главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||
Каталог статей | |||
К.э.н. Кольчихина Виктория Николаевна Брянская государственная инженерно–технологическая академия Методология формирования региональной инновационной программы поддержки малого предпринимательстваМалый бизнес в регионе может решать ряд социально-экономических задач более эффективно, по сравнению с другими формами хозяйствования. Это, прежде всего: повышение инновационной активности экономики, материализация научных знаний и интеллекта, повышение занятости и социальной активности населения, рост культурно-образовательного уровня общества и человека. Более высокая результативность в решении перечисленных задач возможна благодаря особенностям малого предпринимательства: гибкости, диверсифицированности, инновационности и рациональности. Именно предприятия малого бизнеса способны обеспечить максимум результатов при минимуме затрат. Говоря об эффективности можно согласиться с мнением В.М. Яковлева, который пишет, что:’’Полезный эффект малое предпринимательство достигает при существенно меньшей капитало - трудо - материало - энергоемкости. Таким образом: малый объем инвестиций при более высокой скорости оборота - меньший финансовый риск - быстрая окупаемость затрат - лучший результат’’. К специфическим российским проблемам функционирования малых предприятий, обусловленным социокультурной средой, традициями, воздействием государственной политики, относятся: сокращение внутреннего спроса; отсутствие доступной, полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка; неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг; недоброжелательность со стороны массы людей, привыкших к "справедливой" уравниловке; общая экономическая и политическая нестабильность. Основным фактором интенсивного развития предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой, как показывают исследования, явилась целенаправленная общественная и государственная поддержка бизнеса, направленная на снятие препятствующих его развитию преград. Государство для этих целей аккумулирует огромные финансовые и производственные ресурсы, способствует формированию конкурентной среды, играет значительную роль в осуществлении прорыва по ряду важных направлений научно-технического прогресса путем развития малого инновационного бизнеса. Государственная поддержка предпринимательства является средством достижения социально-экономических целей текущего и перспективного этапов развития. Поэтому общие и конкретные социально – эконономические задачи развития страны выступают одновременно задачами государственной поддержки малого предпринимательства. На сегодняшний день наиболее актуальна концептуально стройная региональная и муниципальная модели поддержки малого предпринимательства. В их основу должна быть положена концептуально выверенная федеральная политика поддержки предпринимательства, программа возрождения территорий как субъектов управления. Но в настоящее время региональные местные программы нередко разрабатываются без предварительных серьезных концептуальных исследований, оценки ресурсной базы, выделения приоритетов развития. Последовательность такова, что сначала принимаются ряд распоряжений, административных документов, нормативных актов, создаются органы управления, и только потом, когда, многие из них выявляются как малоэффективные, проводятся исследования, носящие фрагментарный характер. Поэтому, современная система управления малым предпринимательством должна базироваться на следующих принципах: 1. программа поддержки предпринимательства в регионе является частью программных разработок, связанных с оценкой ресурсной базы, решением крупных социально-экономических задач, выявлением приоритетов в области преодоления отраслевого и территориального монополизма, развитием конкуренции, укреплением материально-финансовой базы местного самоуправления, увеличением количества рабочих мест, созданием условий для проявления творческих способностей, инициативы жителей данной территории. 1. программа состоит из нескольких взаимосвязанных частей, а именно предварительного анализа становления предпринимательства на фоне социально-экономического развития региона, муниципальных образований, определения их приоритетов, путей формирования инфраструктуры, перечня инвестиционных проектов в сфере производства товаров и услуг; 2. основная цель программы в области развития предпринимательства заключается в формировании стимулов к активной хозяйственной деятельности товаропроизводителей, создании для этого благоприятных условий и обеспечении более высокого «качества жизни» для жителей территории. 3. программа ориентируется на создание реальных условий для занятия предпринимательством многих граждан, проживающих на территории, способных к такой деятельности. Она обеспечивает равный доступ к материально-техническим, финансовым и иным ресурсам многим субъектам рынка; 4. программа предусматривает поэтапный механизм реализации. (Рисунок 1).
Рисунок 1. - Этапы реализации региональной инновационной программы поддержки малого предпринимательства Как показывает анализ, целенаправленная поддержка малого бизнеса на выше обозначенных принципах, позволит дополнительно пополнить местный бюджет в регионе. Такой механизм местной бюджетной политики открывает инновационные подходы к формированию местного бюджета, стимулирует местные органы власти работать эффективнее, расширять налогооблагаемую базу и при этом поддерживать местных товаропроизводителей. Использовать по максимуму все имеющиеся в регионе резервы в состоянии только малое предпринимательство, инновационный бизнес, творчество и самодеятельность населения. | |||