главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Маратов Рустем Маратович Казахская инженерно-техническая академия, Казахстан Пути развития транспортной системы КазахстанаРазвитие транспортной системы Казахстана является одним из необходимых условий дальнейшей структурной перестройки экономики, повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на мировых рынках и интеграции страны в динамично изменяющуюся систему международных отношений. Глобализация экономических связей в начале XXI в. позволяет рассматривать транспорт в качестве одного из важнейших рычагов интеграционных процессов. В связи с наметившейся в Казахстанской экономике тенденцией к оживлению и восстановлению реального сектора, постепенной нормализации положения в финансовой и кредитной сфере наблюдается возрастание спроса на услуги транспорта как по объему, так и по номенклатуре. Развитие этих позитивных процессов наряду с растущей внутренней и международной конкуренцией предъявляет к транспорту дополнительные требования по ускорению товародвижения, повышению качества транспортных услуг, снижению транспортной составляющей в конечной цене продукции. Транспортный комплекс Республики в настоящее время обеспечивает в целом потребности национальной экономики и населения в транспортных услугах. Практически завершены структурные и институциональные преобразования первого этапа рыночных реформ на транспорте. Идет отработка правовых, экономических и административных механизмов, регулирующих транспортную деятельность в новых социально-экономических условиях. Основной целью государственной политики в транспортном комплексе является формирование транспортной системы, способной эффективно и безопасно для человека и окружающей среды удовлетворять возрастающий по объему и качественно меняющийся спрос на перевозки пассажиров и грузов. Таким образом, транспортная система должна, прежде всего, обеспечить объемный рост спроса на транспортные услуги и его структурное изменение. Тенденция к объемному росту обозначилась в 1999г., когда впервые за несколько лет ощутимо возрос спрос на услуги транспорта. На протяжении 1999—2011 гг. наблюдается устойчивый рост как перевозок грузов, так и грузооборота транспортом всех отраслей экономики. Главными узлами транспортной системы становятся универсальные мультимодальные терминалы, обеспечивающие эффективное взаимодействие различных видов транспорта между собой и с грузовладельцами. Резко возросла рыночная ценность комплексных транспортно-логистических услуг. Содержание транспортного бизнеса определяется уже не столько технической и коммерческой эксплуатацией собственно транспортных средств, сколько способностью эффективно управлять товарными и информационными потоками. Таким образом, наряду с количественным наращиванием пропускных и провозных возможностей от транспортной системы требуется реализация новых транспортных технологий, основанных на интеграции технологических преимуществ различных видов транспорта, а также на комплексной информатизации транспортно-распределительных процессов. Интеграция транспортного комплекса в мировую транспортную систему — часть общего процесса интеграции отечественной экономики в мировое рыночное хозяйство. Она идет по следующим трем направлениям: - развитие международного транзита через территорию Республики; - транспортное обеспечение экспорта и импорта; - поддержка Казахстанских транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг. Первые два направления являются наиболее значимыми для экономики Казахстана в целом. В ходе глобализации экономики в начале XXI в. будет практически завершено формирование международных транспортных коридоров. Основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перевозок концентрируются по направлениям Запад — Восток и Север — Юг и совпадают с главными направлениями перевозок в сообщении внутри Казахстана, в районе тяготения которых сосредоточено около двух третей населения и промышленного потенциала страны. Использование транзитного потенциала стимулирует техническое обновление транспорта, приток иностранных инвестиций, пополнение бюджетов транзитных регионов за счет «транзитной ренты» и создание новых рабочих мест. Таким образом, развитие международных транспортных коридоров отвечает как внешним, так и внутренним экономическим интересам Казахстана. Вместе с тем реализация соответствующих проектов в обозримой перспективе будет идти в условиях формирования альтернативных коридоров и усиления конкуренции за транзит. Приоритетными направлениями развития сети автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров являются модернизация, строительство и реконструкция основных магистральных автомобильных дорог в районах крупных городов и других участках с ограниченной пропускной способностью или низким техническим уровнем, а также обустройство автомобильных дорог объектами дорожного сервиса в соответствии с международными требованиями. На автомобильном транспорте будет сформирована система технического обслуживания и контроля автотранспортных средств, отвечающая требованиям международных стандартов. При формировании непротиворечивого и адаптированного к существующим экономическим условиям транспортного законодательства необходимо создание системы устойчивого сотрудничества Министерства транспорта Республики Казахстан с органами государственной власти с тем, чтобы принимаемые ими нормативные акты в области регулирования отдельных сегментов транспортного рынка находились в едином правовом пространстве. Важно позитивное отношение аппаратов полномочных представителей Президента Республики Казахстан, администраций субъектов Республики Казахстан к разработке согласованной концепции формирования транспортного законодательства. |