

- продвижение партнерства в области реформы трудоустройства и социального участия;

- Европейский сельскохозяйственный гарантийный фонд (ЕСГФ), действует в рамках Единой аграрной политики ЕС (ЕАП);

- Европейский сельскохозяйственный фонд сельского развития (ЕСФСР), также действует в рамках ЕАП;

- Европейский фонд рыболовства (ЕФР), учрежден на программный период 2007 - 2013 гг. в рамках законодательного акта ЕС № 1198/2006 от 27 июля 2006 г.

В настоящее время в ЕС действует программный бюджет, все бюджеты региональных фондов планируются и исполняются в рамках программно-целевого метода.

Программный бюджет структурных фондов ЕС реализуется, начиная с 2000 г. в рамках пятилетнего плана развития 2000 - 2006 гг. В 2009 г. действовало 718 программ. В странах и регионах – членах ЕС с высокими показателями эффективности исполнения программ, началась подготовка по их свертыванию. Однако в контексте мирового финансового кризиса, в частности в рамках пакета мер по его преодолению, Европейская Комиссия приняла решение о продлении большинства программ на шесть или двенадцать месяцев. С целью достижения поставленных в программных документах задач было продлено действие 385 программ.

В дополнение к программам структурной перестройки, действовавшим в 2000 - 2006 гг., на период следующего пятилетнего плана 2007 - 2013 гг. Европейской Комиссией было предложено к исполнению 434 программы (317 программ ЕФРР, 117 программ ЕСФ) на сумму 270,0 млрд. евро.

Таким образом, деятельность структурных фондов ЕС является развитой, важной и неотъемлемой частью функционирования наднациональной системы управления в Европейском сообществе.

Литература:

  1. 21ST Annual Report On Implementation Of The Structural Funds (2009). Brussels: European Commission. – 2010. 13 p.
  2. Annual Report On The Instrument For Structural Policies For Pre-Accession (ISPA) 2009. Brussels: European Commission. – 2010. 17 p.
  3. www.europa.eu