Каталог статей

Пакулина И.С.

Индикативное планирование социально-экономического развития

        Планирование как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период: (1) всегда представляет собой предварительное принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе; (2) должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменением внешней среды, т.е. процесс планирования процесс итерационный; (3) направлено на достижение желаемого состояния объекта хозяйствования, предполагает предотвращение ошибочных действий и сокращение неиспользованных возможностей; (4) роль заключается не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования; (5) ориентация на инвестиционный процесс.

        В современных экономических условиях особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного планирования социально-экономического развития, ее методологического, методического и информационного обеспечения. В мировой практике большинство теоретических и методических положений индикативного планирования остаются дискуссионными и недостаточно разработанными. Необходимо создать отечественную модель, основой которой является системно структурный анализ, прогнозирование и динамическое ситуационное моделирование.

        Прогнозирование в рамках системы индикативного планирования выступает как его первая, обязательная, аналитическая стадия. Планирование является объективным, закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности. Осуществляется взаимопроникновение и взаимовлияние прогнозных и плановых процедур. Плановое решение должно содержать две группы характеристик: (1) характеристики желаемых состояний объекта управления в опорных точках (индикаторах); (2) характеристики способов достижения этих состояний (регуляторов).

        Осуществление влияния на объект управления предполагается при помощи регуляторов особых механизмов поддержания оптимального функционирования процессов. Регулятор является механизмом реакции на значение индикатора. Индикатор представляет собой интегральный показатель (мультипликатор), количественно определяющий качественные характеристики того или иного процесса, состояния.

        По степени экономической значимости объекты делятся на две категории: 1) бюджетообразующие, жизнеобеспечивающие. Для них предусмотрен жесткий режим управления через регуляторы; 2) для менее значимых система индикаторов и регуляторов действует в отслеживающем режиме.

        Показателем самодостаточности станет устойчивый экономический рост , оценка которого производится с помощью сформированного набора индикаторов. Центральным понятием системы индикативного планирования является индикатор интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса.

        Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) уровни прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем.

        Особое место занимает определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта, т.е. включение регуляторов: 1) индикаторы тревоги; 2) индикатор экстремального положения; 3) индикатор банкротства и т.д.

        Внутри предельных границ образуется так называемый коридор – необходимый и достаточный для принятия управленческого решения, но при этом необходимо установление адекватных пороговых значений коридора. Реальность действия индикатора определяется не только количественными характеристиками. Важно, чтобы индикатор был инструментальным, для которого существуют регуляторы прямого воздействия на объект управления.

        Формирование индикаторов – процесс, увязанный во временном аспекте. В данном случае ставится целью получение единого индикатора, характеризующего состояние объекта управления. Актуален вопрос о величине удельного веса каждого из отдельных регуляторов при их агрегировании. Если какие либо регуляторы линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования. Для этих целей необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.

        Процесс управления строится на мониторинге факторных показателей (регуляторов), их анализе с учетом влияния на целевой показатель (индикатор), прогнозе возможных изменений регуляторов, условий развития объекта управления, оценке альтернативных вариантов решения при выборе наиболее эффективных вариантов. Современные информационные технологии позволяют формировать модели (образы) управляемых систем с учетом не только значений входных ретроспективных данных, но и с учетом структуры взаимодействия этих данных (обозначенных ими элементов объекта управления) в конкретном экономическом процессе. При этом реализуются такие преимущества, как возможность вариантного моделирования с учетом нелинейных взаимосвязей, восприятие зашумленных входных данных, способность к оперативному уточнению сформированной модели управляемого процесса (объекта) при дополнении необходимой информации.

        Использование системы сбалансированных показателей индикативного планирования позволит, на наш взгляд, повысить эффективность государственного регулирования социально-экономического развития.