Каталог статей

Молдашева А.Б.

Устойчивость аграрного производства – основа продовольственной безопасности и социальной стабильности страны

Вопросы экономической безопасности непосредственно связаны с продовольственной безопасностью, так как они обусловливаются продовольственным потенциалом государства, в частности проблемами функционирования агропромышленного комплекса (АПК). Основная сфера АПК - сельское хозяйство - является получателем производственных ресурсов 80 отраслей и поставщиком их более чем для 60 отраслей [1]. Поэтому, по нашему мнению, динамичное развитие агропромышленного комплекса, и в особенности сельского хозяйства, создает необходимые предпосылки не только увеличения и качественного улучшения продовольственных ресурсов при снижении затрат, но и прогрессивного развития экономической системы государства в целом.

Также прослеживается связь продовольственной безопасности с социально-демографической безопасностью. Социально-демографическая безопасность в обществе во многом определяется физической и экономической доступностью продукции АПК определенного ассортимента, качества и в определенном количестве для населения. Кроме того, важнейшим аспектом этого вида безопасности выступает состояние здоровья нации, качество и продолжительность жизни.

Взаимосвязана продовольственная безопасность также и с политической безопасностью. С точки зрения политики, утрата продовольственной независимости государства граничит с потерей его геополитического статуса и суверенитета. Возможность влияния на продовольственную независимость государства является важнейшим фактором внешнеполитического давления развитых стран в условиях региональных конфликтов и т.д.

Проблема продовольственной безопасности связана с сокращением производства сельскохозяйственной продукции, резким возрастанием импортного продовольствия, разрушением ресурсного потенциала агропромышленного комплекса. Под воздействием кризиса в Казахстане сократилось производство и потребление жизненно важных продуктов питания. Объем аграрного производства серьезно отстает от уровня 1990 года главным образом из-за снижения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, а также уменьшения площадей используемых сельхозугодий [2].

Посевные площади сократились на 30%, пастбища – на 70%, а земли государственного запаса увеличились в 6 раз. Особое беспокойство вызывает то, что животноводство страны на сегодня полностью утратило свои позиции и не в состоянии обеспечивать население собственной продукцией в необходимом объеме. Сегодня поголовье сельскохозяйственных животных составляет лишь 58% к показателю 1990 года. При этом более 80% всего поголовья скота находится в личных подсобных хозяйствах. Если в 1990 году в Казахстане производство мяса на душу населения составляло 93,4 кг, то в 2010 году лишь 56 кг. При этом экспорт мяса и мясопродуктов с 1990 года (184,5 тыс. тонн) снизился в 615 раз (0,3 тыс. тонн). За этот период наши сограждане стали потреблять мяса на 30% меньше, молока – на 33%, яиц – на 43%, в два раза меньше картофеля.

Если в 1990 году на отечественных перерабатывающих предприятиях перерабатывалось почти 60% потребленных мяса и мясопродуктов, до 30% молокопродуктов, то сегодня эти показатели не достигают и 20% прежнего уровня переработки.

Импорт таких видов продовольствия, как сахар-сырец, мясо птицы, маргарин, сыры, яблоки и груши составил более половины их потребления. Около 40 и выше процентов импортируется сливочного и подсолнечного масел, колбас, мясных консервов, ввозится более 23% крупы. Хотя общеизвестно, что если доля импорта продовольственных товаров превышает пороговую величину в 10-15%, то он служит уже не дополнением к внутреннему агропромышленному производству, а существенно его подавляет и приводит к сужению возможностей собственного развития, к спаду производственных показателей.

При этом цены на завозимые продукты, предлагаемые населению перекупщиками, искусственно завышаются в 2 и более раз, из-за чего многие из них для граждан с низкими доходами становятся недоступны.

В структуре проблемы продовольственной безопасности все большую актуальность приобретают безопасность и качество продуктов питания, определяющих здоровье нации и сохранение ее генофонда, соответственно возрастает роль технологий производства продовольствия, наличия доступной всеобъемлющей информации о безопасности продукта.

Резко ухудшилось качество продуктов питания. Наблюдаются нарушения в питании, обусловленные недостаточным потреблением витаминов, макро- и микроэлементов, полноценных белков и нерациональным их сокращением. Дефицит витаминов составляет 60%, а общее потребление белков животного происхождения составляет в настоящее время не более 45% нормативной потребности.

По результатом обследований 12-15%» молочных продуктов, 7-10% мясопродуктов не соответствуют требованиям по бактериологическим показателям. За последние пять лет загрязненность сельскохозяйственной продукции нитратами и продуктами их распада возросла более чем в три раза. Уменьшилось среднее энергетическое содержание потребляемых продуктов питания с 3167 калорий в сутки в 1990г. до 2200 ккал. в 2000г., что ниже рекомендованного ФАО уровня среднесуточного потребления продовольствия (около 3000 калорий).

Обнаружена высокая зависимость Казахстана по ряду основных продуктов питания от импорта продовольствия до 30-40%, в крупных городах до 70-80% потребности, что выступает угрозой национальной безопасности.

В состоянии продовольственной безопасности выявлены и положительные тенденции: достигнуто насыщение внутреннего рынка основными продовольственными товарами, улучшены во всех регионах условия самообеспечения за счет роста личных подсобных хозяйств сельского населения и массового наделения горожан земельными участками для садоводства и огородничества.

Анализ реально сложившейся ситуации в АПК Казахстана на современном этапе позволил выделить следующие угрозы продовольственной безопасности: разрушение сложившегося производственно-экономического потенциала АПК; сохраняющийся диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленности для сельского хозяйства; резкая дифференциация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продовольствия; усиление импортной зависимости продовольственного рынка; снижение инвестиционной и инновационной активности в АПК; низкая конкурентоспособность продукции; криминализация аграрного сектора экономики.

Проблема продовольственной безопасности, включающая гарантирование стабильного продовольственного обеспечения, а также восстановление объемов сельскохозяйственного производства, обеспечивающих продовольственную независимость, - одно из важнейших направлений реализации концепции экономического развития любого государства.

Соответственно, деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности должна включать следующие основные направления: выявление случаев, когда фактические и прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений продовольственной безопасности, разработка комплексных государственных мер по их преодолению; организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности [3].

Поскольку интенсификация сельскохозяйственного производства приводит к увеличению загрязнения окружающей среды и продовольствия, Правительство должно осуществлять меры по регулированию аграрного производства на основе экологических требований, а именно: контроль над технологиями в сельскохозяйственном производстве для снижения техногенной нагрузки на окружающую среду, развитие земельного зонирования и системы предельно допустимых нормативов; формирование системы обеспечения максимальной экологической чистоты продуктов на всех уровнях продовольственной цепи; контроль за поступлением на территорию Казахстана генетически измененных продуктов питания и компонентов для их производства; унификация казахстанских санитарных и фитосанитарных стандартов с мировыми и усиление экологического контроля агропродовольственного импорта.

Важнейшим недостатком современной системы управления продовольственной безопасностью является отсутствие соответствующей законодательной базы. Для обеспечения устойчивого развития национального АПК необходимо сформировать целостную систему аграрного законодательства, регламентирующую деятельность государства в сфере АПК. Фундаментальное значение для государства имеет принятие закона «О продовольственной безопасности», разработка серии законов и нормативных актов, регламентирующих взаимодействие центра в лице Министерства сельского хозяйства Казахстана, отраслевых продуктовых комплексов и предприятий АПК на каждом значимом рынке продукции.

Литература:

1. Ткач А.В. О продовольственной безопасности государств участников СНГ. // АПК: экономика, управление. - 2000г. - № 8. - С. 7-13.

2. Абильдаулы Б. Пути преодоления экономического кризиса // Знамя труда. (16 апреля 2010 г.). – Тараз, 2010. – № 61. – С. 1

3. Стариков И. В. Основные направления государственной поддержки аграрного сектора // Экономист. 1999. - № 4. - С.4-6.