главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К.э.н. Домнина С.В.

Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Россия

Всестороннее развитие личности – основа повышения общественного благосостояния

Всестороннее развитие личности – это одновременно главная цель развития общества и условие общественного прогресса. Ведь опора во всех начинаниях и реформах – это физически, морально, психологически здоровый, образованный, экономически активный человек, способность которого к творческому труду, как и стремление к всестороннему развитию, содействуют умножению культуры и богатства в конкурентоспособном, устойчивом и безопасном пространстве.

Еще А. С. Пигу отмечал, что уровень «неэкономического» благосостояния (не связанного с производством национального дохода) может меняться в зависимости от того, как человек использует свой доход – на развитие личности (посещение музеев) или на деградацию (посещение питейных заведений) [1]. В. Нордхаус, Дж. Тобин также предлагают учитывать ценность свободного времени при его использовании на развитие личности при оценке чистого экономического благосостояния [2].

Проблема всестороннего развития личности непосредственно связана с формированием института интеллектуальной собственности как фактора роста благосостояния населения региона.

Интеллектуальная собственность – это экономические отношения между людьми по поводу создания результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, владения ими, пользования и распоряжения. Наличие интеллектуальной собственности приносит выгоды сообществу, объектами которой могут пользоваться все его члены. Она вносит определенный вклад в экономическое, социальное и культурное развитие наций.

Сейчас в РФ интеллектуальная собственность, несмотря на ее огромную роль, фактически не оценивается, и предприниматель порой даже не знает, какую часть дохода приносят ему материальные и нематериальные активы. Это объясняется несовершенством законодательства в области интеллектуальной собственности, недооценкой значения этого фактора экономического развития.

Анализируя структуру инвестиций в РФ, следует отметить преобладание инвестиций в основной капитал – до 98,8 % в 2009 г. Инвестиции в нематериальные активы составили всего 0,4 %, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы – 0,3 % [3].

Вопрос об интеллектуальной собственности непосредственно связан с вопросами развития личности. Развитие личности, которое является конечной целью роста благосостояния, включает в себя не только физиологическое развитие человека, но и интеллектуальное, коммуникационное, моральное и др. Функцию развития личности можно представить следующим образом:

КРЛ = f (Кфр, Кпфр, Кпс, Кис, Ккс, Ккр, Кмк), (1)

где КРЛ – коэффициент развития личности;

Кфр – коэффициент физического развития;

Кпфр – коэффициент психофизиологического развития;

Кпс – коэффициент профессиональных способностей;

Кис – коэффициент интеллектуальных способностей;

Ккс – коэффициент коммуникационных способностей;

Ккр – коэффициент культурного развития;

Кмк – коэффициент моральных качеств.

На интеллектуальный потенциал общества непосредственно влияет величина расходов на образование и здравоохранение. Кроме того, данные расходы влияют на величину индекса развития человеческого потенциала (табл. 1). Процент расходов на здравоохранение в РФ составляет 5,2 % от ВВП, что РФ меньше уровня развитых стран Европы (9–11 %), Японии (8,1 %), США (16,0 %), Канады (10,3 %). Расходы на образование в РФ составляют 5,3 % от ВВП, что ниже уровня Бельгии (6,2 %), Латвии (5,6 %), Нидерландов (5,7 %), Польши (6,1 %), Великобритании (6,0 %) и др. [4].

Таблица 1

Затраты в здравоохранение и образование и ИРЧП, 2009 г. [5, 6]

Страна

ВВП,

млрд долл.

Ввп на

душу населения, долл.

Затраты

на здраво-

охранение,

% от ВВП

Затраты

на

образова-ние,

% от ВВП

Индекс

развития

человече-ского потенциала

Место страны по показателю ИРЧП

Норвегия

280

94759

7,5

6,7

93,8

1

Канада

1301,7

45070

7,1

5,5

88,8

8

Сша

14591,4

46350

7,1

4,9

90,4

4

Япония

4358,5

38450

6,5

3,4

88,4

11

Соединенное Королевство

2178,2

43541

6,9

5,6

84,9

26

Чехия

256,9

20673

4,2

4,1

84,1

28

Словения

56,3

27019

5,9

2,8

82,8

29

Словакия

119,7

18212

3,6

5,0

81,8

31

Венгрия

198,6

15408

4,5

4,7

80,5

36

Польша

658,6

13845

4,6

4,9

79,5

41

Литва

59,6

14098

3,8

4,7

78,3

44

Латвия

37,1

14908

5,2

3,6

76,9

48

Румыния

289,3

9300

5,6

5,2

76,7

50

Болгария

89,9

6546

5,8

4,6

74,3

58

Россия

2258,5

11832

3,5

3,9

71,9

65

Из таблицы видно, что в странах, которые занимают первые места по показателю ИРЧП (Норвегия, США, Канада, Япония), затраты на здравоохранение составляют 6,5–7,5 % от ВВП, затраты на образование – 3,5–6,7 % от ВВП. При снижении этих затрат значение ИРЧП снижается.

В РФ данные показатели составили 3,5 и 3,9 % от ВВП, что явно недостаточно (международная норма – 5 % от ВВП [7]). Особенно низок уровень расходов на здравоохранение, что пагубно сказывается на основном факторе производства – человеческом.

Что касается регионов ПФО, то в 2009 г. по сравнению с 2008 более чем в два раза сократились расходы на образование в консолидированном бюджете (например, в Самарской области – с 50,72 до 20,18 %; в Республике Татарстан – с 49 до 18 %) и здравоохранение (в Самарской области – с 20 до 10 %; в Республике Татарстан – с 21 до 13 %) [8], что также отрицательно повлияло на уровень и качество жизни населения, а следовательно – и на процесс воспроизводства населения.

В таких условиях недофинансирования развития основного фактора производства ведет к снижению не только уровня, но и качества жизни населения. Проведенное автором статьи социологическое исследование качества жизни Самарской области РФ показало низкую удовлетворенность населения медицинской, образовательной, досуговой, интеллектуальной составляющими благосостояния (табл. 2).

Таблица 2

Результаты социологического исследования

качества жизни населения Самарской области

Составляющая благосостояния

Показатель

качества жизни

Средний балл

(по 10-балльной шкале)

Процент ответивших, что качество составляющей

Низкое

(1-3 балла)

среднее

(4-7 баллов)

высокое

(8-10 баллов)

Досуговая

Содержательность досуга

4,7

37,7

44,4

17,9

Интеллектуальная

Возможность внедрения объектов интеллектуальной собственности в производство (коммерциализация объектов интеллектуальной собственности)

3,5

53,7

44,2

2,2

Медицинская

Доступность и качество услуг здравоохранения

3,8

48,3

47,2

4,5

Демографическая

Качество института семьи,

качество воспроизводства населения

4,7

23,7

69,8

6,6

Психологическая

Психологическая и душевная комфортность

5,7

17,5

58,6

23,9

Социальная

Качество социальной политики, проводимой администрацией региона

3,8

49,7

46,7

3,6

Культурная

Качество развития культурной сферы региона

4,6

30,5

61,6

7,9

Образовательная

Доступность и качество услуг образования

4,7

30,9

56,5

12,5

Главной целью сегодня должно стать осознание того факта, что инновационные прорывы в РФ невозможны без инвестиций в человеческий капитал – в науку, образование, здравоохранение, культуру.

Литература:

1. Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния. В 2 т. М: Прогресс, 1985.

2. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. С. 456–459.

3. Инвестиционная деятельность [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа: [сылка более недоступна}