Каталог статей | ||||||||||||||||
Страшко Ирина Викторовна Совершенствование стратегического планирования развития сельских территорийВажнейшим инструментом устойчивого развития сельских территорий является стратегическое планирование на локальном уровне. Оно предусматривает: согласование групповых интересов в обществе; идентификацию проблем и потенциалов развития территории, а также иных имеющихся ресурсов; определение целей и задач развития; разработку подходов и направлений долгосрочного развития на основе выбора вариантов наиболее эффективного использования потенциалов и ресурсов; формирование программ и проектов.Проведенный нами в ходе исследования анализ существующих в сельских районах стратегий развития, показал, что из них больше половины не являются программными документами, а представляют собой набор слабо связанных друг с другом мероприятий или, вообще, являются списками намерений деятельности администрации. Главными особенностями проведения стратегического планирования развития сельских территорий является максимальное вовлечение различных целевых групп в процессы планирования, применение ГИС-технологий, экономическая оценка социального, экономического и экологического потенциала территорий в разрезе сельских администраций, а также применение экономико-математической модели при формировании оптимального набора экономических, социальных и экологических проектов их развития. Процесс стратегического планирования на практике предполагает ряд этапов (табл. 1). Для повышения эффективности обсуждения направлений развития, организуемого в различных целевых группах, используются картографические методы визуализации процессов развития базе ГИС-технологий. Таблица 1 Этапы и мероприятия стратегического планирования устойчивого развития района сельского типа
Социально-экономическое развитие сельской территории осуществляется на базе разработанных стратегических планов с помощью конкретных проектов, которые предлагает активная часть населения. Эти проекты могут касаться развития промышленного или сельскохозяйственного производства, торговли и общественного питания, туризма, а также социальной сферы. Практическое осуществление стратегического плана посредством реализации отдельных проектов будет возможно при наличии необходимых инвестиций и оборотных средств. В качестве финансового источника программ и проектов развития учитываются, в первую очередь, собственные финансовые средства предпринимателей и кредиты банков, а также альтернативные источники финансирования, например, фонды поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимо доработать и принять Концепцию перехода к устойчивому развитию сельских территорий Российской Федерации. Она является рамочным документом, содержащим общую систему представлений о государственной политике в области сельского развития на перспективу. Более детальное планирование этапов, механизмов и мероприятий государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий должно быть осуществлено в рамках разработки государственной и региональных стратегий устойчивого развития сельских территорий. Далее необходимо определить круг заинтересованных министерств, ведомств, организаций и учредить постоянно действующую структуру, ответственную за координацию и реализацию политики развития сельских территорий - Межведомственную комиссию по вопросам устойчивого развития сельских территорий. Одновременно необходимо определить источники финансирования перехода к устойчивому развитию сельских территорий. Затем следует провести типологизацию сельских территорий, с тем, чтобы на основе принятой Концепции разработать Стратегию устойчивого развития сельских территорий РФ с учетом выделенных типов, которая станет основой для действий федеральных и региональных органов в данной области. Причем в рамках схожих общих целей, точный баланс задач и мероприятий устойчивого развития для каждого типа будет свой. Также должен быть определен и осуществлен целый ряд научных и практических работ, таких как разработка системы показателей устойчивого развития сельских территорий и их отражение в системе статистического учета и др. Следующим этапом является разработка и принятие законодательной базы развития сельских территорий. После принятия Концепции необходимо сразу приступать к созданию эффективной системы обучения и переподготовки кадров для развития сельских территорий.
| ||||||||||||||||