главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Маратов Рустем Маратович

Казахская инженерно-техническая академия, Казахстан

Пути развития транспортной системы Казахстана

Развитие транспортной системы Казахстана яв­ляется одним из необходимых условий дальнейшей структурной перестройки экономики, повышения конкурентоспособности оте­чественных товаров и услуг на мировых рынках и интеграции стра­ны в динамично изменяющуюся систему международных отно­шений. Глобализация экономических связей в начале XXI в. по­зволяет рассматривать транспорт в качестве одного из важнейших рычагов интеграционных процессов. В связи с наметившейся в Казахстанской экономике тенденцией к оживлению и восстановле­нию реального сектора, постепенной нормализации положения в финансовой и кредитной сфере наблюдается возрастание спроса на услуги транспорта как по объему, так и по номенклатуре. Раз­витие этих позитивных процессов наряду с растущей внутренней и международной конкуренцией предъявляет к транспорту допол­нительные требования по ускорению товародвижения, повыше­нию качества транспортных услуг, снижению транспортной составляющей в конечной цене продукции.

Транспортный комплекс Республики в настоящее время обеспечивает в целом потребности национальной эконо­мики и населения в транспортных услугах. Практически заверше­ны структурные и институциональные преобразования первого этапа рыночных реформ на транспорте. Идет отработка правовых, экономических и административных механизмов, регулирующих транспортную деятельность в новых социально-экономических условиях. Основной целью государственной политики в транспортном комплексе является формирование транспортной системы, способной эффективно и безопасно для человека и окружающей среды удовлетворять возрастающий по объему и качественно ме­няющийся спрос на перевозки пассажиров и грузов. Таким обра­зом, транспортная система должна, прежде всего, обеспечить объемный рост спроса на транспортные услуги и его структурное изменение. Тенденция к объемному росту обозначилась в 1999г., когда впервые за несколько лет ощутимо возрос спрос на услуги транс­порта. На протяжении 1999—2011 гг. наблюдается устойчивый рост как перевозок грузов, так и грузооборота транспортом всех от­раслей экономики.

Главными узлами транспортной системы становятся универ­сальные мультимодальные терминалы, обеспечивающие эффек­тивное взаимодействие различных видов транспорта между собой и с грузовладельцами. Резко возросла рыночная ценность комп­лексных транспортно-логистических услуг. Содержание транспорт­ного бизнеса определяется уже не столько технической и коммер­ческой эксплуатацией собственно транспортных средств, сколько способностью эффективно управлять товарными и информаци­онными потоками. Таким образом, наряду с количественным наращиванием пропускных и провозных возможностей от транспор­тной системы требуется реализация новых транспортных техноло­гий, основанных на интеграции технологических преимуществ различных видов транспорта, а также на комплексной информа­тизации транспортно-распределительных процессов.

Интеграция транс­портного комплекса в мировую транспортную систему — часть общего процесса интеграции отечественной экономики в мировое рыночное хозяйство. Она идет по следующим трем направлениям:

- развитие международного транзита через территорию Республики;

- транспортное обеспечение экспорта и импорта;

- поддержка Казахстанских транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг.

Первые два направления являются наиболее значимыми для экономики Казахстана в целом. В ходе глобализации экономики в на­чале XXI в. будет практически завершено формирование междуна­родных транспортных коридоров.

Основные грузопотоки внешнеторговых и транзитных перево­зок концентрируются по направлениям Запад — Восток и Север — Юг и совпадают с главными направлениями перевозок в сообщении внутри Казахстана, в районе тяготения кото­рых сосредоточено около двух третей населения и промышленно­го потенциала страны. Использование транзитного потенциала сти­мулирует техническое обновление транспорта, приток иностран­ных инвестиций, пополнение бюджетов транзитных регионов за счет «транзитной ренты» и создание новых рабочих мест. Таким образом, развитие международных транспортных коридоров от­вечает как внешним, так и внутренним экономическим интере­сам Казахстана. Вместе с тем реализация соответству­ющих проектов в обозримой перспективе будет идти в условиях формирования альтернативных коридоров и усиления конкуренции за транзит.

Приоритетными направлениями развития сети автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров являют­ся модернизация, строительство и реконструкция основных ма­гистральных автомобильных дорог в районах крупных городов и других участках с ограниченной пропускной способностью или низким техническим уровнем, а также обустройство автомобиль­ных дорог объектами дорожного сервиса в соответствии с между­народными требованиями.

На автомобильном транспорте будет сформиро­вана система технического обслуживания и контроля автотранспортных средств, отвечающая требованиям международных стандартов.

При формировании непротиворечивого и адаптированного к существующим экономическим условиям транспортного законо­дательства необходимо создание системы устойчивого сотрудни­чества Министерства транспорта Республики Казахстан с органами государственной власти с тем, чтобы прини­маемые ими нормативные акты в области регулирования отдельных сегментов транспортного рынка находились в едином право­вом пространстве. Важно позитивное отношение аппаратов пол­номочных представителей Президента Республики Казахстан, администраций субъектов Республики Казахстан к разработке согласованной концепции формирования транспортного законодательства.