Каталог статей |
Абдуллаева Т.К., аспирант Алиева П. А. Логистический подход к совершенствованию управления материально-техническим обеспечением строительных предприятийВ современных условиях развития экономики, в условиях жесткой конкуренции, в котором находится Россия сегодня, довольно актуальным стал вопрос об экономии и рациональном использовании материальных ресурсов.Материально-техническое обеспечение является формой распределения средств производства на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями непосредственно или через посредника. Оно в значительной мере предопределяет результативность строительного производства, оказывая непосредственное воздействие на использование производственных фондов, ритмичность производства строительно-материальных ресурсов, себестоимость, производительность труда, продолжительность строительства и другие показатели. Строительство по своим организационным, техническим и экономическим характеристикам объективно отличается от других отраслей. Специфика отрасли заключается: - в отсутствии серийного производства однотипной продукции (в отличие от промышленности), а также в возведении на одной площадке различных типов зданий и сооружений, что обуславливает состав материальных ресурсов, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ в зависимости от назначения сооружаемых объектов; - в изменении количества и ассортимента потребных материалов, конструкций, изделий по отдельным периодам применительно к соответствующему этапу сооружения объекта; - в неравномерности объемов выполняемых строительных работ по периодам года под влиянием климатических условий, вследствие чего наблюдаются существенные различия в потреблении материалов и изделий в течение года; - в рассредоточении объектов строительства на большие расстояния от центра управления, что предопределяет трудности в организации обеспечения строек; - в изменении дислокации строительных организаций в связи с переходом строителей с одной площадки на другую, что вызывает необходимость создания временных складских помещений и изменения схем перевозок материальных ресурсов Строительство как система воспринимается в первую очередь через материально-техническое обеспечение стройки. Для того чтобы построить любые здания и сооружения, необходимы в нужном количестве строительные материалы, конструкции и изделия, сырье и технологическое оборудование и др., которые предусмотрены проектом на строительно-монтажные работы. Процесс организации строительного производства предусматривает четкую поставку этих ресурсов в заданном объеме, указанные сроки и соответствующего качества. Материально-техническое обеспечение строительства включает систему служб, обеспечивающую нормальную работу строительно-монтажных организаций путем использований возможностей промышленно-производственного и инфраструктурного звеньев существующей материально-технической базы. Под материально-технической базой строительства понимают систему предприятий и хозяйств, включающую как сами строительные организации, так и предприятия, их обслуживающие. Обычно в такой системе выделяют три звена: · Строительно-монтажное звено включает строительно-монтажные организации, непосредственно осуществляющие строительство. · Промышленно-производственное звено (база стройиндустрии) обеспечивает строительно-монтажное звено "сырьем", т.е. строительными материалами изделиями и конструкциями. Это предприятия-производители продукции, потребляемой стройкой: карьеры по добыче песка, щебня, заводы по производству сборных железобетонных изделий, кирпича, промывочно-сортировочные заводы, растворо-бетонные и асфальто-бетонные узлы, предприятия (мастерские) по изготовлению арматуры, опалубки, столярных изделий, сантехнических изделий и т.д. · Инфраструктурное звено (вспомогательная база) обеспечивает взаимодействие и нормальную работу строительно-монтажного и промышленно-производственного звеньев. В него входят в основном предприятия, не производящие продукции, а выполняющие те или иные технические услуги. Это предприятия по обслуживанию и ремонту строительных машин, склады, транспортные предприятия, организации, обеспечивающие производственно-технологическую комплектацию материалов и конструкций, посредники в приобретении материалов, рабочие поселки для строителей и организации, обеспечивающие нормальные социально-бытовые условия, инженерные коммуникации, к инфраструктурному звену часто относят организации, ведущие профессиональную подготовку и переподготовку кадров. В общем случае материально-техническое обеспечение строительства включает следующие сферы деятельности: · систему снабжения стройки материалами, конструкциями, изделиями; · производственно-технологическую комплектацию, т.е. выбор последовательности поставок, распределение их по объектам, увязку с принятой технологией СМР; · складирование и хранение материалов и изделий; · инструментальное хозяйство и служба технологической оснастки; · ремонтно-механические службы; · транспортное хозяйство. Основными функциями материально-технического обеспечения строительного производства являются: · обеспечение строительных потоков необходимым сырьем, полуфабрикатами и деталями; · хранение, обработка и подача сырья по заявкам потребителей – строительно - монтажных организаций; · обеспечение инструментами, приспособлениями и ремонт технологического, энергетического, транспортного и другого оборудования, уход и надзор за ними, постоянное подержание оборудования в рабочем состоянии; · обеспечение предприятия электрической и тепловой энергией, сжатым воздухом и водой; перемещение грузов внутри площадки и вне ее; проведение всех погрузочно-разгрузочных работ. Система материально-технического обеспечения включает поставки материальных ресурсов для государственных нужд, оптовую торговлю технологическим оборудованием, строительными материалами, конструкциями и деталями, торговлю строительными материалами, конструкциями и деталями через систему строительных бирж, торговых домов и посреднических предприятий В современных условиях материально-техническое обеспечение строительных организаций направлено на: · своевременное обеспечение строительного производства необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества; · улучшение использования ресурсов: повышение производительности труда, фондоотдачи, обеспечение ритмичности строительных процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций и другие показатели; · анализ организационно-технического уровня строительного производства и качества строительно-монтажных работ (услуг) своей организации и у конкурентов, позволяющих разработать предложения по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции — зданий и сооружений (услуг) и др. Для этого в строительной организации необходимо постоянно выполнять следующие работы: · проведение маркетинговых исследований рынка поставщиков строительных материалов, конструкций, изделий, полуфабрикатов и др. оказание услуг). Выбор поставщиков рекомендуется осуществлять исходя из следующих требований: наличие у поставщиков лицензии и достаточного опыта работы в данной области, высокий организационно-технический уровень производства, надежность и прибыльность работы, обеспечение конкурентоспособности выпускаемых строительных материалов и др., приемлемая их цена, простота схемы и стабильность их поставок; · нормирование потребности в конкретных материально-технических ресурсах; · разработка организационно-технических мероприятий по снижению норм и нормативов расхода материально-технических ресурсов. Рассмотрение строительного комплекса в целом и составляющих его компонентов позволяет сделать вывод, что строительство можно отнести к системе, включающей совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных потоков. Основными из них являются: потоки информации, материально-технических и финансовых ресурсов. Для достижения необходимых результатов по сокращению сроков строительства зданий и сооружений, улучшению их качества с приемлемыми затратами в первую очередь требуется оптимизация и рационализация указанных и других экономических потоков. В строительных организациях и предприятиях строительной индустрии экономическими потоками можно считать взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы движения собственных и привлеченных ресурсов для достижения их целей. Развитие системы материально-технического обеспечения строительства предусматривает создание такой организационной структуры и экономического механизма управления ресурсным обеспечением, которые бы отвечали требованиям интенсификации производства, расширения масштабов строительства и повышения эффективности инвестиционного процесса, сокращения его продолжительности, снижения стоимости, материалоемкости и трудоемкости строительства. Перестройка системы материально-технического обеспечения идет в настоящее время одновременно в трех основных направлениях: · ускоренный и широкомасштабный перевод строительных организаций на снабжение материалами через оптовую торговлю. · повышение эффективности и повсеместное внедрение прогрессивной отраслевой системы производственно-технической комплектации строек индустриальными конструкциями, деталями и изделиями с повышенной технологической готовностью. · реконструируемых предприятий и объектов непроизводственного назначения, в первую переход на новые эффективные формы и методы комплектования технологическим, инженерным и другими видами оборудования строящихся и очередь объектов, строящихся методом «под ключ». С учетом новых требований к материально-техническому снабжению предусматривается перестроить систему складского снабжения, превратить базы территориальных органов из простых хранилищ продукции в мощные производственные комплексы, которые по заказам потребителей должны осуществлять самые разнообразные операции по повышению производственной готовности материалов. Это выгодно как потребителям, так и изготовителям продукции, поскольку органы снабжения снимают с них часть забот и значительные производственные издержки по поставке материальных ресурсов, раскрою и расфасовке, соответствующим нуждам каждого потребителя. Перед строительным комплексом (крупнейшим субъектом конечного потребления материальных ресурсов) в наиболее острой форме стоят задачи выбора эффективных форм их приобретения и рационального использования. По машинам и оборудованию в решении этих задач большая роль принадлежит развитию лизинга, по материалам и строительным конструкциям – эффективной организации материальных потоков, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики. Для материалов, строительных конструкций и деталей первостепенное значение имеет рационализация материальных потоков с целью минимизации связанных с ними затрат, что предопределяет целесообразность и необходимость применения в обеспечении строительства материалами методов логистики как эффективного научного инструментария управления формированием и движением материальных потоков. Поэтому в современных условиях особую актуальность приобретает логистический подход к материально-техническому обеспечению, который нацелен на оптимизацию всех потоковых процессов и повышений эффективности организации всей системы материально-технического обеспечения. Логистика охватывает как сферу производства, так и сферу обмена материальных благ. Она нацелена на создание и контроль деятельности единой системы управления производством и маркетингом, финансовыми и экономическими расчетами и обработкой необходимой информации. В логистике используются специфические понятия и математические модели, позволяющие в обобщенной форме решать вопросы организации производства, закупок сырья, его транспортировки, сбыта готовой продукции и т.д. Рынок строительных материалов и отрасль капитального строительства являются сейчас теми секторами экономики, в которых уже имеются условия, достаточные для использования логистических решений в организации материальных потоков, в том числе товародвижения: - на рынке строительных материалов наблюдается наиболее высокий (по сравнению с другими рынками средств производства) уровень конкуренции; - предприятия промышленности строительных материалов располагают значительными резервами неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы с сотрудничеству с покупателями, исходя из удовлетворения повышенных требований со стороны спроса; - значительная часть материального потока в инвестиционном процессе формируется внутри строительного комплекса и полностью зависит от действий звеньев и подразделений этого комплекса, выбора ими рациональных решений и их последовательной реализации; - материальный поток в строительстве как отрасли конечного потребления части общественного продукта, начинаясь за ее пределами, завершается моментом использования материальных ресурсов, в процессе создания (обновления, ремонта) основных фондов. В промышленности же материальный поток не завершается созданием готового продукта в данном производстве, а лишь трансформируется в его движении в другое производство в качестве элемента оборотных фондов. Поэтому применение логистики в строительстве не распространяется на продукт труда в этой отрасли; - материальный поток в строительстве при создании того или иного объекта имеет четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла. Как правило, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется (при производстве фундаментальных работ, возведении стен, кровли, внутренних работах, строительстве коммуникаций и.т.п.). Поэтому для каждой стадии строительного цикла необходимы адекватные ей логические решения, которые могут принципиально отличаться друг от друга. Другими словами, если в промышленности отправным моментом для логического решения является продукт, то в строительстве – это стадия строительного цикла; - материальный поток в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой или разветвляется в пространстве при одновременном возведении нескольких объектов. Из этого следует, что по одним и тем же материалам производитель работ должен использовать различные логические решения, что не исключает и их совпадения в сходных условиях. Концепция логистики включает систему более рационального планирования, организации и контроля в сферах производства и обмена продукцией для более полного удовлетворения потребительского спроса. Реализация логистических концепций приводит к: · уменьшению или вообще упразднению складирования материалов и полуфабрикатов (устанавливается такая система взаимосвязи поставщика сырья и производителя, при которой сырье и полуфабрикаты подаются непосредственно к месту производственного потребления в нужном количестве, в нужное время без складирования и т.д.); · минимизации транспортных затрат (оптимизируются маршруты перевозок материалов и конструкций, при которых минимизируются транспортные затраты, ускоряется процесс доставки и т.д.); · сокращению простоев; · обеспечению устойчивости к различным изменениям внешней среды, в том числе спроса. Однако негативно повлиять на процесс строительства могут две ситуации: ü когда не достает в нужном объеме строительных материалов; ü когда строительных материалов в избытке. Последняя ситуация особенно нежелательна в случае, если строительство осуществляется один раз. Именно логистический подход предусматривает способы обеспечения эффективности работы предприятия, т.е. достижении наилучшего результата с наименьшими затратами путем оптимизации потоковых процессов. Хотя отдельные задачи логистики решались и ранее, однако в современной логистике они получили единую теоретическую основу, при которой открылась возможность эффективного решения множества новых, более сложных задач с учетом более широкого комплекса факторов. Будучи одним из крупнейших субъектов конечного потребления материальных ресурсов, строительный комплекс в наибольшей степени должен быть, заинтересован в эффективных формах их приобретения и рациональном использовании, поэтому совершенствование материально-технического обеспечения строительных предприятий является действенным «внутренним» резервом повышения эффективности функционирования строительных предприятий. Таким образом, логистика как наука об оптимизации потоковых процессов служит основой повышения эффективности управления системой материально-технического обеспечения, а методология логистики позволяет осуществлять системную рационализацию сложных производственных систем, которая вооружает менеджеров предприятий современными методами повышения организованности производственных систем и позволяет эффективно завоевать конкурентные преимущества.
|