главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Канд. экон. наук Шеркунов С.А.

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых,

г. Владимир, Россия

Инкубатор интеллектуальных кадров: цели, задачи, условия реализации регионального проекта

В период глобальных преобразований, в постоянно меняющихся условиях внутренней и внешней среды, управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое обеспечивается за счёт активизации имеющихся резервов, выбора альтернатив.

Основной проблемой, стоящей перед субъектом управления является недостаточно высокая интенсивность и результативность инновационной деятельности, несоответствие уровня инновационной активности заданным Стратегией социально-экономического развития Владимирской области параметрам. Возникновение проблемы во многом связано с отсутствием эффективной системы управления инновационной деятельностью в регионе.

К внутренним факторам, вызывающим появление данной проблемы, следует отнести недостаточно высокую мобильность, инертность управленческих структур; консерватизм взглядов; низкую инвестиционную активность в научно-инновационной сфере региона; критически низкий уровень предпринимательской активности в инновационной среде; недостаточную мотивацию труда работников предприятий, организаций и учреждений, имеющих определённый инновационный потенциал; пренебрежение принципами рационального использования имеющихся ресурсов; недостаточно высокий объём и качество проводимых исследований и разработок с выходом на инновации; неготовность хозяйствующих субъектов к изменениям.

К внешним ситуационным факторам, которые достаточно трудно преодолимы, мы относим несовершенство нормативно-правовой базы регулирования инновационной деятельности в стране; недостаточное развитие всероссийского рынка инноваций; незрелость национальной инновационной системы; недостаточное государственное финансирование научных исследований; ослабление государственной поддержки развития российской системы образования; невысокий уровень организации деятельности по распространению положительного опыта регионов, связанного с продуцированием инноваций, трансфером высоких технологий, формированием региональных инновационных систем; утрата в постсоветский период важных хозяйственных связей между предприятиями, разделёнными границами суверенных государств; изменение, кардинальным образом, социально-демографической ситуации в стране; ослабление генофонда нации.

Следует констатировать, что наиболее значимые внутренние и внешние факторы, препятствующие развитию инновационной деятельности в регионе, связаны с человеком, сферой его интересов и приоритетов, внутренними резервами развития, образованием, интеллектуальным потенциалом, работоспособностью. Поэтому решение выявленной проблемы мы в большей степени связываем с развёртыванием деятельности по сохранению и приумножению человеческого капитала, интеллектуальному воспитанию подрастающего поколения, повышению уровня профессионализма и компетентности работников, обеспечению ключевых участков трудовой деятельности конкурентоспособными кадрами.

В целях воспроизводства эффективных работников умственного труда, предлагается создание инкубатора интеллектуальных кадров.

Инкубатор интеллектуальных кадров – это система целей и задач, способов, приёмов и методов их осуществления, комплекс программ и мероприятий, реализуемых органами государственной власти совместно с инновационно-активными организациями, образовательными учреждениями и общественными структурами и направленных на интеллектуальное развитие населения.

Проект «Инкубатор интеллектуальных кадров» ориентирован на достижение нового качества подготовки рабочих кадров и специалистов для инновационной экономики региона, повышение степени конкурентоспособности, профессионализма и компетентности работников, формирование кадрового состава предприятий наукоёмких отраслей, кадровое обеспечение высокотехнологичных рабочих мест, в широком смысле – на сохранение генофонда нации, воспитание достойных граждан и обеспечение будущего России.

Проект может быть реализован только на условиях государственно-частного партнёрства, что позволяет принять соответствующую Декларацию и сформировать пакет трёхсторонних соглашений между администрацией Владимирской области, образовательными учреждениями и хозяйствующими субъектами о сотрудничестве в деле интеллектуального воспитания детей, подростков и юношества.

Образовательные учреждения любого уровня (включая уровень дошкольных образовательных учреждений), поддерживающие проект, реализуют программы, направленные на интеллектуальное воспитание подрастающего поколения, развитие аналитических способностей, логики в действиях, позволяющих людям управлять собственной деятельностью.

В рамках проекта необходимо оказание всесторонней поддержки реализуемой во Владимирской области с августа 2008 года инновационной образовательной программы «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников». Она создана по инициативе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.В. Аникеева, автором программы является д. псх. н. А.А. Плигин. Следует обеспечить включение в эту программу бóльшего числа участников, создание надлежащих условий для более широкого внедрения в учебно-воспитательный процесс индивидуальных образовательных технологий, повышения уровня креативности учителя, развития профессионального мастерства. Программа направлена на обеспечение выбора учащимися образовательных учреждений исходя из индивидуальных способностей и предпочтений в целях достижения максимальных успехов в учёбе, на повышение степени обучаемости ребенка.

Предлагается создание адаптационных центров при учреждениях профессионального образования, в которых должно обеспечиваться взаимодействие учащихся выпускных классов, учащихся и студентов учреждений профессионального образования, проведение совместных конкурсов, олимпиад и конференций. Важно открытие доступа будущим абитуриентам – учащимся старших классов общеобразовательных школ к библиотечным ресурсам учреждений профессионального образования; вовлечение в совместные программы интеллектуального воспитания образовательных школ и учреждений профессионального образования.

Органам государственной власти региона, реализуя право законодательной инициативы, необходимо сформировать пакет законопроектов, предусматривающих снижение стоимости на книгоиздательскую продукцию, направленную на интеллектуальное развитие нации, снабжение этой продукцией школьных библиотек, обеспечение участия предприятий в софинансировании расходов на данный вид книгоиздательской продукции.

Важно правильно организовать работу с интеллектуально и академически одарёнными детьми и подростками, талантливой молодёжью. Пристальное внимание развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка должно уделяться ещё в дошкольном образовательном учреждении через реализацию специальных программ. По-прежнему сохраняет свою актуальность тезис, что необходимо обезопасить одарённого ребёнка от рутинности, монотонности, шаблонности образовательной среды, поддерживающих стандартизированный уровень развития учащегося, ориентированный на средние показатели. В этой связи следует способствовать расширению сети специализированных школ, составляющих группу учреждений продвинутого обучения, воссозданию предметных школ для одарённых детей с привлечением к сотрудничеству вузовских преподавателей и лучших учителей-новаторов, поощрять деятельность научных обществ учащихся. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию организации научно-исследовательской работы студентов средних специальных и высших учебных заведений. В целях повышения уровня подготовки научных кадров, модернизации требует и система послевузовского образования.

Пропаганде в СМИ, семье и школе достойна модель успешного человека, формируемая в целях поддержки проекта «Инкубатор интеллектуальных кадров» (рис.1).

слагаемые модели

успешного человека

Рис.1 Модель успешного человека

Государственного участия требует работа по созданию специализированных профориентационных подразделений на предприятиях и кафедрах вузов, лабораторий и центров для обеспечения прохождения учащимися учреждений начального профессионального образования, студентами учреждений среднего и высшего профессионального образования учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практик, исключению формального подхода к оценке знаний, умений и навыков, приобретённых практикантами; обеспечению участия учащихся/студентов в проектах, реализуемых инновационно-активными организациями; формированию резерва кадров; сопровождению программ личностного роста учащихся/студентов.

Значительные организационные ресурсы следует направить на формирование интеллектуальной элиты, включающей лучших представителей научной общественности, специалистов-новаторов, талантливых государственных менеджеров, в целом, образованных, целеустремлённых и высоконравственных людей, составляющих основу генофонда нации и во многом определяющих будущее страны и Владимирского региона.