главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н. Домнина С.В. Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Россия Всестороннее развитие личности – основа повышения общественного благосостоянияВсестороннее развитие личности – это одновременно главная цель развития общества и условие общественного прогресса. Ведь опора во всех начинаниях и реформах – это физически, морально, психологически здоровый, образованный, экономически активный человек, способность которого к творческому труду, как и стремление к всестороннему развитию, содействуют умножению культуры и богатства в конкурентоспособном, устойчивом и безопасном пространстве. Еще А. С. Пигу отмечал, что уровень «неэкономического» благосостояния (не связанного с производством национального дохода) может меняться в зависимости от того, как человек использует свой доход – на развитие личности (посещение музеев) или на деградацию (посещение питейных заведений) [1]. В. Нордхаус, Дж. Тобин также предлагают учитывать ценность свободного времени при его использовании на развитие личности при оценке чистого экономического благосостояния [2]. Проблема всестороннего развития личности непосредственно связана с формированием института интеллектуальной собственности как фактора роста благосостояния населения региона. Интеллектуальная собственность – это экономические отношения между людьми по поводу создания результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг, владения ими, пользования и распоряжения. Наличие интеллектуальной собственности приносит выгоды сообществу, объектами которой могут пользоваться все его члены. Она вносит определенный вклад в экономическое, социальное и культурное развитие наций. Сейчас в РФ интеллектуальная собственность, несмотря на ее огромную роль, фактически не оценивается, и предприниматель порой даже не знает, какую часть дохода приносят ему материальные и нематериальные активы. Это объясняется несовершенством законодательства в области интеллектуальной собственности, недооценкой значения этого фактора экономического развития. Анализируя структуру инвестиций в РФ, следует отметить преобладание инвестиций в основной капитал – до 98,8 % в 2009 г. Инвестиции в нематериальные активы составили всего 0,4 %, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы – 0,3 % [3]. Вопрос об интеллектуальной собственности непосредственно связан с вопросами развития личности. Развитие личности, которое является конечной целью роста благосостояния, включает в себя не только физиологическое развитие человека, но и интеллектуальное, коммуникационное, моральное и др. Функцию развития личности можно представить следующим образом: КРЛ = f (Кфр, Кпфр, Кпс, Кис, Ккс, Ккр, Кмк), (1) где КРЛ – коэффициент развития личности; Кфр – коэффициент физического развития; Кпфр – коэффициент психофизиологического развития; Кпс – коэффициент профессиональных способностей; Кис – коэффициент интеллектуальных способностей; Ккс – коэффициент коммуникационных способностей; Ккр – коэффициент культурного развития; Кмк – коэффициент моральных качеств. На интеллектуальный потенциал общества непосредственно влияет величина расходов на образование и здравоохранение. Кроме того, данные расходы влияют на величину индекса развития человеческого потенциала (табл. 1). Процент расходов на здравоохранение в РФ составляет 5,2 % от ВВП, что РФ меньше уровня развитых стран Европы (9–11 %), Японии (8,1 %), США (16,0 %), Канады (10,3 %). Расходы на образование в РФ составляют 5,3 % от ВВП, что ниже уровня Бельгии (6,2 %), Латвии (5,6 %), Нидерландов (5,7 %), Польши (6,1 %), Великобритании (6,0 %) и др. [4]. Таблица 1
Затраты в здравоохранение и образование и ИРЧП, 2009 г. [5, 6]
Из таблицы видно, что в странах, которые занимают первые места по показателю ИРЧП (Норвегия, США, Канада, Япония), затраты на здравоохранение составляют 6,5–7,5 % от ВВП, затраты на образование – 3,5–6,7 % от ВВП. При снижении этих затрат значение ИРЧП снижается. В РФ данные показатели составили 3,5 и 3,9 % от ВВП, что явно недостаточно (международная норма – 5 % от ВВП [7]). Особенно низок уровень расходов на здравоохранение, что пагубно сказывается на основном факторе производства – человеческом. Что касается регионов ПФО, то в 2009 г. по сравнению с 2008 более чем в два раза сократились расходы на образование в консолидированном бюджете (например, в Самарской области – с 50,72 до 20,18 %; в Республике Татарстан – с 49 до 18 %) и здравоохранение (в Самарской области – с 20 до 10 %; в Республике Татарстан – с 21 до 13 %) [8], что также отрицательно повлияло на уровень и качество жизни населения, а следовательно – и на процесс воспроизводства населения. В таких условиях недофинансирования развития основного фактора производства ведет к снижению не только уровня, но и качества жизни населения. Проведенное автором статьи социологическое исследование качества жизни Самарской области РФ показало низкую удовлетворенность населения медицинской, образовательной, досуговой, интеллектуальной составляющими благосостояния (табл. 2). Таблица 2 Результаты социологического исследования качества жизни населения Самарской области
Главной целью сегодня должно стать осознание того факта, что инновационные прорывы в РФ невозможны без инвестиций в человеческий капитал – в науку, образование, здравоохранение, культуру. Литература: 1. Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния. В 2 т. М: Прогресс, 1985. 2. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. С. 456–459. 3. Инвестиционная деятельность [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа: [сылка более недоступна} | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||