Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наумов В.С, Типы экспедиторов и их логистические функцииОбеспечение организации совместной работы грузовладельцев и перевозчиков является функцией транспортно-экспедиционных предприятий (ТЭП), поэтому эффективность работы экспедиторов в условиях рыночных отношений (при отсутствии централизованного управления) полностью определяет эффективность транспортной системы. Однако, кроме посреднической функции предприятия, занимающиеся экспедиционным обслуживанием, выполняют ряд других задач – от складирования и формирования грузовых единиц до перевозки, что обуславливает целесообразность комплексного рассмотрения функций экспедиторов с позиций теории логистики.Целью работы является обоснование логистических функций экспедиторов на автомобильном транспорте. Объектом исследования является процесс функционирования ТЭП в составе логистической системы, а предметом – логистические функции экспедиторов. Логистической функцией является укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Реализация экспедиторами логистической функции оценивается при рассмотрении ТЭП в качестве подсистемы в составе системы более высокого порядка – логистической системы. Возможность выполнения отдельных функций конкретным экспедитором зависит от имеющейся производственной базы ТЭП. Целесообразно определить три укрупненных составляющих производственной базы экспедиторов на автомобильном транспорте: организационная база, парк подвижного состава и складское хозяйство. По структуре производственной базы можно выделить следующие типы ТЭП на автомобильном транспорте: Э1 – ТЭП с базовой производственной структурой (только организационная база), Э2.1 – ТЭП с собственным подвижным составом, Э2.2 – ТЭП с собственным складским хозяйством, Э3 – ТЭП с подвижным составом и собственным складским хозяйством. ТЭП с базовой структурой Э1 не имеет производственных ресурсов для непосредственного участия в процессе перемещения материальных ценностей, однако, обеспечивая процесс циркуляции информационных потоков, является необходимым элементом системы. Для экспедитора с собственным подвижным составом характерно непосредственное участие в продвижении материалопотока (реализация функций перевозчика) с выполнением организационных операций, обеспечиваемых циркулирующими в системе информационными потоками. К отечественным ТЭП типа Э2.1 можно отнести такие предприятия как ОАО «АТП-16363», ЗАО «Делькар», ТЭП «Транс-Лиль», ООО «Інші мережі» и др. Экспедитор с собственным складским хозяйством выполняет функции консолидации материалопотока, хранения грузов, подгруппировки по направлениям и ассортименту, а также организации доставки грузов от грузоотправителей и грузополучателям. Экспедиторами типа Э2.2 являются в основном крупные предприятия, имеющие финансовые ресурсы для приобретения коммерческой недвижимости и строительства складских помещений: ПИИ «Ост-Вест Экспресс», ООО «Агро-Союз-Терминал», ООО "БК-Транс", ООО «А.М.А. Фрейт Україна» и др. Экспедитор типа Э3 кроме организационных и складских функций выполняет доставку грузов собственным подвижным составом. Такой вариант продвижения материального потока является наиболее целесообразным в организационном контексте, поскольку управление основными логистическими операциями осуществляется централизовано. Кроме того, при участии ТЭП типа Э3 и правильной организации процесса сбора и обработки информации о параметрах логистической системы повышается эффективность использования методов оптимизации продвижения материалопотока. Экспедиторами типа Э3 обычно являются группы компаний: холдинг «Cargo Partner», группа компаний «AsstrA», группа транспортно-логистических компаний «Евросиб» и др. В соответствии с приведенной классификацией ТЭП в табл. 1 выделены логистические функции, выполняемые экспедиторами соответствующих типов.
Таблица 1 – Логистические функции по типам ТЭП
В будущем транспортно-экспедиционные компании будут консолидироваться в более крупные предприятия с целью предоставления клиентуре комплексного пакета логистического сервиса, что объясняется наличием глобальных тенденций к обслуживанию клиентуры с осуществлением комплекса обязательных услуг по управлению цепями поставок. Таким образом, экспедиторы типов Э1 и Э2 для повышения конкурентоспособности должны либо совершенствовать производственную базу, либо объединяться в группы компаний, образуя ТЭП типа Э3. Тенденции к укрупнению ТЭП обуславливаются переходом экспедиторов на перспективные логистические принципы управления – переходом от оперативной деятельности к разработке логистических цепочек. Выделение типов экспедиторов по наличию производственной базы позволяет определить уровень значимости ТЭП по комплексу осуществляемых логистических функций. ТЭП любого типа является необходимым элементом логистической системы, обеспечивающим её функционирование. Наиболее перспективным типом экспедитора на автомобильном транспорте является ТЭП с собственным подвижным составом и складским хозяйством, поскольку экспедитор данного типа имеет возможность осуществлять полный комплекс логистических услуг, обеспечивая организацию и управление логистическими цепочками. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||